Невероятные истории
Крушение известного парохода «Адмирал Нахимов» стало одной из величайших морских трагедий. За каких-то 8 минут огромный круизный лайнер ушел под воду, похоронив 423 человека. Лучший пароход СССР затонул, столкнувшись с сухогрузом. Западные СМИ назвали судно «Советским Титаником»...

31 августа 1986 года — в 13 километрах от Новороссийска затонул пароход «Адмирал Нахимов», гордость пассажирского флота Советского Союза. В Черном море погибли 423 человека. Гибель судна стала одной из самых страшных морских катастроф в истории страны. Происшествие с «Нахимовым» зарубежные СМИ назвали «чудовищной трагедией советского Титаника». Причиной затопления «Адмирала Нахимова» стало столкновение с сухогрузом «Петр Васев», которого вполне можно было избежать. Но капитаны обоих судов, по трагическому стечению обстоятельств, допустили роковые ошибки, стоившие жизни сотням людей.

Расследовать гибель «Адмирала Нахимова» довелось Борису Уварову — в 1986 году он был старшим следователем по особо важным делам Прокуратуры РСФСР. Всей истории погибшего судна следственная группа тогда еще не знала. Между тем биография у «Нахимова» была богатая.

За 61 год до своей гибели, 24 марта 1925 года, судно было спущено на воду в немецком Люббендорфе под названием «Берлин». Уже в сентябре того же года пароход совершил первый рейс в Нью-Йорк и даже поучаствовал в спасении пассажиров затонувшего британского судна.

15 июля 1939 года «Берлин» завершил свою мирную деятельность, получив приказ командования военно-морских сил Германии отправляться в Свинемюнде. Менее чем через два месяца «Берлин» стал госпитальным судном Третьего рейха.

В январе 1945 года «Берлин» подошел к Лиепае, но при входе в порт раздался взрыв — пароход зацепил морскую мину. Несмотря на огромную пробоину, судно продолжило движение, но не могло нормально маневрировать. Вскоре раздался еще один взрыв: «Берлин» напоролся на вторую мину и затонул. В 1947 году пароход начала исследовать группа советских водолазов. Они осмотрели его и удивились качеству: корпус остался крепким, без следов коррозии.

Специалисты пришли к выводу, что «Берлин» можно восстановить и использовать на благо СССР. Начались работы по его подъему. Со второй попытки судно подняли со дна и отбуксировали в док Кронштадтского завода для частичного ремонта. Пароход был переименован в «Адмирала Нахимова» — в честь прославленного русского флотоводца.

Владельцем «Адмирала Нахимова» стало Черноморское морское пароходство, но оно не спешило забирать свое имущество, пока страна решала важные вопросы послевоенного восстановления. Лишь в 1957 году судно получило новую команду. Его первый капитан Николай Соболев был поражен внутренним убранством вверенного ему парохода.

Осмотрев каюты, палубы и технические помещения, Соболев заметил, что «Адмирал Нахимов» похож на музей. Он по-настоящему влюбился в пароход. По его инициативе была переделана вентиляция и сделана современная система кондиционирования, Соболев проводил постоянные учения по спасению утопающих и отрабатывал действия на случай катастрофы.

«Нахимов» имел безупречную репутацию благодаря своему капитану, комфортным условиям на борту и команде, которая постоянно совершенствовала мастерство. Все это создавало стабильный пассажиропоток. Более того, моряки предложили во время стоянок в портах проводить трехчасовые морские прогулки для всех желающих.

Этот аттракцион оказался невероятно востребован у жителей и гостей портовых городов, что прославило пароход на все побережье. За годы службы экипаж «Адмирала Нахимова» получил сотни благодарностей.
Благодаря высокому профессионализму команды «Адмирал Нахимов» совершал и межконтинентальные рейсы. В период Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» ходил на Кубу, бывал у африканского побережья и на Ближнем Востоке.

Но в 1978 году капитан Соболев по состоянию здоровья вынужден был оставить службу и навсегда сойти на берег. Новым капитаном стал Вадим Марков — опытный моряк, водивший большие пассажирские суда по международным маршрутам. Именно он командовал пароходом в роковую ночь 31 августа 1986 года.

Днем 1 сентября 1986 года, когда катер со следователем Уваровым и оперативником КГБ подъехал к месту трагедии, «Адмирал Нахимов» уже был под водой.

На месте находился только крупнотоннажный сухогруз «Петр Васев», нос которого был частично надломлен из-за столкновения.

Уваров вместе с чекистом встретились с капитаном сухогруза Виктором Ткаченко: тот вел себя уверенно и выразил готовность прояснить все детали. Капитан рассказал ему, что в роковую ночь катастрофы он знал: ему предстоит расхождение с пассажирским пароходом. Об этом ему сообщили сотрудники Новороссийского порта.

Ткаченко сказал, что согласовал свой курс с коллегой с «Адмирала Нахимова» и, по его расчетам, должен был разойтись с пароходом на расстоянии в один километр. Спасательная операция на месте гибели «Адмирала Нахимова» продолжалась несколько дней, хотя всех выживших спасли еще в ночь катастрофы. Активное участие в этом приняла команда «Петра Васева» — они вытащили из воды 37 человек.
К
роме того, в спасении участвовал лоцманский катер ЛК-90 — он шел к сухогрузу, чтобы помочь ему зайти в грузовой порт. Командир катера увидел, как пароход после столкновения завалился на борт, и сообщил о ЧП в порт. Также на месте катастрофы работал корабль пограничников.

Погибших свозили на 15-й причал Новороссийского порта. Там же проходило опознание жертв катастрофы родственниками. Все они требовали скорейшего расследования — того же по телефону потребовал и Михаил Горбачев.

Зарубежные СМИ к тому времени уже писали о трагедии «советского Титаника».

От следователя Уварова потребовали немедленно возбудить уголовное дело по статье «Умышленное нарушение правил безопасности, приведшее к гибели людей». Однако Уваров, который уже занимался установлением всех обстоятельств случившегося, заявил, что спешить с квалификацией не стоит. В результате расследование продолжалось несколько месяцев. На время следствия капитанов Маркова и Ткаченко поместили под арест.

Дававшие показания потерпевшие рассказывали, что при отплытии ничто не предвещало беды. На «советском Титанике» сразу началась дискотека в музыкальном салоне, на четвертой палубе был концерт живой музыки, в ресторане и в барах расположились отдыхающие, предвкушавшие морской круиз.

Стоял жаркий день, многие пассажиры были с детьми.

Пассажиры, расположившиеся в каютах нижних палуб, открыли иллюминаторы, чтобы проветрить спальни. В 22:30 в бортовом кинозале начался показ фильма «Я любил вас больше жизни», на котором собралось немало зрителей. Момент столкновения наблюдали только пассажиры, любовавшиеся ночным небом на правом борту лайнера.

Под водой «Петр Васев» проделал в борту «Адмирала Нахимова» пробоину, которая протянулась от седьмого до десятого водонепроницаемого отсека, в которых располагались вторая котельная, машинное отделение, емкости с мазутом и дизельным топливом, продовольственные склады и трюм.

Пассажиры парохода, которые не видели произошедшего, хоть и были сбиты с ног в момент столкновения, но не поняли, что случилось. Тревогу на «Адмирале Нахимове» не объявили, и он продолжил движение. Позже следователи установят, что капитан пытался спасти судно и увести его на мель.

Вскоре на пароходе погас свет. Позже электричество включилось, но затем погасло вновь, а судно начало крениться. Через четыре минуты после столкновения крен составил 45 градусов, и на борту началась страшная паника. Вода хлынула внутрь, чему способствовали открытые на нижней палубе иллюминаторы. «Адмирал Нахимов» стремительно заполнялся водой.

Те, кто был на палубе, прыгали за борт, другие перебирались на поднимавшийся над водой борт и соскальзывали с корпуса в море. Из топливных баков хлынуло топливо, которое сковывало движения тех, кто попал в масляную пленку.

Падающие в воду скамейки и шезлонги буквально сметали цеплявшихся за борт пассажиров и сбрасывая в море.

В узких коридорах люди, не понимавшие, куда бежать, давили друг друга. Страшной оказалась судьба многих детей, которых родители уложили спать и заперли в каютах, а сами ушли на верхние палубы. В темноте в залитые водой коридоры мало кто сумел выйти, а каюты с открытыми иллюминаторами быстро заполнились водой.

В одном из таких коридоров погибла 28-летняя стюардесса Вера Федорчук. Она бросилась к стеллажу с запасными ключами от кают, но он упал и разбился. В темноте Вере понадобилось время, чтобы найти ключи на ощупь, но спасти детей из ловушки она не успела — в считаные минуты судно ушло на дно.

По свидетельствам выживших в катастрофе, на краю гибели ярко проявлялась истинная сущность людей. Были те, кто отнимал у других жилеты, дрался за любое плавсредство, будь то кусок обшивки, спасательный круг, деревянная лавка или шезлонг. Но были и те, кто до последнего вместе с членами экипажа помогал спасаться старикам, женщинам и детям, отдавая им свои жилеты.

Многие пассажиры выжили благодаря стюардессе Татьяне, которая на верхней палубе надевала на пассажиров спасательные жилеты. Люди вспоминали, что она была островком спокойствия в творящемся кругом безумии, сосредоточенно и быстро делала свою работу, не поддаваясь эмоциям. Ее тело нашли лишь через пару дней.

А капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков свой пароход пережил. Он, по словам выживших членов экипажа, до последнего момента находился на капитанском мостике, пока его не смыло за борт. Маркова спасли из воды.

Следствие установило, что капитаны «Адмирала Нахимова», «Петра Васева» и пост регулирования судов в Новороссийске знали, что кораблям предстоит разойтись в 23:10 в Цемесской бухте.
Согласно международным правилам навигации, «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз (морской принцип — пропускает корабль слева), но диспетчер порта связался с капитаном «Петра Васева» Ткаченко и спросил, может ли он пропустить пароход.

Диспетчер привел доводы: на борту почти тысяча пассажиров с детьми, было бы лучше уступить путь. Ткаченко пообещал уступить. В 22:30 экипаж парохода запросил обстановку — и ему доложили о пересече
Показать больше
8 дн. назад

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от Невероятные истории , нажмите внизу под ней

Читайте также:
Невероятные истории
8 дн. назад
Самка сокола с GPS-трекером отправилась в путешествие из Южной Африки в Финляндию.

Ежедневно она пролетала около 230 км, двигаясь по прямой через африканские земли, пока не достигла северной пустыни.

Затем она следовала вдоль Нила через Судан и Египет, избегая полёта над Средиземным морем. Вместо этого она пересекла территорию Сирии и Ливана, также обойдя Чёрное море, ведь пить из него нельзя.

Продолжая путь по прямой, она достигла Финляндии за 42 дня..
Показать больше
MDK
8 дн. назад
На пересдачу
MDK
8 дн. назад
Спортивный костюм, жилетка, кроссовки - готовый комплект со скидкой 20%. У нас собственное производство, поэтому можем себе позволить. Узнать стоимость: vk.me/apton

- рукава на манжете
- костюм не вытягивается и не образует катышек
- жилетка теплая, но не сковывает движения
- широкая размерная сетка до 4XL
- в наличие три цвета
Показать больше
MDK
8 дн. назад
Она сама виновата
MDK
8 дн. назад
Он первый начал
научные мемы
8 дн. назад
В Хорватии обнаружено захоронение, которое, по мнению исследователей, может быть связано с легендой о вампирах.

В прошлом году на археологическом участке Рачеша, расположенном примерно в 112 километрах к юго-востоку от Загреба, было раскопано необычное захоронение. Могила датируется периодом между 13 и 16 веками.

Сначала исследователи обратили внимание на большие камни, которые находились в могиле. Однако, более тщательный осмотр выявил, что скелет был обезглавлен, а череп лежал отдельно от остальных костей. Исследования показали, что тело принадлежало мужчине, которого после смерти намеренно перевернули так, чтобы его туловище было обращено вниз, а другие части тела — вверх. Кроме того, его ноги были вывихнуты.

Такое необычное захоронение может указывать на то, что при жизни этот человек считался аномальным. Люди боялись его и опасались, что он может воскреснуть, став вампиром. Анализ скелета показал, что мужчина вёл довольно жёсткий образ жизни, получая множество различных травм, и скончался от травмы черепа.

Это не первое средневековое захоронение, связанное с легендой о вампирах, которое было обнаружено в Хорватии. В прошлом году похожее захоронение было найдено в районе города Пакрац, в нескольких километрах к северо-западу от места раскопок в Рачеше.
Показать больше
научные мемы
8 дн. назад
Вы знаете, что это такое?
Тапочки? Почти, но нет.

Эти необычные, богато украшенные тапочки называются абуми (яп. 鐙). Они пришли к нам из Японии и представляют собой стремена. Впервые абуми появились в начале V века нашей эры и использовались вплоть до конца XIX века, пока в Японии не стали применять стремена европейского образца.

В эпоху Токугава абуми были особенно популярны среди самурайского сословия. Их изготавливали из металла, а подножки иногда перфорировали, чтобы вода не скапливалась при переходе через реки. Также существуют абуми с отверстиями в носовой части, которые использовались как упор для копий или знамён.
Показать больше
научные мемы
8 дн. назад
Этот краб часто становится домашним питомцем.

Встречайте японского краба-паука (лат. Macrocheira kaempferi) — самого большого из ныне живущих крабов и самого крупного членистоногого в мире. Его длина, если он вытянет все свои конечности, может достигать 6 метров!

В рацион этого краба входят мёртвая рыба, беспозвоночные и водоросли. Однако иногда он может поймать и живую добычу, используя свои мощные клешни. Его можно встретить на морском дне у тихоокеанского побережья Японии и в близлежащих регионах. Обычно он обитает на глубине более 300 метров, но во время кладки яиц поднимается на глубину до 50 метров.
Показать больше
научные мемы
8 дн. назад
Эта очаровательная летучая мышь, обитающая в тропических лесах Центральной и Южной Америки, может показаться довольно устрашающей, но на самом деле она не представляет опасности для человека. Её название — складчатомордый листонос (лат. Centurio senex), и, несмотря на свой внушительный вид, она питается исключительно фруктами, достигая в длину всего 7 сантиметров.

Самки этого вида заметно крупнее самцов. В дневное время самцы предпочитают спать в одиночестве или небольшими группами по 2-3 особи, в то время как самки собираются в большие скопления в густой листве. Во время дневного отдыха складчатомордый листонос закрывает свою морду складкой кожи на подбородке. Над глазами у него также имеются полупрозрачные складки кожи, которые помогают животному различать освещение и замечать движения вокруг.
Показать больше
научные мемы
8 дн. назад
Это дерево было тюрьмой...

Туристы, посещающие город Дерби в Западной Австралии, с интересом узнают о местном мифе, связанном с большим полое деревом Adansonia gregorii, известным как Boab Prison Tree. Это дерево, возраст которого превышает 1500 лет, представляет собой настоящий памятник природы.

Согласно местной легенде, в XIX веке в этом дереве, словно в тюрьме, содержали заключённых аборигенов, которых перевозили в Дерби. Однако, несмотря на популярность этой истории, никаких достоверных доказательств её правдивости не было обнаружено.

Местные краеведы предполагают, что миф о тюрьме возник в конце 1940-х годов, когда в одной из газет появилась статья об этом дереве. Возможно, журналистов вдохновила традиция аборигенов использовать подобные деревья для хранения костных останков своих предков. Наткнувшись на кости, журналисты или местные жители, не знакомые с этой традицией, могли предположить, что кто-то из аборигенов умер в этом дереве, находясь в заточении.

Сегодня это дерево по-прежнему остаётся одной из самых известных достопримечательностей города Дерби, привлекающей внимание туристов и местных жителей.
Показать больше