8 знаковых отличий между петербуржцами и москвичами
Конфронтация москвичей и петербуржцев — тема вечная и благодатная для споров. Мы решили сопоставить стереотипные образы жителей этих двух больших городов и выискать их основные отличия.
1. Речь: поребрик vs. бордюр
Именно о различиях в речи почему-то всегда вспоминают в первую очередь, когда говорят о разности жителей Петербурга и Москвы. На просторах безграничного Интернета можно найти сколько угодно статей о том, что петербуржцы называют бордюр поребриком, подъезд — парадной, шаурму — шавермой, гречку — гречей, сквер — садом, батон — булкой, курицу — курой и т. п. Ясное дело, что и в произношении слов тоже разница имеется: петербуржцы четче выговаривают «ч», тверже «ж», а в московской речи часто слышится типичное «аканье».
2. Темп жизни: размеренность vs. суета
Петербуржец, который приезжает в Москву, долго ужасается скорости, с которой большинство жителей столицы привыкли жить и работать. Точно так же себя чувствуют и москвичи в городе на Неве, которых раздражает медлительность и несосредоточенность местных. Все эти особенности нам кажутся очень естественными, ведь сложно найти хоть одну столицу мира, жизнь в которой не бурлила бы сильнее, нежели в остальных городах страны. В Москву приезжают за деньгами, а они, как известно, сами себя не заработают, потому и приходится вертеться как белка в колесе.
3. Здоровье: простуды vs. стрессы
В условиях постоянного холода и сырости сложно не поддаваться простудным заболеваниям. Насморки, гаймориты и чиханье — вечные спутники Северной столицы. В Москве с климатом получше, но и там есть свой бич — хроническая усталость, стрессы и неврозы. Такие болезни обусловлены всё тем же быстрым темпом, большими нагрузками и объемами поступающей извне информации.
4. Одежда: элегантность vs. экстравагантность
Тут с нами снова будут спорить и с пеной у рта доказывать, что автор нисколько не разбирается в том, о чем говорит (мы с этим давно уже смирились). Однако нельзя игнорировать существование стереотипа о том, что жители Петербурга предпочитают более элегантный и минималистичный стиль в одежде, чем москвичи. Последние, согласно многим мнениям, одеваются броско, экстравагантно, не боятся экспериментировать с цветами, фасонами и текстурами. При этом всём в Москве вы встретите на улицах намного больше людей с брендовыми вещами классов премиум и люкс.
5. Досуг: пешие прогулки vs. элитные клубы
Не секрет, что досуг жителей двух столиц тоже существенно отличается. Петербуржцы любят проводить время за длительными беседами, прогуливаясь пешком и любуясь красотами своего города. Вечерами они часто собираются небольшими компаниями в каких-нибудь уютных и камерных местах. Вместо стадионного концерта петербуржец скорее пойдет на тихий квартирник или литературный вечер, а андеграундный бар предпочтет дорогому ночному клубу. В Москве тоже есть люди, которые развлекаются подобным образом, но большинство гонится за статусом и престижем. Открылся новый дорогой ресторан? Москвич обязан там побывать. Вся элита ходит в определенный клуб? Москвич должен тусоваться там же. Жителям Белокаменной некогда долго болтать и тратить время на пешие прогулки, они даже обеденный перерыв используют как время для бизнес-ланча, а по вечерам выбирают шумные места и масштабные вечеринки.
6. Темперамент: меланхолик vs. холерик
Типичный петербуржец — это персона меланхоличная, часто интровертивная и пассивная, проводящая в раздумьях большую часть своей жизни. Ему свойственна некая леность, расслабленность и сдержанность в эмоциях. Москвичи же, напротив, активны, пассионарны, собраны, конструктивны и экстравертивны. Их темперамент скорее описывает тип холерика или сангвиника. Конечно, это не значит, что мы меряем всех под одну гребенку — изложено стереотипное представление о среднестатистических жителях двух главных городов России. Подтверждать или развенчивать мифы мы не беремся, оставляя это дело социологам и прочим исследователям.
7. Взгляды: консерватор vs. либерал
Город на Неве всегда был консервативным, тогда как столице больше приписывали либерализм. Стоит иметь в виду, что эта черта прослеживается скорее в ценностях, чем в каких-либо общественно-политических взглядах. Санкт-Петербург находится ближе к Европе, что отражается на векторах мышления горожан, которые тем не менее более сложно принимают новшества, оставаясь верными традициям. Москвичи, как любые жители столиц, либеральны в силу разношерстности своего общества. В Белокаменной происходит такое смешение культур разных национальностей, что о консерватизме можно забыть. В целом жителям Москвы приходится быстро адаптироваться к прогрессивным технологиям, более пристально следить за трендами и хорошо воспринимать новаторские идеи.
8. Культура: андеграунд vs. поп
Петербуржцы чтят не только классику, развлекаются не только в музеях и библиотеках, а объясняются не только высокопарным слогом. Всё это присутствует в жизни местных жителей, однако они еще и заядлые любители андеграундного течения в культуре. Попса, к примеру, здесь никогда не пользовалась огромным спросом, что стало благодатной почвой для роста и развития многих рок-музыкантов. Любой начинающий поэт или художник в Санкт-Петербурге имеет больший шанс найти свою аудиторию. Москвичей в этом смысле отличает стремление следовать трендам и популярным направлениям в любых видах искусства. Еще раз подчеркнем, что это вовсе не означает отсутствия в столице приверженцев антимейнстримного движения.
Конфронтация москвичей и петербуржцев — тема вечная и благодатная для споров. Мы решили сопоставить стереотипные образы жителей этих двух больших городов и выискать их основные отличия.
1. Речь: поребрик vs. бордюр
Именно о различиях в речи почему-то всегда вспоминают в первую очередь, когда говорят о разности жителей Петербурга и Москвы. На просторах безграничного Интернета можно найти сколько угодно статей о том, что петербуржцы называют бордюр поребриком, подъезд — парадной, шаурму — шавермой, гречку — гречей, сквер — садом, батон — булкой, курицу — курой и т. п. Ясное дело, что и в произношении слов тоже разница имеется: петербуржцы четче выговаривают «ч», тверже «ж», а в московской речи часто слышится типичное «аканье».
2. Темп жизни: размеренность vs. суета
Петербуржец, который приезжает в Москву, долго ужасается скорости, с которой большинство жителей столицы привыкли жить и работать. Точно так же себя чувствуют и москвичи в городе на Неве, которых раздражает медлительность и несосредоточенность местных. Все эти особенности нам кажутся очень естественными, ведь сложно найти хоть одну столицу мира, жизнь в которой не бурлила бы сильнее, нежели в остальных городах страны. В Москву приезжают за деньгами, а они, как известно, сами себя не заработают, потому и приходится вертеться как белка в колесе.
3. Здоровье: простуды vs. стрессы
В условиях постоянного холода и сырости сложно не поддаваться простудным заболеваниям. Насморки, гаймориты и чиханье — вечные спутники Северной столицы. В Москве с климатом получше, но и там есть свой бич — хроническая усталость, стрессы и неврозы. Такие болезни обусловлены всё тем же быстрым темпом, большими нагрузками и объемами поступающей извне информации.
4. Одежда: элегантность vs. экстравагантность
Тут с нами снова будут спорить и с пеной у рта доказывать, что автор нисколько не разбирается в том, о чем говорит (мы с этим давно уже смирились). Однако нельзя игнорировать существование стереотипа о том, что жители Петербурга предпочитают более элегантный и минималистичный стиль в одежде, чем москвичи. Последние, согласно многим мнениям, одеваются броско, экстравагантно, не боятся экспериментировать с цветами, фасонами и текстурами. При этом всём в Москве вы встретите на улицах намного больше людей с брендовыми вещами классов премиум и люкс.
5. Досуг: пешие прогулки vs. элитные клубы
Не секрет, что досуг жителей двух столиц тоже существенно отличается. Петербуржцы любят проводить время за длительными беседами, прогуливаясь пешком и любуясь красотами своего города. Вечерами они часто собираются небольшими компаниями в каких-нибудь уютных и камерных местах. Вместо стадионного концерта петербуржец скорее пойдет на тихий квартирник или литературный вечер, а андеграундный бар предпочтет дорогому ночному клубу. В Москве тоже есть люди, которые развлекаются подобным образом, но большинство гонится за статусом и престижем. Открылся новый дорогой ресторан? Москвич обязан там побывать. Вся элита ходит в определенный клуб? Москвич должен тусоваться там же. Жителям Белокаменной некогда долго болтать и тратить время на пешие прогулки, они даже обеденный перерыв используют как время для бизнес-ланча, а по вечерам выбирают шумные места и масштабные вечеринки.
6. Темперамент: меланхолик vs. холерик
Типичный петербуржец — это персона меланхоличная, часто интровертивная и пассивная, проводящая в раздумьях большую часть своей жизни. Ему свойственна некая леность, расслабленность и сдержанность в эмоциях. Москвичи же, напротив, активны, пассионарны, собраны, конструктивны и экстравертивны. Их темперамент скорее описывает тип холерика или сангвиника. Конечно, это не значит, что мы меряем всех под одну гребенку — изложено стереотипное представление о среднестатистических жителях двух главных городов России. Подтверждать или развенчивать мифы мы не беремся, оставляя это дело социологам и прочим исследователям.
7. Взгляды: консерватор vs. либерал
Город на Неве всегда был консервативным, тогда как столице больше приписывали либерализм. Стоит иметь в виду, что эта черта прослеживается скорее в ценностях, чем в каких-либо общественно-политических взглядах. Санкт-Петербург находится ближе к Европе, что отражается на векторах мышления горожан, которые тем не менее более сложно принимают новшества, оставаясь верными традициям. Москвичи, как любые жители столиц, либеральны в силу разношерстности своего общества. В Белокаменной происходит такое смешение культур разных национальностей, что о консерватизме можно забыть. В целом жителям Москвы приходится быстро адаптироваться к прогрессивным технологиям, более пристально следить за трендами и хорошо воспринимать новаторские идеи.
8. Культура: андеграунд vs. поп
Петербуржцы чтят не только классику, развлекаются не только в музеях и библиотеках, а объясняются не только высокопарным слогом. Всё это присутствует в жизни местных жителей, однако они еще и заядлые любители андеграундного течения в культуре. Попса, к примеру, здесь никогда не пользовалась огромным спросом, что стало благодатной почвой для роста и развития многих рок-музыкантов. Любой начинающий поэт или художник в Санкт-Петербурге имеет больший шанс найти свою аудиторию. Москвичей в этом смысле отличает стремление следовать трендам и популярным направлениям в любых видах искусства. Еще раз подчеркнем, что это вовсе не означает отсутствия в столице приверженцев антимейнстримного движения.
Показать больше
2 годы назад
2 годы назад
Вслед за римской Патрицией из Летнего сада в Петербурге прозрел товарищ Бендер.
Кто и зачем это делает пока неизвестно.
Кто и зачем это делает пока неизвестно.
2 годы назад
Едем за сокровищами Русского Севера.
Северная сказка на просторах Русского Севера создавалась руками простых крестьян. Здесь и прекрасные образцы деревянного зодчества, и неповторимая нетронутая природа — голубые озера, вечнозеленые сосны и чистейшие реки. При этом северянам удалось не только создать всю эту красоту, но и сохранить ее сквозь века.
1. Успенская церковь – пос. Кондопога, ул. Бумажников, 15.
Крест этой церкви вздымается на 42 метра над землей — именно такова высота Успенского храма, что является одним из впечатляющих шедевров северных земель. Церковь на берегу Онеги построили в 1774 году. Удивительно, но с того момента ее ни разу не перестраивали, поэтому даже сейчас можно наслаждаться ее необычной архитектурой характерной для прионежской школы шатрового зодчества. Нетронутыми остались и интерьеры — они-то и заслуживают пристального внимания: подняв взгляд вверх перед гостями предстает иконописный потолок-небо, в центральном медальоне которого изображен образ Иисуса Христа, что вполне канонично для конструкции подобных небес. Под крышей сохранился и иконостас в стиле барокко.
Успенская церковь обделена вниманием туристов, отчего остается одним из самых удивительных и при этом уединенных мест. Сегодня храм является музеем, филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В летнее время и по праздникам можно попасть на богослужения.
2. Церковь Преображения Господня в Турчасово - Онежский район, дер. Посад.
На Онегу часто приезжают в поисках доказательств существования таинственной Русской Гипербореи. Глядя на местные постройки никаких доказательств искать и не приходится — вот она легендарная северная страна. Здесь на берегу стоит аналог знаменитых Кижей — Церковь Преображения Господня.
Прекрасный многокупольный деревянный собор освящён в 1786 году, а в 1869 году перестроенный и обшитый тесом, стоит в селе совсем нетронутый временем. Это место, не очень знаменито среди туристов. Как и многие другие храмы Русского Севера, церковь в Турчасово закрыта еще в 1930-х. В «нулевых» богослужения возобновили. Правда, не на регулярной основе.
3. Ансамбль Кижского погоста - остров Кижи на Онежском озере.
Его не принято называть этнопарком. Но это все же этнопарк. Причем самый известный в России. Сюда приезжал Даль. С Кижей рисовали картины еще в начале XX века. Главный памятник — Церковь Преображения Господня, заложенная в 1714 году. Уникальное здание: 102 иконы в иконостасе, 22 главы. Красота. Именно ее изображают на большинстве современных открыток. Плюс к тому — «зимняя» Покровская церковь, заложенная в 1764 году: скупое на украшение здание с красивым резным «воротником» под восьмериком. Наконец, есть тут и знаменитая шатровая колокольня, построенная в 1860-е годы. Кижский погост — наверное, самый органичный памятник русского деревянного зодчества, полностью состоящий из местных, а не привозных, сооружений.
4. Вознесенская церковь - Онежский район, село Пияла.
«Сия церковь поставлена при государе Алексее Михайловиче», — гласит надпись на карнизе восточной стены деревянного шатрового храма типа «древяна вверх». Глядя на нее, кажется будто бы постройка вот-вот взлетит ввысь. Вознесенская церковь была построенная в 1654 году. С того самого момента была, есть и остается самым высоким в России подобным храмом. В высоту церковь достигает 45 метров, когда все остальные, сохранившиеся постройки, не превышают 42 метров.
Неподалеку от Вознесенской церкви в 1700 году была построена колокольня. Она также хорошо сохранилась и дошла до наших дней. Ее архитектура несколько контрастирует с самой церковью, но не диссонирует.
5. Канозерские петроглифы - пгт Умба, ул. Дзержинского, 40.
До того, как группа учёных обнаружила ценную находку, туристы, посещавшие остров, не подозревая о том, какое значение имеют рисунки, оставляли свои надписи на скалах, перекрывая написанное древним человеком. Можно представить, что это были за надписи, вспомнив эпизод из фильма «12 стульев», в котором Бендер берёт мел в руки и пишет: «Киса и Ося были здесь».
В 1997 году сотрудники Ревдинского краеведческого музея во время сплава по реке Умба, обнаружили свыше тысячи наскальных рисунков. Канозерское озеро превратилось из обычного места отдыха в центр, куда устремляются исследователи со всей России.
Петроглифы Канозера считаются одним из самых древних следов человека на Кольской земле. Наскальные рисунки расположены на трёх островах и на прибрежной скале. Больше всего рисунков находится на острове Каменный.
На рисунках оставленных нашими предками, изображены люди, звери и предметы обихода. Помимо бытового изображения жизни, древний человек также попытался описать другую сторону своего существования — на скалах нарисованы сцены из семейной жизни и культовые символы — крест, колесо, сцены охоты.
6. Церковь Рождества Христова в Крохино - село Крохино, Белозерский район.
В конце XVIII века у истока реки Шексны, на самом берегу Белого озера, была возведена церковь Рождества Христова, которая стала настоящей архитектурной доминантой всего села Крохино. Однако в 1961 при затоплении водами Шексны села Крохино во время строительства Волго-Балта храм постигла участь Атлантиды. Воды подкрались прямо к самым стенам храма, окружив его и оставив лишь небольшой клочок земли.
Прошло уже несколько десятилетий, но «корабль»-храм так и стоит на своем прежнем месте, возвышаясь над беспощадными водами, конечно, далеко не в том виде, в котором предстал взору жителей Крохино в 1788 году, ныне став единственным в России храмом на воде. В 80-х обрушилась кровля, а в нулевых церковь начала потихоньку превращаться в руины.
Несмотря на это церковь остается ярким археологическим наследием древнего города Белоозеро IX века и Крохинского посада XIV века. Ежедневно сюда приезжают туристы, дабы своими глазами увидеть и запечатлеть своеобразную «Русскую Атлантиду». Ну а особую популярность она получила благодаря фотографам и кинорежиссерам — уникальный храм засветился в фильме Леонида Парфёнова «Цвет нации», а в свое время и в культовом фильме Василия Шукшина «Калина красная».
7. Кенозерский национальный парк - Плесецкий район, д. Вершинино.
Парк – это несколько тысяч гектаров леса, полей и холодных северных озер. Дороги и небольшие старые поселения. Кенозерский парк - уникальная территория. Здесь не сбили в одну маленькую кучку деревянные памятники и не попытались заново собрать квазиизбушки. Это удивительный набор церквей, соборов и поклонных крестов из дерева, которые то тут, то там выглядывают из-за лесов и холмов. Все это великолепие было построено в XVIII-XIX веках и снабжено уникальными росписями. А маленькие поселения имеют практически тысячелетнюю историю. В деревнях пытаются сохранить не только здания, но и быт, каким он был еще в русское Средневековье.
В прошлом году парк был включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А, значит, скоро сюда можно будет ждать огромного наплыва туристов со всех концов света.
Северная сказка на просторах Русского Севера создавалась руками простых крестьян. Здесь и прекрасные образцы деревянного зодчества, и неповторимая нетронутая природа — голубые озера, вечнозеленые сосны и чистейшие реки. При этом северянам удалось не только создать всю эту красоту, но и сохранить ее сквозь века.
1. Успенская церковь – пос. Кондопога, ул. Бумажников, 15.
Крест этой церкви вздымается на 42 метра над землей — именно такова высота Успенского храма, что является одним из впечатляющих шедевров северных земель. Церковь на берегу Онеги построили в 1774 году. Удивительно, но с того момента ее ни разу не перестраивали, поэтому даже сейчас можно наслаждаться ее необычной архитектурой характерной для прионежской школы шатрового зодчества. Нетронутыми остались и интерьеры — они-то и заслуживают пристального внимания: подняв взгляд вверх перед гостями предстает иконописный потолок-небо, в центральном медальоне которого изображен образ Иисуса Христа, что вполне канонично для конструкции подобных небес. Под крышей сохранился и иконостас в стиле барокко.
Успенская церковь обделена вниманием туристов, отчего остается одним из самых удивительных и при этом уединенных мест. Сегодня храм является музеем, филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В летнее время и по праздникам можно попасть на богослужения.
2. Церковь Преображения Господня в Турчасово - Онежский район, дер. Посад.
На Онегу часто приезжают в поисках доказательств существования таинственной Русской Гипербореи. Глядя на местные постройки никаких доказательств искать и не приходится — вот она легендарная северная страна. Здесь на берегу стоит аналог знаменитых Кижей — Церковь Преображения Господня.
Прекрасный многокупольный деревянный собор освящён в 1786 году, а в 1869 году перестроенный и обшитый тесом, стоит в селе совсем нетронутый временем. Это место, не очень знаменито среди туристов. Как и многие другие храмы Русского Севера, церковь в Турчасово закрыта еще в 1930-х. В «нулевых» богослужения возобновили. Правда, не на регулярной основе.
3. Ансамбль Кижского погоста - остров Кижи на Онежском озере.
Его не принято называть этнопарком. Но это все же этнопарк. Причем самый известный в России. Сюда приезжал Даль. С Кижей рисовали картины еще в начале XX века. Главный памятник — Церковь Преображения Господня, заложенная в 1714 году. Уникальное здание: 102 иконы в иконостасе, 22 главы. Красота. Именно ее изображают на большинстве современных открыток. Плюс к тому — «зимняя» Покровская церковь, заложенная в 1764 году: скупое на украшение здание с красивым резным «воротником» под восьмериком. Наконец, есть тут и знаменитая шатровая колокольня, построенная в 1860-е годы. Кижский погост — наверное, самый органичный памятник русского деревянного зодчества, полностью состоящий из местных, а не привозных, сооружений.
4. Вознесенская церковь - Онежский район, село Пияла.
«Сия церковь поставлена при государе Алексее Михайловиче», — гласит надпись на карнизе восточной стены деревянного шатрового храма типа «древяна вверх». Глядя на нее, кажется будто бы постройка вот-вот взлетит ввысь. Вознесенская церковь была построенная в 1654 году. С того самого момента была, есть и остается самым высоким в России подобным храмом. В высоту церковь достигает 45 метров, когда все остальные, сохранившиеся постройки, не превышают 42 метров.
Неподалеку от Вознесенской церкви в 1700 году была построена колокольня. Она также хорошо сохранилась и дошла до наших дней. Ее архитектура несколько контрастирует с самой церковью, но не диссонирует.
5. Канозерские петроглифы - пгт Умба, ул. Дзержинского, 40.
До того, как группа учёных обнаружила ценную находку, туристы, посещавшие остров, не подозревая о том, какое значение имеют рисунки, оставляли свои надписи на скалах, перекрывая написанное древним человеком. Можно представить, что это были за надписи, вспомнив эпизод из фильма «12 стульев», в котором Бендер берёт мел в руки и пишет: «Киса и Ося были здесь».
В 1997 году сотрудники Ревдинского краеведческого музея во время сплава по реке Умба, обнаружили свыше тысячи наскальных рисунков. Канозерское озеро превратилось из обычного места отдыха в центр, куда устремляются исследователи со всей России.
Петроглифы Канозера считаются одним из самых древних следов человека на Кольской земле. Наскальные рисунки расположены на трёх островах и на прибрежной скале. Больше всего рисунков находится на острове Каменный.
На рисунках оставленных нашими предками, изображены люди, звери и предметы обихода. Помимо бытового изображения жизни, древний человек также попытался описать другую сторону своего существования — на скалах нарисованы сцены из семейной жизни и культовые символы — крест, колесо, сцены охоты.
6. Церковь Рождества Христова в Крохино - село Крохино, Белозерский район.
В конце XVIII века у истока реки Шексны, на самом берегу Белого озера, была возведена церковь Рождества Христова, которая стала настоящей архитектурной доминантой всего села Крохино. Однако в 1961 при затоплении водами Шексны села Крохино во время строительства Волго-Балта храм постигла участь Атлантиды. Воды подкрались прямо к самым стенам храма, окружив его и оставив лишь небольшой клочок земли.
Прошло уже несколько десятилетий, но «корабль»-храм так и стоит на своем прежнем месте, возвышаясь над беспощадными водами, конечно, далеко не в том виде, в котором предстал взору жителей Крохино в 1788 году, ныне став единственным в России храмом на воде. В 80-х обрушилась кровля, а в нулевых церковь начала потихоньку превращаться в руины.
Несмотря на это церковь остается ярким археологическим наследием древнего города Белоозеро IX века и Крохинского посада XIV века. Ежедневно сюда приезжают туристы, дабы своими глазами увидеть и запечатлеть своеобразную «Русскую Атлантиду». Ну а особую популярность она получила благодаря фотографам и кинорежиссерам — уникальный храм засветился в фильме Леонида Парфёнова «Цвет нации», а в свое время и в культовом фильме Василия Шукшина «Калина красная».
7. Кенозерский национальный парк - Плесецкий район, д. Вершинино.
Парк – это несколько тысяч гектаров леса, полей и холодных северных озер. Дороги и небольшие старые поселения. Кенозерский парк - уникальная территория. Здесь не сбили в одну маленькую кучку деревянные памятники и не попытались заново собрать квазиизбушки. Это удивительный набор церквей, соборов и поклонных крестов из дерева, которые то тут, то там выглядывают из-за лесов и холмов. Все это великолепие было построено в XVIII-XIX веках и снабжено уникальными росписями. А маленькие поселения имеют практически тысячелетнюю историю. В деревнях пытаются сохранить не только здания, но и быт, каким он был еще в русское Средневековье.
В прошлом году парк был включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А, значит, скоро сюда можно будет ждать огромного наплыва туристов со всех концов света.
Показать больше