30 дн. назад
Индия и западный мир
Александр Македонский (356-323 до нашей эры) был одним из первых влиятельных людей, который развил взаимоотношения Индии с западным миром. После его смерти эти связи возродились только после того как в одной из гаваней Калькутты бросил якорь знаменитый португальский исследователь востока Васко да Гама (1460-1524).
Александр Македонский (356-323 до нашей эры) был одним из первых влиятельных людей, который развил взаимоотношения Индии с западным миром. После его смерти эти связи возродились только после того как в одной из гаваней Калькутты бросил якорь знаменитый португальский исследователь востока Васко да Гама (1460-1524).
Показать больше
30 дн. назад
Подавление Охом Сидона
Момент, выбранный Артаксерксом III, был для него в основном благоприятным.
Ожесточенная дипломатическая борьба, которая шла в это время между свободолюбивыми полисами Эллады и Македонией Филиппа, была, по крайней мере, гарантией того, что ни Афины, ни Спарта или другие крупные полисы не вмешаются в события на Востоке.
Напротив, они могли рассчитывать на Персию как на возможного союзника в борьбе против Македонии Филиппа. По крайней мере именно этим Демосфен оправдывал свою тягу к персам и стремление с ними объединиться.
Афины и Спарта ответили послам персидского Оха, что они будут соблюдать дружественный нейтралитет по отношению к нему, но принять участие в походе отказались.
Помощь Оху оказали фиванцы, пославшие 1000 гоплитов во главе с Лакратом, а также аргосцы, предоставившие в распоряжение Артаксеркса Оха отряд в 3000 гоплитов. Во главе отряда аргосцев был поставлен, по настоятельной просьбе Оха, Никострат — стратег, отличавшийся редкой физической силой. В бою он выступал одетым в львиную шкуру, с палицей в руках, как басилевс, подражая Гераклу.
В это же время как заложника Фивы от Македонии принимают Филоту, сына Пармениона, как гаранта не вмешательство Македонии в дела Персии.
6000 гоплитов дали и малоазиатские города, так что в итоге у Оха оказалось около 10 000 наемников. Но еще до их прибытия Ох, пройдя через Сирию, вторгся в Финикию и расположился лагерем неподалеку от Сидона.
К этому времени Кипр был полностью покорен, и Пнитагор сдался. События эти произошли в самом начале 343 г. до н. э. Пнитагор остался правителем Саламина и правил здесь до времени Александра Македонского. По всей видимости, эллинские наемников Оха приберегал для выполнения главной задачи — покорения мятежного Египта.
Население Сидона, воспользовавшись отсрочкой, которую предоставил им Ох, занялось подготовкой оборонительных сооружений и запасалось продовольствием и всем другим, что могло потребоваться в ходе осады.
Сидоняне окружи
Момент, выбранный Артаксерксом III, был для него в основном благоприятным.
Ожесточенная дипломатическая борьба, которая шла в это время между свободолюбивыми полисами Эллады и Македонией Филиппа, была, по крайней мере, гарантией того, что ни Афины, ни Спарта или другие крупные полисы не вмешаются в события на Востоке.
Напротив, они могли рассчитывать на Персию как на возможного союзника в борьбе против Македонии Филиппа. По крайней мере именно этим Демосфен оправдывал свою тягу к персам и стремление с ними объединиться.
Афины и Спарта ответили послам персидского Оха, что они будут соблюдать дружественный нейтралитет по отношению к нему, но принять участие в походе отказались.
Помощь Оху оказали фиванцы, пославшие 1000 гоплитов во главе с Лакратом, а также аргосцы, предоставившие в распоряжение Артаксеркса Оха отряд в 3000 гоплитов. Во главе отряда аргосцев был поставлен, по настоятельной просьбе Оха, Никострат — стратег, отличавшийся редкой физической силой. В бою он выступал одетым в львиную шкуру, с палицей в руках, как басилевс, подражая Гераклу.
В это же время как заложника Фивы от Македонии принимают Филоту, сына Пармениона, как гаранта не вмешательство Македонии в дела Персии.
6000 гоплитов дали и малоазиатские города, так что в итоге у Оха оказалось около 10 000 наемников. Но еще до их прибытия Ох, пройдя через Сирию, вторгся в Финикию и расположился лагерем неподалеку от Сидона.
К этому времени Кипр был полностью покорен, и Пнитагор сдался. События эти произошли в самом начале 343 г. до н. э. Пнитагор остался правителем Саламина и правил здесь до времени Александра Македонского. По всей видимости, эллинские наемников Оха приберегал для выполнения главной задачи — покорения мятежного Египта.
Население Сидона, воспользовавшись отсрочкой, которую предоставил им Ох, занялось подготовкой оборонительных сооружений и запасалось продовольствием и всем другим, что могло потребоваться в ходе осады.
Сидоняне окружи
Показать больше
30 дн. назад
Ксифос – одноручный обоюдоострый меч, который использовался воинами Эллады. Он представлял основное оружие в битве после пики и копья. Длина классического клинка около 50-60 см, хотя клинки, используемые спартанцами в эпоху воин между персами и греками, предположительно имели длину где-то 30 см.
Клинок ксифоса иногда мог иметь двояковыпуклое или алмазовидное сечение, либо центральное ребро. Обычно меч носили под левой рукой на перевязи. Использовался, преимущественно, в ближнем бою, когда применение копий было уже невозможно.
В классический период мечи изготавливались из железа. В латенской культуре ранний кельтский меч, современник ксифоса, был практически его полным аналогом.
Клинок ксифоса иногда мог иметь двояковыпуклое или алмазовидное сечение, либо центральное ребро. Обычно меч носили под левой рукой на перевязи. Использовался, преимущественно, в ближнем бою, когда применение копий было уже невозможно.
В классический период мечи изготавливались из железа. В латенской культуре ранний кельтский меч, современник ксифоса, был практически его полным аналогом.
Показать больше
30 дн. назад
ФАКТ.
В Древнем Риме в обязательный рацион легионеров входил чеснок, так как, по мнению римлян, кроме целебных свойств, он обладал способностью придавать воинам силу и мужество.
В Древнем Риме в обязательный рацион легионеров входил чеснок, так как, по мнению римлян, кроме целебных свойств, он обладал способностью придавать воинам силу и мужество.
30 дн. назад
30 дн. назад
А вы знали?
Известно, что древние римляне собрали в своей культуре все самое лучшее от ранее существовавших цивилизаций. И даже большинство знаменитых, знакомых всем нам со школьной скамьи, древнегреческих скульптур на самом деле - только римские мраморные копии. Древние греки в большинстве случаев предпочитали работать в бронзе.
Известно, что древние римляне собрали в своей культуре все самое лучшее от ранее существовавших цивилизаций. И даже большинство знаменитых, знакомых всем нам со школьной скамьи, древнегреческих скульптур на самом деле - только римские мраморные копии. Древние греки в большинстве случаев предпочитали работать в бронзе.
Показать больше
30 дн. назад
По преданию, первыми кователями железа были загадочные халибы, обитавшие в середине II тысячелетия в горах Армении. В те времена - да и много позже, вплоть до средних веков - печи не давали температуры, достаточной для плавки железа; металл получали в тестообразном состоянии с примесью шлака - но халибы придумали способ избавиться от шлака с помощью длительной ковки. Почти полтысячелетия халибы ревниво хранили свой секрет, ставили заставы в горах и убивали непрошеных соглядатаев. Металлургия железа была великой тайной и великим открытием - ведь железная руда была повсюду; железо было гораздо дешевле меди, и стоило приоткрыться завесе тайны, как новый металл распространился бы по всему свету и преобразил жизнь людей. Это произошло в конце II тысячелетия; настало время железных топоров, пил и мотыг, люди одержали еще одну победу над природой, позволившую им с легкостью корчевать леса и поднимать целину. Однако главным изделием кузнецов оказались не пилы и не мотыги - преклонив колени и принеся жертву богам в присутствии царя и его воинов, кузнецы ковали мечи. Железный меч стал символом власти, объектом поклонения, божеством: варвары Великой Степи втыкали меч в землю и поклонялись ему, как богу. Настало время железных мечей.
Первыми обладателями мечей стали горцы Армении, урарты; в VIII веке они спустились с гор и стали, подобно хеттам, опустошать окружающие страны. Ашшур оказался на краю гибели; Сжатие, война и голод привели здесь к власти военную диктатуру. Царь Тиглатпаласар III (745-727) спешно вооружил свое войско железными мечами; он создал "царский полк" - первый корпус воинов-профессионалов; на смену народному ополчению пришла регулярная армия, содержавшаяся на царские деньги, прекрасно вооруженная, обученная и скованная железной дисциплиной. Это было Фундаментальное Открытие, переворот в военном деле; "царский полк" стал непобедимым оружием на поле брани. "Вот оно, войско ассирян, - говорил библейский пророк Исайя, - легко и скоро оно придет, не будет у него ни усталого, ни изне
Первыми обладателями мечей стали горцы Армении, урарты; в VIII веке они спустились с гор и стали, подобно хеттам, опустошать окружающие страны. Ашшур оказался на краю гибели; Сжатие, война и голод привели здесь к власти военную диктатуру. Царь Тиглатпаласар III (745-727) спешно вооружил свое войско железными мечами; он создал "царский полк" - первый корпус воинов-профессионалов; на смену народному ополчению пришла регулярная армия, содержавшаяся на царские деньги, прекрасно вооруженная, обученная и скованная железной дисциплиной. Это было Фундаментальное Открытие, переворот в военном деле; "царский полк" стал непобедимым оружием на поле брани. "Вот оно, войско ассирян, - говорил библейский пророк Исайя, - легко и скоро оно придет, не будет у него ни усталого, ни изне
Показать больше
30 дн. назад
Сколько людей в Риме умели читать и писать? Гораздо меньше, чем сегодня, разумеется, но все же значительно больше, чем в предшествующие эпохи. Ведь римское общество первым осуществило "демократизацию" алфавита: никогда доселе в древности не было стольких людей, в самых разных слоях общества, которые бы умели читать, писать и считать: мужчины и женщины, старики и молодежь, богатые и бедные.
У египтян, к примеру, только писцы умели читать и писать. В Средние века лишь монахи обладали этими знаниями. Остальная часть населения пребывала в невежестве, включая правящую верхушку: Карл Великий умел читать, а писать — нет. Если вы спросите, как такое возможно, подумайте про живопись: мы все можем оценить красоту картины, но мало кто умеет рисовать. И в отношении чтения и письма происходило нечто подобное.
Такое положение сохранялось на протяжении многих столетий: в Италии в 1875 году 66% населения все еще было неграмотным, то есть два итальянца из трех. Большая часть неграмотных жили в сельской местности, а в городах было больше умеющих читать и писать.
В римских городах можно обнаружить огромное количество надписей: это и надписи на храмах, и цены в харчевнях, имена рабов на "ошейниках", этикетки амфор, надгробные надписи (даже на кладбищах рабов), не говоря уже о многочисленных надписях на стенах и в лупанариях. Вот уж кого нельзя было назвать "темным народом".
И правящий класс отличался от ему подобных в другие эпохи: среди аристократов имело широкое распространение владение двумя языками - латинским и греческим. А ведь в ту эпоху достаточно было знать лишь один из них.
У египтян, к примеру, только писцы умели читать и писать. В Средние века лишь монахи обладали этими знаниями. Остальная часть населения пребывала в невежестве, включая правящую верхушку: Карл Великий умел читать, а писать — нет. Если вы спросите, как такое возможно, подумайте про живопись: мы все можем оценить красоту картины, но мало кто умеет рисовать. И в отношении чтения и письма происходило нечто подобное.
Такое положение сохранялось на протяжении многих столетий: в Италии в 1875 году 66% населения все еще было неграмотным, то есть два итальянца из трех. Большая часть неграмотных жили в сельской местности, а в городах было больше умеющих читать и писать.
В римских городах можно обнаружить огромное количество надписей: это и надписи на храмах, и цены в харчевнях, имена рабов на "ошейниках", этикетки амфор, надгробные надписи (даже на кладбищах рабов), не говоря уже о многочисленных надписях на стенах и в лупанариях. Вот уж кого нельзя было назвать "темным народом".
И правящий класс отличался от ему подобных в другие эпохи: среди аристократов имело широкое распространение владение двумя языками - латинским и греческим. А ведь в ту эпоху достаточно было знать лишь один из них.
Показать больше
2 мс. назад
Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смеси бокса и борьбы без правил.
2 мс. назад
Законы спартанцев.
Дав Спарте законы, Ликург позаботился, чтобы они были вечными и неизменными. Он объявил, что едет в Дельфы спросить еще раз волю Аполлона, и взял со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. Спартанцы поклялись. Тогда Ликург уехал в Дельфы и там, на чужбине, бросился на меч. Даже тело свое он завещал сжечь, а пепел развеять над морем, чтобы его останки не попали в Спарту.
Спартанцы гордились, что их законы — самые лучшие и древние. Чужеземцев они презирали. Уезжать за границу спартанцу запрещалось, как запрещается воину покидать лагерь. Чужеземцев, приезжавших в Спарту, раз в несколько лет изгоняли поголовно особым указом — чтобы спартанцы не научились плохому, а иноземцы — хорошему. Один афинянин сказал спартанцу: «Вы, спартанцы, — неучи». «Да, — ответил спартанец, — из всех греков мы одни не научились у вас ничему дурному».
Дав Спарте законы, Ликург позаботился, чтобы они были вечными и неизменными. Он объявил, что едет в Дельфы спросить еще раз волю Аполлона, и взял со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. Спартанцы поклялись. Тогда Ликург уехал в Дельфы и там, на чужбине, бросился на меч. Даже тело свое он завещал сжечь, а пепел развеять над морем, чтобы его останки не попали в Спарту.
Спартанцы гордились, что их законы — самые лучшие и древние. Чужеземцев они презирали. Уезжать за границу спартанцу запрещалось, как запрещается воину покидать лагерь. Чужеземцев, приезжавших в Спарту, раз в несколько лет изгоняли поголовно особым указом — чтобы спартанцы не научились плохому, а иноземцы — хорошему. Один афинянин сказал спартанцу: «Вы, спартанцы, — неучи». «Да, — ответил спартанец, — из всех греков мы одни не научились у вас ничему дурному».
Показать больше
2 мс. назад
Пиры и Развлечения древних египтян...
Богатые египтяне устраивали в своих резиденциях пышные пиры. Гости вкушали изысканные блюда, в то время как молодые танцовщицы развлекали их под аккомпанемент музыкантов.
Хозяин усадьбы и его жена принимали гостей в зале для приемов. Гостей, в зависимости от занимаемого ранга, рассаживали в кресла, на скамьи, на табуреты или на циновки. Обычно мужчины устраивались с одной стороны комнаты, а женщины - с другой. Дети, принимавшие участие в празднике, садились на циновки или на подушки.
Каждый прибывший гость получал в знак благодарности за визит бутон цветка лотоса и гирлянды цветов. Слуги приносили маленькие конусы, изготовленные из жира и пчелиного воска, с благовониями. Их водружали гостям на голову, и благовония медленно таяли под действием тепла, растекаясь по волосам и шее, распространяя приятный запах. В примыкающей к залу комнате слуги массировали плечи и ступни гостей ароматическими мазями и духами.
Больших столов не было. Приглашенные рассаживались по двое, по трое вокруг небольших столиков с расставленными кушаньями. Столовых приборов не было: пищу брали руками, мясо клали на хлеб. Несколько раз за время пира служанки подавали каждому гостю чашу с водой, чтобы он мог ополоснуть руки. Правила этикета требовали, чтобы к концу ужина пальцы у гостей были чистыми.
Конечно же любому пиру предшествовала беготня по лавкам и суета на кухне. Египтяне отдавали предпочтение блюдам из мяса и птицы, таким как жареные утки, перепелки, голуби, жаркое из газели, мясо газели, тушенное с овощами или в соусе. Любимым мясом была говядина. Из нее готовили жаркое. Праздничное застолье редко обходилось без жаренного на вертеле гуся. Овощи обычно раскладывали на столах. Особенно ценились лук-порей, чеснок и редис. На десерт подавали булочки с медом, сушеными финиками и виноградом. Всевозможные фрукты грудами лежали в корзинах. Гости пили пиво, вино, финиковую и гранатовую водку, нередко без меры. На столе расставляли золотые и серебряные кубки, глиняную расписную посуду.
Пир непременно сопровождался музыкой и танцами. Музыканты играли на традиционных египетских инструментах: арфах, флейтах, гобоях, бубнах, хлопушках. В Новом царстве из Азии завезли лиры и кифары (струнные инструменты). Певцы исполняли песни в аккомпанемент танцам. В эпоху Древнего царства эти танцы включали элементы акробатики (прыжки, колесо). В Среднем царстве они очень напоминали танец живота, который исполнялся также в арабских странах. Гости также любили слушать чтецов, пересказывающих египетские легенды.
Богатые египтяне устраивали в своих резиденциях пышные пиры. Гости вкушали изысканные блюда, в то время как молодые танцовщицы развлекали их под аккомпанемент музыкантов.
Хозяин усадьбы и его жена принимали гостей в зале для приемов. Гостей, в зависимости от занимаемого ранга, рассаживали в кресла, на скамьи, на табуреты или на циновки. Обычно мужчины устраивались с одной стороны комнаты, а женщины - с другой. Дети, принимавшие участие в празднике, садились на циновки или на подушки.
Каждый прибывший гость получал в знак благодарности за визит бутон цветка лотоса и гирлянды цветов. Слуги приносили маленькие конусы, изготовленные из жира и пчелиного воска, с благовониями. Их водружали гостям на голову, и благовония медленно таяли под действием тепла, растекаясь по волосам и шее, распространяя приятный запах. В примыкающей к залу комнате слуги массировали плечи и ступни гостей ароматическими мазями и духами.
Больших столов не было. Приглашенные рассаживались по двое, по трое вокруг небольших столиков с расставленными кушаньями. Столовых приборов не было: пищу брали руками, мясо клали на хлеб. Несколько раз за время пира служанки подавали каждому гостю чашу с водой, чтобы он мог ополоснуть руки. Правила этикета требовали, чтобы к концу ужина пальцы у гостей были чистыми.
Конечно же любому пиру предшествовала беготня по лавкам и суета на кухне. Египтяне отдавали предпочтение блюдам из мяса и птицы, таким как жареные утки, перепелки, голуби, жаркое из газели, мясо газели, тушенное с овощами или в соусе. Любимым мясом была говядина. Из нее готовили жаркое. Праздничное застолье редко обходилось без жаренного на вертеле гуся. Овощи обычно раскладывали на столах. Особенно ценились лук-порей, чеснок и редис. На десерт подавали булочки с медом, сушеными финиками и виноградом. Всевозможные фрукты грудами лежали в корзинах. Гости пили пиво, вино, финиковую и гранатовую водку, нередко без меры. На столе расставляли золотые и серебряные кубки, глиняную расписную посуду.
Пир непременно сопровождался музыкой и танцами. Музыканты играли на традиционных египетских инструментах: арфах, флейтах, гобоях, бубнах, хлопушках. В Новом царстве из Азии завезли лиры и кифары (струнные инструменты). Певцы исполняли песни в аккомпанемент танцам. В эпоху Древнего царства эти танцы включали элементы акробатики (прыжки, колесо). В Среднем царстве они очень напоминали танец живота, который исполнялся также в арабских странах. Гости также любили слушать чтецов, пересказывающих египетские легенды.
Показать больше
2 мс. назад
Шу—египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отждествления Атума с Ра считался сыном Ра.
При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсу.
При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с Тотом и Хонсу.
Показать больше
2 мс. назад
С точки зрения вечности
На латыни: Sub specie aeternitatis.
Из работы нидерландского философа Бенедикта Спинозы, который в своем сочинении «Этика» писал, что дух вечен потому, что он воспринимает все явления и вещи с точки зрения вечности — Sub specie aeternitatis.
Цитируется как шутливая формула утешения — мелкие житейские неурядицы следует соотносить с действительно важными вещами. И тогда эти неурядицы сами обнаружат свой малозначащий характер.
На латыни: Sub specie aeternitatis.
Из работы нидерландского философа Бенедикта Спинозы, который в своем сочинении «Этика» писал, что дух вечен потому, что он воспринимает все явления и вещи с точки зрения вечности — Sub specie aeternitatis.
Цитируется как шутливая формула утешения — мелкие житейские неурядицы следует соотносить с действительно важными вещами. И тогда эти неурядицы сами обнаружат свой малозначащий характер.
Показать больше
2 мс. назад
Гней Помпей, командуя армией, ежедневно упражнялся, состязаясь с солдатами: с ловкими - в прыжках, в быстрыми - в беге, а с самыми сильными - в поднятии тяжестей.
2 мс. назад
«Золотой дом» Нерона был самым большим по площади дворцом в истории, за исключением Запретного города в Пекине.
2 мс. назад
Организация римской конницы
Тактической единицей римской конницы была турма, состоящая и 3 декурий, по 10 человек в каждой. Командование декуриями осуществляли декурионы, старший из которых был в то же время командиром турмы. К этим трем офицерам выбирали еще троих, которые ездили в замке, так что турма нормальной численности состояла из 6 офицеров и 30 нижних чинов. При построении турма представляла 3 шеренги по 10 человек, иногда 4 — по 8 человек. Командир турмы становился впереди ее, два других декуриона — на обоих флангах в передней шеренге, прочие 3 офицера — в замке, за серединой турмы и за флангами. Также каждая турма имела свой значок.
Конница составляла 1/11 силы легиона, включавшего в себя 10 турм, по одной на каждую когорту. Конница не имела постоянного места в построении: ее располагали или на обоих флангах пехоты, или всю вместе в передней линии, или же, наконец, позади пехоты. Если в легионах союзных войск пехота имела ту же численность, что и в римских, то конница была вдвое сильнее и состояла из 640 человек, в отличие от римских 320.
Турма строилась на полных интервалах, т.е. промежутках, равных длине фронта, и на каждый ряд давалось 5 футов, чтобы всадник мог свободно действовать своим метательным оружием. 16 турм вспомогательных войск, соединенных вместе, составляли крыло, или алу (ala), находившееся под начальством префекта. Часть конницы, размещенная на флангах, обычно перемешивалась с легкой пехотой; на остальную часть, размещенную позади пехоты, возлагалось преследование.
Римляне, хотя и считали службу в коннице почетной и пополняли ряды ее знатными юношами, но до Пунических войн они не понимали ее духа, не придавали ей должного значения и не умели ни обучать ее, ни пользоваться ею. Древним римлянам не приходила в голову возможность пустить ее стеной на противника и быстротой и массой ее сломить его сопротивление; они ставили ей, как уже было сказано, только две цели: разведывание и преследование. Напротив того, к спешиванию конницы прибегали так часто, что надо удивляться, отчего не было сформировано особых отрядов тяжеловооруженных драгун, которые, спешившись, могли бы занять в боевом порядке место рядом с триариями или лучшей пехотой. Этого не делали и ограничивались обладанием плохо снаряженной и вооруженной конницы, которая была совершенно неспособна выполнить свою задачу даже в такое время, когда метательное оружие поражало только на несколько шагов.
Тактической единицей римской конницы была турма, состоящая и 3 декурий, по 10 человек в каждой. Командование декуриями осуществляли декурионы, старший из которых был в то же время командиром турмы. К этим трем офицерам выбирали еще троих, которые ездили в замке, так что турма нормальной численности состояла из 6 офицеров и 30 нижних чинов. При построении турма представляла 3 шеренги по 10 человек, иногда 4 — по 8 человек. Командир турмы становился впереди ее, два других декуриона — на обоих флангах в передней шеренге, прочие 3 офицера — в замке, за серединой турмы и за флангами. Также каждая турма имела свой значок.
Конница составляла 1/11 силы легиона, включавшего в себя 10 турм, по одной на каждую когорту. Конница не имела постоянного места в построении: ее располагали или на обоих флангах пехоты, или всю вместе в передней линии, или же, наконец, позади пехоты. Если в легионах союзных войск пехота имела ту же численность, что и в римских, то конница была вдвое сильнее и состояла из 640 человек, в отличие от римских 320.
Турма строилась на полных интервалах, т.е. промежутках, равных длине фронта, и на каждый ряд давалось 5 футов, чтобы всадник мог свободно действовать своим метательным оружием. 16 турм вспомогательных войск, соединенных вместе, составляли крыло, или алу (ala), находившееся под начальством префекта. Часть конницы, размещенная на флангах, обычно перемешивалась с легкой пехотой; на остальную часть, размещенную позади пехоты, возлагалось преследование.
Римляне, хотя и считали службу в коннице почетной и пополняли ряды ее знатными юношами, но до Пунических войн они не понимали ее духа, не придавали ей должного значения и не умели ни обучать ее, ни пользоваться ею. Древним римлянам не приходила в голову возможность пустить ее стеной на противника и быстротой и массой ее сломить его сопротивление; они ставили ей, как уже было сказано, только две цели: разведывание и преследование. Напротив того, к спешиванию конницы прибегали так часто, что надо удивляться, отчего не было сформировано особых отрядов тяжеловооруженных драгун, которые, спешившись, могли бы занять в боевом порядке место рядом с триариями или лучшей пехотой. Этого не делали и ограничивались обладанием плохо снаряженной и вооруженной конницы, которая была совершенно неспособна выполнить свою задачу даже в такое время, когда метательное оружие поражало только на несколько шагов.
Показать больше
2 мс. назад
Древний Египет« Жизнь и смерть».
Версий о загробной жизни праведников у древних египтян тоже несколько.
По самой распространенной из них покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства - в Поля Иару, "Поля Камыша". Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.
В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Божества обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот - тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки - ушебти.
Слово "ушебти" означает "ответчик". Шестая глава "Книги Мёртвых" рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: "Я здесь!" и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.
Но существуют и другие версии, например, по одной из них души праведников присоединяются к войску Ра, которое ведет непрерывный бой со Змеем Апопом - олицетворением Зла и Тьмы. Апоп противник Истины, тот, кто не служит Истине - попадает под власть Апопа. Размышляя, египтяне предполагали, что и после смерти борьба человека с Тьмой не заканчивается.
Это говорит о том, что представления о загробной жизни египтян не ограничивались определенными догмами и давали почву для размышлений.
Особенно интересна в этом плане легенда о внуке Рамсеса II Са-Осирисе, который очень быстро постиг все священные таинства и побеждал в состязаниях самых мудрых жрецов. В заключение легенды говорится о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый жрец, снова посланный жить на землю, чтобы спасти Та-Кемет от злого колдуна.
В финале легенды, выполнив свою миссию, он прощается с близкими и исчезает, возвращается назад в Другой Мир. Эта легенда говорит о том, что, размышляя о загробной жизни, египтяне предполагали, что Бог может послать человека вновь на землю для исполнения какой-то миссии. В отличие от индийской теории реинкарнации, где человек не помнит прошлых жизней, Са-Осирис знал кто он, и во второй жизни не утратил навыков из первой, к тому же он был послан с определенной миссией - спасти Египет, что полностью противоречит индийским учения о переселении души.
Таким образом, можно заключить, что древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает свое служение Истине и борьбу против Тьмы - Апопа.
Версий о загробной жизни праведников у древних египтян тоже несколько.
По самой распространенной из них покойный отправлялся к месту своего вечного блаженства - в Поля Иару, "Поля Камыша". Сопровождал его туда бог-покровитель Шаи.
В Полях Камыша его ждала такая же жизнь, какую он вёл на земле, только без земных тревог, горестей, нужды и забот. Божества обеспечивали умершего пищей, делали его загробные пашни плодородными, скот - тучным. Чтобы покойные могли наслаждаться отдыхом, чтоб не пришлось им своими руками обрабатывать поля и самим пасти скот, в гробницах, в специальных ящиках, оставляли деревянные или глиняные фигурки - ушебти.
Слово "ушебти" означает "ответчик". Шестая глава "Книги Мёртвых" рассказывает о том, как заставить ушебти трудиться. Когда в Полях Камыша боги позовут покойного на работу, человечек-ушебти должен вместо хозяина выйти вперёд, откликнуться: "Я здесь!" и беспрекословно исполнить работу, которую ему поручат.
Но существуют и другие версии, например, по одной из них души праведников присоединяются к войску Ра, которое ведет непрерывный бой со Змеем Апопом - олицетворением Зла и Тьмы. Апоп противник Истины, тот, кто не служит Истине - попадает под власть Апопа. Размышляя, египтяне предполагали, что и после смерти борьба человека с Тьмой не заканчивается.
Это говорит о том, что представления о загробной жизни египтян не ограничивались определенными догмами и давали почву для размышлений.
Особенно интересна в этом плане легенда о внуке Рамсеса II Са-Осирисе, который очень быстро постиг все священные таинства и побеждал в состязаниях самых мудрых жрецов. В заключение легенды говорится о том, что этот мальчик был не кто иной, как умерший полторы тысячи лет назад знаменитый жрец, снова посланный жить на землю, чтобы спасти Та-Кемет от злого колдуна.
В финале легенды, выполнив свою миссию, он прощается с близкими и исчезает, возвращается назад в Другой Мир. Эта легенда говорит о том, что, размышляя о загробной жизни, египтяне предполагали, что Бог может послать человека вновь на землю для исполнения какой-то миссии. В отличие от индийской теории реинкарнации, где человек не помнит прошлых жизней, Са-Осирис знал кто он, и во второй жизни не утратил навыков из первой, к тому же он был послан с определенной миссией - спасти Египет, что полностью противоречит индийским учения о переселении души.
Таким образом, можно заключить, что древние египтяне верили, что после смерти человек продолжает свое служение Истине и борьбу против Тьмы - Апопа.
Показать больше
2 мс. назад
На этой иллюстрации изображены два центуриона. Слева центурион без доспехов. Поверх туники наброшен плащ – сагум. Туника подпоясана ремнем, являющимся символом воина. На ремне центурион носит кинжал – пугио. В руках – посох из виноградной лозы – хорошее средство обучения легионеров. На ногах оба центуриона носят не сандалии, а башмаки – calcei. Центурион справа вооружен гладиусом. На голове шлем галльского типа “Ажан-Порт”, на ногах поножи, панцирь выполнен из кожи. Поверх панциря бравый центурион носит на кожаных ремнях фалеры – награды за боевые заслуги. Из под панциря выглядывает поддевка из льна, прикрывающая плечи и пах защитными полосами – птеригами.
Показать больше
2 мс. назад
Древняя лапша
При проведении археологических раскопок в 2005 году в Лацзя (en:Lajia), археологическая культура Цицзя (2400—1900 до н. э.), была обнаружена лапша 4000-летней давности из проса (вместо традиционной пшеничной муки), сохранившаяся в перевернутой глиняной миске, что создало вакуум между миской и осадочными отложениями, в которых она лежала. Лапша напоминает традиционную современную китайскую лапшу для лагмана, которая делается путём «многократного раскатывания и растяжки теста руками».
При проведении археологических раскопок в 2005 году в Лацзя (en:Lajia), археологическая культура Цицзя (2400—1900 до н. э.), была обнаружена лапша 4000-летней давности из проса (вместо традиционной пшеничной муки), сохранившаяся в перевернутой глиняной миске, что создало вакуум между миской и осадочными отложениями, в которых она лежала. Лапша напоминает традиционную современную китайскую лапшу для лагмана, которая делается путём «многократного раскатывания и растяжки теста руками».
Показать больше
2 мс. назад
Шутка императора
Римский император Галлиен не прославился какими нибудь значительными достижениями, зато в историю вошла одна его шутка.
Один ювелир, уличенный в торговле фальшивыми драгоценными камнями, был приговорен к смерти на арене, т.е. его дожны были разорвать дикие звери на потеху публике. И вот несчастного мошейника выводят на арену и ставят на середину, на против огромной львиной клетки. Несколько минут проходят в напряженном ожидании неминуемой ужасной смерти и когда клетка с грохотом открылась, нервы у бывшего ювелира не выдержали и он теряет сознание и падает.
А из клетки вышел цыпленок. Когда затих смех на трибунах император Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Ювелира же привели в чувство и помиловали.
Римский император Галлиен не прославился какими нибудь значительными достижениями, зато в историю вошла одна его шутка.
Один ювелир, уличенный в торговле фальшивыми драгоценными камнями, был приговорен к смерти на арене, т.е. его дожны были разорвать дикие звери на потеху публике. И вот несчастного мошейника выводят на арену и ставят на середину, на против огромной львиной клетки. Несколько минут проходят в напряженном ожидании неминуемой ужасной смерти и когда клетка с грохотом открылась, нервы у бывшего ювелира не выдержали и он теряет сознание и падает.
А из клетки вышел цыпленок. Когда затих смех на трибунах император Галлиен повелел объявить: «Этот человек обманывал, поэтому и его обманули». Ювелира же привели в чувство и помиловали.
Показать больше
2 мс. назад
Многие египетские фараоны считали своим долгом оставить духовное завещание своему наследнику. Это делалось в первую очередь для того, чтобы после их смерти Египтом продолжали править Божественная Мудрость и законы справедливости. Одно из самых известных произведений, дошедших до наших дней, — поучения одного из фараонов Древнего царства своему сыну и наследнику, царю Мерикаре.
Авторами учений были также визири, отвечавшие за то, чтобы законы гармонии и справедливости всегда оставались стержнем государственной жизни Египта. Самый известный из них Птаххотеп, визирь VI династии. Он оставил письменное свидетельство своего богатого жизненного опыта, когда ему исполнилось 110 лет — такого возраста, как традиционно считается, достигали мудрецы Египта.
Другие мудрецы пророчествовали о несчастьях и катастрофах, ожидавших Египет. Чтобы среди хаоса и немилости богов возродить гармонию, они предлагали единственно верное решение — «искать Мудрость и применять ее в жизни». В Новом царстве в период расцвета Карнака, когда создавалась Долина Царей, в письменных источниках появляются имена известнейших мудрецов Египта: Ани, Аменемопе, Анхшешонк, Петосирис и многие другие…
Авторами учений были также визири, отвечавшие за то, чтобы законы гармонии и справедливости всегда оставались стержнем государственной жизни Египта. Самый известный из них Птаххотеп, визирь VI династии. Он оставил письменное свидетельство своего богатого жизненного опыта, когда ему исполнилось 110 лет — такого возраста, как традиционно считается, достигали мудрецы Египта.
Другие мудрецы пророчествовали о несчастьях и катастрофах, ожидавших Египет. Чтобы среди хаоса и немилости богов возродить гармонию, они предлагали единственно верное решение — «искать Мудрость и применять ее в жизни». В Новом царстве в период расцвета Карнака, когда создавалась Долина Царей, в письменных источниках появляются имена известнейших мудрецов Египта: Ани, Аменемопе, Анхшешонк, Петосирис и многие другие…
Показать больше
2 мс. назад
Римский Вексиллум
Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, — полотнище на древке — имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения.
К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла — наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III—II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу — знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи — из золота.
Известно, что император Траян, правивший в 98—117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники.
Военное знамя римлян
На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, — орел, в когортах — дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центурия
Начнем с региона, откуда происходит вексиллум, давший название сегодняшней науке о знаменах и флагах. Предшественники современных флагов, таких, которые мы знаем сегодня, — полотнище на древке — имели другой вид. Это были шесты с навершиями в виде резных символических фигур (без полотнища). Римские военные знаки (знамена) известны по описаниям древних авторов, которые дают в отношении времени их появления, тактического использования и, главное, формы довольно противоречивые сведения.
К числу древнейших военных знаков они единодушно относят орла — наиболее распространенную древнюю эмблему победы, которой способствуют боги. В Древнем Риме орла называли «птицей Юпитера», а Юпитер, как известно, у римлян был верховным божеством. Римский писатель Плиний Младший сообщает, что ко времени Пунических войн (III—II в. до н. э.) в римских легионах, кроме орла, в качестве значков использовались также фигуры волка, минотавра (мифического чудовища в виде человекобыка), вепря и лошади. Римский полководец и консул Марий, при котором завершился переход от ополчения к профессиональному войску, в I в. до н. э. ввел в качестве единого знака легиона аквилу — знаменитого римского орла. В период Республики он изготовлялся из серебра, в эпоху Империи — из золота.
Известно, что император Траян, правивший в 98—117 годах, при котором Римская империя максимально расширила свои границы, в конце I века ввел знамена из ткани в виде драконов. Причем особую роль играли императорские драконы, окрашенные в пурпурный цвет. Производство пурпура (особой краски из пурпуроносных улиток) в Римской империи было прерогативой государства, за изготовлением изделий из пурпурной ткани тщательно наблюдали императорские чиновники.
Военное знамя римлян
На основе сообщений Аммиана Марцеллина и других древних историков, ученые сделали обобщение существующих к IV веку нашей эры римских военных знаков: в легионах это, как правило, — орел, в когортах — дракон, отличающийся от императорского размерами и цветом, в центурия
Показать больше
2 мс. назад
алигула однажды «захватил океан» и привёз ракушки в качестве трофеев .
До нас дошло немного свидетельств и документов о временах правления Калигулы. В первые два года пребывания во главе Римской империи он описывается, как умеренный и благородный монарх, а затем источники говорят о нём, как о расточительном, жестоком и сексуально распущенном тиране.
В последнее время достоверность этих источников всё чаще ставится под сомнение, однако известно, что во время своего краткого правления Калигула вынашивал идеи о расширении абсолютной власти себя, как императора. Однажды он отправился к проливу Ла-Манш с военной экспедицией, которая должна была собирать на берегу раковины, которые затем доставили в Рим. Калигула утверждал, что захватил океан и привёз с собой трофеи.
Калигула однажды «захватил океан» и привёз ракушки в качестве трофеев
При управлении государством этот тщеславный римский кесарь особое внимание уделял строительству для себя роскошных дворцов и честолюбивым архитектурным проектам. Так, он начал строительство двух акведуков — «Aqua Claudia» и «Anio Novus», для улучшения снабжения Рима водой. Одно из достижений Калигулы в качестве римского императора — присоединение Мавритании. В 41-м году н. э. Калигула стал первым из кесарей, который был убит.
До нас дошло немного свидетельств и документов о временах правления Калигулы. В первые два года пребывания во главе Римской империи он описывается, как умеренный и благородный монарх, а затем источники говорят о нём, как о расточительном, жестоком и сексуально распущенном тиране.
В последнее время достоверность этих источников всё чаще ставится под сомнение, однако известно, что во время своего краткого правления Калигула вынашивал идеи о расширении абсолютной власти себя, как императора. Однажды он отправился к проливу Ла-Манш с военной экспедицией, которая должна была собирать на берегу раковины, которые затем доставили в Рим. Калигула утверждал, что захватил океан и привёз с собой трофеи.
Калигула однажды «захватил океан» и привёз ракушки в качестве трофеев
При управлении государством этот тщеславный римский кесарь особое внимание уделял строительству для себя роскошных дворцов и честолюбивым архитектурным проектам. Так, он начал строительство двух акведуков — «Aqua Claudia» и «Anio Novus», для улучшения снабжения Рима водой. Одно из достижений Калигулы в качестве римского императора — присоединение Мавритании. В 41-м году н. э. Калигула стал первым из кесарей, который был убит.
Показать больше
2 мс. назад
Девственницы - весталки были женщинами, которые поддерживали священный огонь Весты, римской богини хранительницы очага. Если они теряли свою девственность, даже в результате изнасилования, их закапывали живьем в неотмеченную ничем могилу. За всю тысячелетнюю историю храма этому наказанию было подвергнуто только 18 весталок.
Показать больше