2 годы назад
13 августа 1907 года родилась великая советская киноактриса и педагог, Герой Социалистического труда, Лауреат двух Сталинских премий, кавалер двух орденов Ленина, Народная артистка СССР ТАМАРА ФЁДОРОВНА МАКАРОВА.
В 1917 году после Октябрьской революции её отец пропал без вести. В 14 лет Макарова, собрав соседских детей, создала собственную труппу; театр зарегистрировали, и ребята стали получать паёк. В 1924 году по окончании средней школы поступила в актёрскую Мастерскую Фореггера («Мастфор»). Там впервые встретилась с Сергеем Герасимовым.
В 1927 году дебютировала в кино в фильме «Чужой пиджак». На фабрику «Совкино» (ныне «Ленфильм») попала случайно, буквально с улицы: её привёл ассистент Григория Козинцева и Леонида Трауберга. На съёмках этой картины вновь встретилась с Герасимовым. Молодые люди сблизились и поженились. Вся дальнейшая творческая деятельность актрисы была связана с мужем. По его совету в 1927 году поступила на киноотделение Техникума сценических искусств, которое окончила в 1930 году.
Темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда занимают значительное место в творчестве актрисы. До 1943 года оставалась в городе. Макарова участвовала в организации обороны, работала инструктором в политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой в одном из госпиталей. В том же году супруги вступили в ВКП(б).
Их совместной работой в этот период стал фильм «Непобедимые» (1942) о героической борьбе советского народа. Фильм был поставлен Герасимовым совместно с Михаилом Калатозовым, и актриса сыграла в нём одну из главных ролей.
С 1943 года Макарова преподавала во ВГИКе, который позже стал носить имя Герасимова; в 1968 году стала профессором учебного заведения. Вместе с мужем руководила объединённой мастерской. Делу преподавания отдавались до конца, были одной семьёй со студентами, часто задействовали их в своих картинах. Первый же выпуск целиком снялся в фильме «Молодая гвардия» (1948), который вывел на орбиту целую плеяду молодых актёров: Инну Макарову, Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова, Клару Лучко, Виктора Авдюшко, Людмилу Шагалову, Евгения Моргунова.
Среди учеников супружеской пары были Татьяна Лиознова, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Жанна Болотова, Евгений Жариков, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Аким Салбиев, Николай Ерёменко-младший и многие другие. Особенно трепетно Макарова — у которой не было собственных детей — относилась к Николаю Губенко, детдомовцу, потерявшему родителей в Великую Отечественную войну: через сокурсников она передавала ему деньги, а во время занятий «учила манерам» его и ещё двух неимущих студентов, заставляя опустошить пятилитровую кастрюлю с едой.
Смерть мужа в 1985 году стала для Макаровой большим ударом: перестала сниматься, но продолжала преподавать во ВГИКе. В 1995 году выпустила книгу воспоминаний «Послесловие». В том же году был убит приёмный сын Артур Макаров. Убийцы не были найдены.
Скончалась 19 января 1997 года на 90-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
В 1917 году после Октябрьской революции её отец пропал без вести. В 14 лет Макарова, собрав соседских детей, создала собственную труппу; театр зарегистрировали, и ребята стали получать паёк. В 1924 году по окончании средней школы поступила в актёрскую Мастерскую Фореггера («Мастфор»). Там впервые встретилась с Сергеем Герасимовым.
В 1927 году дебютировала в кино в фильме «Чужой пиджак». На фабрику «Совкино» (ныне «Ленфильм») попала случайно, буквально с улицы: её привёл ассистент Григория Козинцева и Леонида Трауберга. На съёмках этой картины вновь встретилась с Герасимовым. Молодые люди сблизились и поженились. Вся дальнейшая творческая деятельность актрисы была связана с мужем. По его совету в 1927 году поступила на киноотделение Техникума сценических искусств, которое окончила в 1930 году.
Темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда занимают значительное место в творчестве актрисы. До 1943 года оставалась в городе. Макарова участвовала в организации обороны, работала инструктором в политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой в одном из госпиталей. В том же году супруги вступили в ВКП(б).
Их совместной работой в этот период стал фильм «Непобедимые» (1942) о героической борьбе советского народа. Фильм был поставлен Герасимовым совместно с Михаилом Калатозовым, и актриса сыграла в нём одну из главных ролей.
С 1943 года Макарова преподавала во ВГИКе, который позже стал носить имя Герасимова; в 1968 году стала профессором учебного заведения. Вместе с мужем руководила объединённой мастерской. Делу преподавания отдавались до конца, были одной семьёй со студентами, часто задействовали их в своих картинах. Первый же выпуск целиком снялся в фильме «Молодая гвардия» (1948), который вывел на орбиту целую плеяду молодых актёров: Инну Макарову, Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова, Клару Лучко, Виктора Авдюшко, Людмилу Шагалову, Евгения Моргунова.
Среди учеников супружеской пары были Татьяна Лиознова, Людмила Гурченко, Зинаида Кириенко, Наталья Фатеева, Жанна Болотова, Евгений Жариков, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Аким Салбиев, Николай Ерёменко-младший и многие другие. Особенно трепетно Макарова — у которой не было собственных детей — относилась к Николаю Губенко, детдомовцу, потерявшему родителей в Великую Отечественную войну: через сокурсников она передавала ему деньги, а во время занятий «учила манерам» его и ещё двух неимущих студентов, заставляя опустошить пятилитровую кастрюлю с едой.
Смерть мужа в 1985 году стала для Макаровой большим ударом: перестала сниматься, но продолжала преподавать во ВГИКе. В 1995 году выпустила книгу воспоминаний «Послесловие». В том же году был убит приёмный сын Артур Макаров. Убийцы не были найдены.
Скончалась 19 января 1997 года на 90-м году жизни в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Показать больше
2 годы назад
Жена приходит к мужу на свидание в тюрьму, спустя 4 года, как его посадили. Муж недовольно спрашивает:
— Почему ты так давно ко мне не приходила?
— Я ходила к начальнику тюрьмы и просила, чтобы тот сократил тебе хотя бы годик, ведь тебе дали 25 лет.
— Ну и... что?
— Он сказал, что если я один раз сделаю ужин, то на пол-года сократит.
— А ты чего?..
Читать целиком...
— Почему ты так давно ко мне не приходила?
— Я ходила к начальнику тюрьмы и просила, чтобы тот сократил тебе хотя бы годик, ведь тебе дали 25 лет.
— Ну и... что?
— Он сказал, что если я один раз сделаю ужин, то на пол-года сократит.
— А ты чего?..
Читать целиком...
Показать больше
2 годы назад
ЧТОБЫ ПОМНИТЬ ВСЕГДА!
СЕГОДНЯ ЛЕГЕНДАРНОМУ ЛЁТЧИКУ РОМАНУ ФИЛИППОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 39
Посмотрите ему в глаза! Совсем ещё мальчишка. Ему бы жить да жить... Беречь жену, воспитывать детей...
В 2001 Рома окончил школу, учился хорошо, увлекался спортом, мечтал стать лётчиком. В 2006 окончил Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова.
Служил в 187-м гвардейском штурмовом авиационном полку. Прошёл все должности от старшего лётчика до заместителя командира эскадрильи штурмового авиаполка Восточного военного округа, откуда и был откомандирован в расположение авиационной группы ВКС России в Сирии.
3 февраля 2018 при выполнении облёта зоны деэскалации «Идлиб» российский штурмовик Су-25СМ под управлением майора Филипова сбивают выстрелом из ПЗРК. Летчик пытается отвести самолёт подальше от вражеской территории. Но горящий двигатель раскаляет машину, пилот катапультируется... На земле Роман попадает в окружение боевиков и принимает неравный бой: отстреливается от нападавших из пистолета Стечкина.
Террористы подходят всё ближе, в какой-то момент попадают в лётчика, но он, тяжело раненный, продолжает обороняться. Когда расстояние становится минимальным, Роман Филиппов бросает гранату и подрывает себя вместе с боевиками. «ЭТО ВАМ ЗА ПАЦАНОВ!» — последние его слова.
Звание Героя Российской Федерации было присвоено Роману уже через несколько дней после подвига. Тогда о нём говорила вся страна.
Сейчас говорят мало... Но мы будем помнить нашего Героя. Помнить всегда!
СЕГОДНЯ ЛЕГЕНДАРНОМУ ЛЁТЧИКУ РОМАНУ ФИЛИППОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 39
Посмотрите ему в глаза! Совсем ещё мальчишка. Ему бы жить да жить... Беречь жену, воспитывать детей...
В 2001 Рома окончил школу, учился хорошо, увлекался спортом, мечтал стать лётчиком. В 2006 окончил Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова.
Служил в 187-м гвардейском штурмовом авиационном полку. Прошёл все должности от старшего лётчика до заместителя командира эскадрильи штурмового авиаполка Восточного военного округа, откуда и был откомандирован в расположение авиационной группы ВКС России в Сирии.
3 февраля 2018 при выполнении облёта зоны деэскалации «Идлиб» российский штурмовик Су-25СМ под управлением майора Филипова сбивают выстрелом из ПЗРК. Летчик пытается отвести самолёт подальше от вражеской территории. Но горящий двигатель раскаляет машину, пилот катапультируется... На земле Роман попадает в окружение боевиков и принимает неравный бой: отстреливается от нападавших из пистолета Стечкина.
Террористы подходят всё ближе, в какой-то момент попадают в лётчика, но он, тяжело раненный, продолжает обороняться. Когда расстояние становится минимальным, Роман Филиппов бросает гранату и подрывает себя вместе с боевиками. «ЭТО ВАМ ЗА ПАЦАНОВ!» — последние его слова.
Звание Героя Российской Федерации было присвоено Роману уже через несколько дней после подвига. Тогда о нём говорила вся страна.
Сейчас говорят мало... Но мы будем помнить нашего Героя. Помнить всегда!
Показать больше
2 годы назад
Приводят ребёнка лет 8 - 10 с запросом: хамит, спорит, не слушается, делает по своему.
Сначала встреча с родителями, и на ней один из родителей (чаще одного пола с ребёнком) демонстрирует хорошо поставленную речь, своё, довольно категоричное мнение, подкреплённое множеством аргументов.
Второй родитель, обычно молчит или что-то пытается сказать, но довольно быстро первый его перебивает.
⠀
Потом происходит встреча с ребёнком, и что же я вижу? Человек с хорошо поставленной речью, своим мнением, подкреплённым множеством довольно логичных аргументов.
⠀
И чему тут удивляться: ведь от осинки же не родятся апельсинки.
⠀
А всё его "хамское" поведение возникает на фоне того, что ему, такому умному и со своим мнением, другой тоже умный и со своим мнением - не даёт высказаться.
Или если даёт, но не воспринимает мнение ребёнка всерьёз.
А ребёнку так важно, чтобы его выслушал и УСЛЫШАЛ именно этот родитель, на которого ребёнок так похож. Именно он.
Ведь в этом возрасте как раз формируется умение формулировать своё мнение и высказывать его, а также выслушивать мнение оппонента, и корректировать свои идеи, в зависимости от услышанного.
⠀
Тупик? Нет - диалог.
Иногда просто учимся делать паузы в родительском монологе, чтобы дать слово младшему.
И когда последний выскажется - не говорить обесценивающее: "это всё ерунда', или "какая чушь", а искренне начинать с того, что в этом мнении понравилось, заслуживает внимания.
⠀
Конечно, такое общение требует больше времени.
Но выстраивает прочный мостик контакта между родителем и ребёнком.
Мостик, помогающий перейти из детства в подростковый возраст с ощущением - уважаемый мной родитель, ко мне прислушивается - значит, я тоже уважаемый человек и чего-то добьюсь в этой жизни.
А если что-то пойдёт не так, всегда можно прийти к родителю, обсудить и меня услышат.
⠀
Так просто и так сложно для подобного типа личностей.
⠀
Встречались с такой ситуацией?
Мария Серебрякова и Светлана Смирнова
Сначала встреча с родителями, и на ней один из родителей (чаще одного пола с ребёнком) демонстрирует хорошо поставленную речь, своё, довольно категоричное мнение, подкреплённое множеством аргументов.
Второй родитель, обычно молчит или что-то пытается сказать, но довольно быстро первый его перебивает.
⠀
Потом происходит встреча с ребёнком, и что же я вижу? Человек с хорошо поставленной речью, своим мнением, подкреплённым множеством довольно логичных аргументов.
⠀
И чему тут удивляться: ведь от осинки же не родятся апельсинки.
⠀
А всё его "хамское" поведение возникает на фоне того, что ему, такому умному и со своим мнением, другой тоже умный и со своим мнением - не даёт высказаться.
Или если даёт, но не воспринимает мнение ребёнка всерьёз.
А ребёнку так важно, чтобы его выслушал и УСЛЫШАЛ именно этот родитель, на которого ребёнок так похож. Именно он.
Ведь в этом возрасте как раз формируется умение формулировать своё мнение и высказывать его, а также выслушивать мнение оппонента, и корректировать свои идеи, в зависимости от услышанного.
⠀
Тупик? Нет - диалог.
Иногда просто учимся делать паузы в родительском монологе, чтобы дать слово младшему.
И когда последний выскажется - не говорить обесценивающее: "это всё ерунда', или "какая чушь", а искренне начинать с того, что в этом мнении понравилось, заслуживает внимания.
⠀
Конечно, такое общение требует больше времени.
Но выстраивает прочный мостик контакта между родителем и ребёнком.
Мостик, помогающий перейти из детства в подростковый возраст с ощущением - уважаемый мной родитель, ко мне прислушивается - значит, я тоже уважаемый человек и чего-то добьюсь в этой жизни.
А если что-то пойдёт не так, всегда можно прийти к родителю, обсудить и меня услышат.
⠀
Так просто и так сложно для подобного типа личностей.
⠀
Встречались с такой ситуацией?
Мария Серебрякова и Светлана Смирнова
Показать больше
2 годы назад
Сыну исполнилось три года и сегодня он первый день пошел в садик.
Пришла забирать его и мне воспитательница сказала, что сегодня была беседа с детьми на тему, как зовут ваших мам. У всех детей Ани, Марины. И только у моего сына мама — Дорогая (муж так называет).
Было очень приятно)
Пришла забирать его и мне воспитательница сказала, что сегодня была беседа с детьми на тему, как зовут ваших мам. У всех детей Ани, Марины. И только у моего сына мама — Дорогая (муж так называет).
Было очень приятно)
Показать больше
2 годы назад
Иногда дети балуются и не слушаются родителей, потому что им не понятна причина, по которой нужно вести себя иначе. Объясните ребенку, почему сейчас вы никак не можете остановиться на площадке и поиграть. Только не ругайтесь, а объясните.
Фразы «Я же тебе сто раз говорила! Ну, сколько можно говорить - не пойдем мы играть на площадку!», «Почему? Почему? Потому что я так сказала» – объяснением не считаются.
Объяснения, к примеру, могут звучать так:
«Мы не можем сейчас здесь поиграть, потому нам нужно заплатить за электричество. Иначе у нас дома отключат свет, и ты не сможешь посмотреть мультфильм».
«Кажется, я замерзла, если мы сейчас не пойдем домой, я заболею, мне будет плохо, я уже не смогу с тобой играть».
«Нельзя брать чужое в гостях без спросу, потому что нас в гости могут больше не позвать».
Фразы «Я же тебе сто раз говорила! Ну, сколько можно говорить - не пойдем мы играть на площадку!», «Почему? Почему? Потому что я так сказала» – объяснением не считаются.
Объяснения, к примеру, могут звучать так:
«Мы не можем сейчас здесь поиграть, потому нам нужно заплатить за электричество. Иначе у нас дома отключат свет, и ты не сможешь посмотреть мультфильм».
«Кажется, я замерзла, если мы сейчас не пойдем домой, я заболею, мне будет плохо, я уже не смогу с тобой играть».
«Нельзя брать чужое в гостях без спросу, потому что нас в гости могут больше не позвать».
Показать больше
2 годы назад
Счастье в улыбках детей
Доказаны все теоремы, Но в мире сует и страстей, Заглавная всё-таки Тема – Здоровье и Счастье детей… Такой мотивации лучше... Нигде не найти никогда… Уходят печали, как тучи, А дети – они Навсегда! Когда безысходность стеною ... И станет спиной лучший друг, Тепло согревает святое - От детских и солнечных рук…Слезинки в глазах высыхают… Равно остальное нулю, Как только сынок, обнимая, Прошепчет «Я маму люблю!» Что знаем о Счастье? Немного… Но в мире сует и страстей, Я знаю, что Дети – от Бога, А Счастье – в улыбках Детей…
Ирина Самарина-Лабиринт
Доказаны все теоремы, Но в мире сует и страстей, Заглавная всё-таки Тема – Здоровье и Счастье детей… Такой мотивации лучше... Нигде не найти никогда… Уходят печали, как тучи, А дети – они Навсегда! Когда безысходность стеною ... И станет спиной лучший друг, Тепло согревает святое - От детских и солнечных рук…Слезинки в глазах высыхают… Равно остальное нулю, Как только сынок, обнимая, Прошепчет «Я маму люблю!» Что знаем о Счастье? Немного… Но в мире сует и страстей, Я знаю, что Дети – от Бога, А Счастье – в улыбках Детей…
Ирина Самарина-Лабиринт
Показать больше
2 годы назад
КАК НАУЧИТЬ СЫНА ОБЩАТЬСЯ С ДЕВОЧКАМИ: ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ
Дергать за косички – обычная история. Почему мальчики это делают? Как научить мальчика общаться с девочкой по-человечески? Что нужно обсудить, чтобы научить будущего мужчину уважать девочек, их желания и интересы? Журналист Наталья Калашникова поговорила с разными родителями и сделала важные выводы.
«Дергать за косички» — это ненормально
Рассказ мамы девочки:
Дочка:
— Мама, почему Вася в садике ко мне все время пристает?!
Уже почти произношу: «Потому что ты ему нравишься», — но вовремя останавливаюсь. Хотя это правда! Он пристает к ней, потому что она ему нравится! Нет, потому что она ему нравится, он хочет с ней играть! А пристает, потому что хочет с ней играть. Но снова ловлю себя за кончик языка. Потому что проблема не в этом.
— Потому что он не умеет говорить прямо, что хочет с тобой играть.
Ситуация, когда один ребенок не хочет играть с другим, скорее рядовая. Нерядовой ее делает реакция взрослых. Наблюдая за Васей и Машей, воспитательницы в саду или бабульки на лавочке на детской площадке умильно улыбаются, тем самым поощряя Васю. Мама Васи спрашивает: «Что, сынок, нравится тебе Маша?». Мамы Маш в большинстве случаев скажут: «Ты ему просто нравишься!». И Вася, и Маша понимают, что приставание к девочке, вне зависимости от ее желания, и есть проявление симпатии. Поведенческая модель готова.
Что делать?
- Не объяснять приставания, тычки, толчки мальчика его симпатией к девочке! Тычки и толчки — недопустимое поведение вне зависимости от мотивов.
- Учить простому «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»: «Тебе понравится, если девочка, выражая симпатию, начнёт тебя пинать и дразнить? Что ты подумаешь об этой девочке? Вооот».
- Учить относиться к девочкам так же, как к мальчикам. Тебе хочется подружиться с другим мальчиком, что ты будешь делать? Скорее всего, вы найдете какие-то общие интересы, — может, вам нравятся одинаковые фильмы или мультики, игры, игрушки. Когда мальчики хотят дружить, они потенциального друга не «дергают за косички».
- Воспитывать в ребенке право на «нет» и уважение к чужому «нет». Если в семье ребенка в ответ на его отказ или на выражение нежелания начинают уламывать, уговаривать, то и он будет вести себя так же с другими детьми.
- Если ваш мальчик у вас на глазах в ответ на девочкино «не хочу» продолжает приставать к ней, вмешайтесь: «Если она не хочет с тобой играть, ничего не поделаешь. Я понимаю, что это обидно, мне бы тоже было обидно. Играй с другими или один, — я могу предложить во что».
Мы не можем уберечь детей от всех обид и разочарований. И не должны уберегать, потому что разочарования, неисполненные желания – часть жизни. Но мы можем помочь детям пережить это, а достижения и удачи — помогать организовывать в мире спорта, в командных играх, в творчестве, в учебе, в домашнем труде, в семье.
Жуткая установка: мальчик должен добиваться своего! И мальчик добивается. В том числе внимания девочки (а далее ее поцелуя и т.д.). Любой ценой.
Что делать?
Направить энергию ребенка в созидательное русло. Пусть добивается того, чтобы его трехэтажная башня из кубиков не падала – учится ставить кубики ровно. Или того, чтобы удар по мячу был ровным. Или перепроверяет решение задачки, если оно не совпало с ответом.
Другой человек не может быть целью, трофеем. Другой человек может быть только партнером.
А если все же очень хочется добиться внимания девочки?
- Хочешь подружиться — делай и говори что-то интересное и приятное этой девочке, а не обидное, больное и смешное для других.
- Предлагай интересные равные занятия, где вы будете делать что-то вместе.
- Хочешь поиграть в ее игру — спроси, чем она занимается и можно ли к ней присоединиться. Умей отойти, если девочка не хочет. Может быть, в другой раз она сама предложит поиграть или что-то сделать вместе.
- Расспроси ее о чем-то, что ей нравится — о ее увлечениях, любимых книгах или фильмах, спорте, питомцах, поездках.
- Рассказывая о себе, не перебивай ее и не пытайся переиграть, показать себя более крутым, чем она.
- Если вы в одной группе в детсаду или часто встречаетесь на детской площадке, можно каждый день лично здороваться и прощаться с девочкой. Доброжелательность творит чудеса.
- Помогай девочке, только когда она просит о помощи. Да-да, девочки нуждаются в помощи не больше, чем мальчики, не нужно относиться к ним, как к беспомощным и как к неумехам! Образ принцессы, которую надо спасать, навязан и девочкам, и мальчикам.
- Не трогай девочку руками и ничем другим (лопаткой, мячом, ногой), это может быть ей некомфортно.
- Жизнь такова, что девочки с малолетства приучаются опасаться мальчиков, и их боязнь небезосновательна. Будь вежливым и безопасным, и девочка это заметит.
Стесняться — естественно и нормально
В предпубертате задиристое отношение мальчиков к девочкам может быть вызвано просто стеснением и неуклюжими попытками его преодолеть.
Объясните мальчику, что это нормально – то, что ему нравятся девочки, и то, что он этого стесняется – тоже нормально! Стеснение – естественный психический механизм! Без стеснения не вырабатывается понимания интимности. Без стеснения не выработается бережного отношения к чувствам — своим и девочкиным.
Не высмеивайте мальчика, не говорите: «Ты же мужчина, подойди к ней!» Лучше скажите: «Я очень даже понимаю, что ты стесняешься, это нормально и естественно – стесняться».
Ты как девчонка!
К сожалению, взрослые нередко высмеивают мальчиков за желание играть с девочками. А иногда даже ругают за то, что может быть маркировано как принадлежащее к девочковому миру: за игры с куклами, за любовь к ярким и светлым цветам, за интерес к рукоделию и домашнему хозяйству. Некоторые родители чуть не впадают в панику, когда мальчик на детской площадке берет покатать чужую игрушечную коляску с куклой или просит накрасить ему ногти фломастером. И мальчик воспринимает свой интерес к девочкам, как стыдный.
Пока в нашем обществе у мальчиков формируется представление, что иметь что-то общее с девочками – это ужасно, спокойного и доброжелательного обращения с девочками ждать не приходится.
Но радует, что все больше родителей понимают: игры в куклы необходимы для развития ребенка вне зависимости от его пола, а сексуальная ориентация не зависит от того, во что мальчика одевали и с кем он играл в раннем детстве.
Если мальчика дразнят за вежливость с девочками?
Да, это непростой выбор – поступать как порядочный и воспитанный человек и оказаться в оппозиции к товарищам или сделать плохо другим, но остаться в компании, в стае. Да, сын, я понимаю, как нелегко в этом разобраться и поступить верно.
Что такое «верно» в данном контексте? Не делать плохо другому человеку – девочке.
А вообще, если мальчика дразнят товарищи за вежливое обращение с девочками (а такое случается), следует помнить, что повод для травли может быть любой. Если не вежливость, так заикание, низкий/высокий рост или любовь к литературе. Разбираться с этим нужно, как с любой травлей в детском коллективе: морально поддерживать своего ребенка, разговаривать с воспитателями, учителями, при необходимости с детьми и их родителями.
Наталья Калашникова
Дергать за косички – обычная история. Почему мальчики это делают? Как научить мальчика общаться с девочкой по-человечески? Что нужно обсудить, чтобы научить будущего мужчину уважать девочек, их желания и интересы? Журналист Наталья Калашникова поговорила с разными родителями и сделала важные выводы.
«Дергать за косички» — это ненормально
Рассказ мамы девочки:
Дочка:
— Мама, почему Вася в садике ко мне все время пристает?!
Уже почти произношу: «Потому что ты ему нравишься», — но вовремя останавливаюсь. Хотя это правда! Он пристает к ней, потому что она ему нравится! Нет, потому что она ему нравится, он хочет с ней играть! А пристает, потому что хочет с ней играть. Но снова ловлю себя за кончик языка. Потому что проблема не в этом.
— Потому что он не умеет говорить прямо, что хочет с тобой играть.
Ситуация, когда один ребенок не хочет играть с другим, скорее рядовая. Нерядовой ее делает реакция взрослых. Наблюдая за Васей и Машей, воспитательницы в саду или бабульки на лавочке на детской площадке умильно улыбаются, тем самым поощряя Васю. Мама Васи спрашивает: «Что, сынок, нравится тебе Маша?». Мамы Маш в большинстве случаев скажут: «Ты ему просто нравишься!». И Вася, и Маша понимают, что приставание к девочке, вне зависимости от ее желания, и есть проявление симпатии. Поведенческая модель готова.
Что делать?
- Не объяснять приставания, тычки, толчки мальчика его симпатией к девочке! Тычки и толчки — недопустимое поведение вне зависимости от мотивов.
- Учить простому «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»: «Тебе понравится, если девочка, выражая симпатию, начнёт тебя пинать и дразнить? Что ты подумаешь об этой девочке? Вооот».
- Учить относиться к девочкам так же, как к мальчикам. Тебе хочется подружиться с другим мальчиком, что ты будешь делать? Скорее всего, вы найдете какие-то общие интересы, — может, вам нравятся одинаковые фильмы или мультики, игры, игрушки. Когда мальчики хотят дружить, они потенциального друга не «дергают за косички».
- Воспитывать в ребенке право на «нет» и уважение к чужому «нет». Если в семье ребенка в ответ на его отказ или на выражение нежелания начинают уламывать, уговаривать, то и он будет вести себя так же с другими детьми.
- Если ваш мальчик у вас на глазах в ответ на девочкино «не хочу» продолжает приставать к ней, вмешайтесь: «Если она не хочет с тобой играть, ничего не поделаешь. Я понимаю, что это обидно, мне бы тоже было обидно. Играй с другими или один, — я могу предложить во что».
Мы не можем уберечь детей от всех обид и разочарований. И не должны уберегать, потому что разочарования, неисполненные желания – часть жизни. Но мы можем помочь детям пережить это, а достижения и удачи — помогать организовывать в мире спорта, в командных играх, в творчестве, в учебе, в домашнем труде, в семье.
Жуткая установка: мальчик должен добиваться своего! И мальчик добивается. В том числе внимания девочки (а далее ее поцелуя и т.д.). Любой ценой.
Что делать?
Направить энергию ребенка в созидательное русло. Пусть добивается того, чтобы его трехэтажная башня из кубиков не падала – учится ставить кубики ровно. Или того, чтобы удар по мячу был ровным. Или перепроверяет решение задачки, если оно не совпало с ответом.
Другой человек не может быть целью, трофеем. Другой человек может быть только партнером.
А если все же очень хочется добиться внимания девочки?
- Хочешь подружиться — делай и говори что-то интересное и приятное этой девочке, а не обидное, больное и смешное для других.
- Предлагай интересные равные занятия, где вы будете делать что-то вместе.
- Хочешь поиграть в ее игру — спроси, чем она занимается и можно ли к ней присоединиться. Умей отойти, если девочка не хочет. Может быть, в другой раз она сама предложит поиграть или что-то сделать вместе.
- Расспроси ее о чем-то, что ей нравится — о ее увлечениях, любимых книгах или фильмах, спорте, питомцах, поездках.
- Рассказывая о себе, не перебивай ее и не пытайся переиграть, показать себя более крутым, чем она.
- Если вы в одной группе в детсаду или часто встречаетесь на детской площадке, можно каждый день лично здороваться и прощаться с девочкой. Доброжелательность творит чудеса.
- Помогай девочке, только когда она просит о помощи. Да-да, девочки нуждаются в помощи не больше, чем мальчики, не нужно относиться к ним, как к беспомощным и как к неумехам! Образ принцессы, которую надо спасать, навязан и девочкам, и мальчикам.
- Не трогай девочку руками и ничем другим (лопаткой, мячом, ногой), это может быть ей некомфортно.
- Жизнь такова, что девочки с малолетства приучаются опасаться мальчиков, и их боязнь небезосновательна. Будь вежливым и безопасным, и девочка это заметит.
Стесняться — естественно и нормально
В предпубертате задиристое отношение мальчиков к девочкам может быть вызвано просто стеснением и неуклюжими попытками его преодолеть.
Объясните мальчику, что это нормально – то, что ему нравятся девочки, и то, что он этого стесняется – тоже нормально! Стеснение – естественный психический механизм! Без стеснения не вырабатывается понимания интимности. Без стеснения не выработается бережного отношения к чувствам — своим и девочкиным.
Не высмеивайте мальчика, не говорите: «Ты же мужчина, подойди к ней!» Лучше скажите: «Я очень даже понимаю, что ты стесняешься, это нормально и естественно – стесняться».
Ты как девчонка!
К сожалению, взрослые нередко высмеивают мальчиков за желание играть с девочками. А иногда даже ругают за то, что может быть маркировано как принадлежащее к девочковому миру: за игры с куклами, за любовь к ярким и светлым цветам, за интерес к рукоделию и домашнему хозяйству. Некоторые родители чуть не впадают в панику, когда мальчик на детской площадке берет покатать чужую игрушечную коляску с куклой или просит накрасить ему ногти фломастером. И мальчик воспринимает свой интерес к девочкам, как стыдный.
Пока в нашем обществе у мальчиков формируется представление, что иметь что-то общее с девочками – это ужасно, спокойного и доброжелательного обращения с девочками ждать не приходится.
Но радует, что все больше родителей понимают: игры в куклы необходимы для развития ребенка вне зависимости от его пола, а сексуальная ориентация не зависит от того, во что мальчика одевали и с кем он играл в раннем детстве.
Если мальчика дразнят за вежливость с девочками?
Да, это непростой выбор – поступать как порядочный и воспитанный человек и оказаться в оппозиции к товарищам или сделать плохо другим, но остаться в компании, в стае. Да, сын, я понимаю, как нелегко в этом разобраться и поступить верно.
Что такое «верно» в данном контексте? Не делать плохо другому человеку – девочке.
А вообще, если мальчика дразнят товарищи за вежливое обращение с девочками (а такое случается), следует помнить, что повод для травли может быть любой. Если не вежливость, так заикание, низкий/высокий рост или любовь к литературе. Разбираться с этим нужно, как с любой травлей в детском коллективе: морально поддерживать своего ребенка, разговаривать с воспитателями, учителями, при необходимости с детьми и их родителями.
Наталья Калашникова
Показать больше