4 дн. назад
4 дн. назад
Федорчукова рать: почему ордынский полководец, ходивший на Русь, был русским
Зимой 1327/28 года Тверское княжество подверглось опустошительному нашествию татарской орды, в союзе с которой выступило и войско московского князя Ивана Калиты. Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих).
Ордынское иго в 13 веке
Первые десятилетия монголо-татарского ига на Руси были особенно тяжёлыми. Русь управлялась агентами ханов – баскаками, которые взыскивали дань по собственному произволу. Русские князья лишь послушно выполняли волю баскаков (или не выполняли, за что их наказывали вместе с их подданными).
Примерно каждые двадцать лет баскаки производили перепись населения «русского улуса» для неукоснительного взимания дани. Многие русские князья в своих внутренних конфликтах прибегали к помощи татар.
«В 70-х и 80-х гг. 13 века, – писал историк Александр Пресняков, – русские области снова немало потерпели от татарского “нахождения”, когда князья наводили на Русь “царёвых татар” ради своих усобиц.
Эпические выражения летописей при описании этих татарских “нахождений” – “всю землю пусту сотвориша”, ушли, наделав “много зла” и с большим “полоном” – только скрывают от нас возможность наглядного, хотя бы приблизительного представления о размерах разорения, однако говорят, что оно было весьма значительно.
Столь же мало конкретного в наших сведениях о тягости татарской дани; знаем только, что она увеличивалась вымогательствами ханских послов и баскаков, экстренными “запросами” ордынской власти и “проторями” сношений с Ордой, где приходилось откупаться от ханского гнева и покупать ханскую милость».
Со временем крепло в русских людях стремление постоять за свои обиды. Так, уже в 1293 году, во времена «Дюденевой рати», татары разорили суздальские земли, но побоялись идти на Тверь, потому что там собралось много людей из соседних княжеств дать отпор татарам. Тверь встала и во главе первого крупного выступления русских земель против монголо-татарского ига.
Тверское восстание 1327 года
В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении. Доносчиком на него стал московский князь Юрий Данилович. В 1324 году там же в Орде сын Михаила Дмитрий убил Юрия, отомстив за отца, за что его тут же казнили по приказу хана. Но ярлык на великое княжение над всеми русскими землями достался брату Дмитрия – Александру Михайловичу.
Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана (летопись называет его Щелканом). Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру.
15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу.
Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные!» сбежались толпы тверичей. Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме.
Ханская месть
Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр. В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель.
Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. В зиму 1327/28 года ордынское войско, возглавляемое пятью темниками, и отряды их московского союзника, разорили эту часть Русской земли. «Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнём и мечом, другие отведены в неволю», – отмечал Николай Карамзин.
После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы.
Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками – начальниками над десятью тысячами воинов – должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек. Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников – Туралык и Федорчук.
Тенденция к исламизации Руси
Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс –чук – на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам.
Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде.
В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек (убив своих конкурентов, как это обычно делалось). Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам.
Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук.
Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса». Русь осталась православной. Возможно, в этом – недооценённое значение Тверского восстания 1327 года и героического поступка князя Александра Михайловича.
Зимой 1327/28 года Тверское княжество подверглось опустошительному нашествию татарской орды, в союзе с которой выступило и войско московского князя Ивана Калиты. Это событие получило в русских летописях название Туралыковой рати или Федорчуковой рати, по именам наиболее значительных золотоордынских темников (командующих).
Ордынское иго в 13 веке
Первые десятилетия монголо-татарского ига на Руси были особенно тяжёлыми. Русь управлялась агентами ханов – баскаками, которые взыскивали дань по собственному произволу. Русские князья лишь послушно выполняли волю баскаков (или не выполняли, за что их наказывали вместе с их подданными).
Примерно каждые двадцать лет баскаки производили перепись населения «русского улуса» для неукоснительного взимания дани. Многие русские князья в своих внутренних конфликтах прибегали к помощи татар.
«В 70-х и 80-х гг. 13 века, – писал историк Александр Пресняков, – русские области снова немало потерпели от татарского “нахождения”, когда князья наводили на Русь “царёвых татар” ради своих усобиц.
Эпические выражения летописей при описании этих татарских “нахождений” – “всю землю пусту сотвориша”, ушли, наделав “много зла” и с большим “полоном” – только скрывают от нас возможность наглядного, хотя бы приблизительного представления о размерах разорения, однако говорят, что оно было весьма значительно.
Столь же мало конкретного в наших сведениях о тягости татарской дани; знаем только, что она увеличивалась вымогательствами ханских послов и баскаков, экстренными “запросами” ордынской власти и “проторями” сношений с Ордой, где приходилось откупаться от ханского гнева и покупать ханскую милость».
Со временем крепло в русских людях стремление постоять за свои обиды. Так, уже в 1293 году, во времена «Дюденевой рати», татары разорили суздальские земли, но побоялись идти на Тверь, потому что там собралось много людей из соседних княжеств дать отпор татарам. Тверь встала и во главе первого крупного выступления русских земель против монголо-татарского ига.
Тверское восстание 1327 года
В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении. Доносчиком на него стал московский князь Юрий Данилович. В 1324 году там же в Орде сын Михаила Дмитрий убил Юрия, отомстив за отца, за что его тут же казнили по приказу хана. Но ярлык на великое княжение над всеми русскими землями достался брату Дмитрия – Александру Михайловичу.
Однако не вполне доверяя Александру, Узбек отправил в 1327 году в Тверь своего наместника Чолхана (летопись называет его Щелканом). Щелкан занял княжеский двор, выгнав оттуда Александра, а баскаки начали чинить в Твери всякие грабежи и притеснения. Больше же всего испугал тверичей слух, что Щелкан собирается насильно приводить их в мусульманскую веру.
15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло восстание, поводом для которого стало ограбление татарами некоего дьякона Дюдько, у которого они захотели отнять дородную кобылу.
Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные!» сбежались толпы тверичей. Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме.
Ханская месть
Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр. В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель.
Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. В зиму 1327/28 года ордынское войско, возглавляемое пятью темниками, и отряды их московского союзника, разорили эту часть Русской земли. «Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнём и мечом, другие отведены в неволю», – отмечал Николай Карамзин.
После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы.
Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками – начальниками над десятью тысячами воинов – должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек. Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников – Туралык и Федорчук.
Тенденция к исламизации Руси
Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс –чук – на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам.
Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде.
В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек (убив своих конкурентов, как это обычно делалось). Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам.
Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук.
Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса». Русь осталась православной. Возможно, в этом – недооценённое значение Тверского восстания 1327 года и героического поступка князя Александра Михайловича.
Показать больше
4 дн. назад
Почему каждый солдат США носит с собой в бой американский флаг
Звездно-полосатый флаг Соединенных Штатов Америки относится к числу самых узнаваемых государственных символов в мире. Жители США очень гордятся своим флагом.
Они любят украшать флагами свои дома, по разным поводам рисуют их на стенах, плакатах и даже на собственных лицах. А еще они берут знамя с собой в бой. Полотнище обычно плотно свернуто и закреплено сзади на снаряжении. Зачем они это делают?
Для войны
В одном из интервью информационному каналу Fox News подполковник в отставке Джеймс Риз рассказал, что флаг США, как правило, берут с собой представители элитных спецподразделений, когда отправляются в операцию на новое место. Это нужно, чтобы обозначить присутствие американских войск на захваченной территории. Взятую с боя базу или высоту, или иную важную позицию принято отмечать развернутым над ней флагом США.
Это очень старинная военная традиция, которой американцы придерживаются и по сей день. Они вообще любят разворачивать флаг своей страны. Вспомним хотя бы знаменитое фото с флагом США на Луне.
Есть и еще одна причина брать с собой флаг во время проведения военных операций, о которой так же говорил Джеймс Риз. Флаг разворачивают, чтобы не попасть под «дружественный огонь». Во время военных операций потеря связи – не такая уж редкая ситуация.
В случае, если где-нибудь в Сирии или в одной из стран Африки местные полевые командиры в неразберихе начнут палить по своим, у американцев есть возможность выбросить звездно-полосатый флаг, который обязательно будет опознан. Работает это и тогда, когда дружественная коалиция поддерживает операцию с воздуха. Чтобы союзники не перепутали чужих и своих, используется флаг.
Для мира
Еще одна причина, по которой флаг берут с собой в сражение: после возвращения с театра боевых действий знамя можно свернуть и поместить в красивую рамочку. Рамочку дополняют сертификатом министерства обороны, свидетельствующем о том, что этот флаг применялся в такой-то военной операции.
На этот флаг очень удобно повесить награды, если они есть, шевроны или иные сувениры с места боев. Вся композиция висит на стене в гостиной, напоминая членам семьи о том, что отец (муж, брат, дочь, сестра) воевал(а) и имеет славный боевой опыт, награды и так далее. Очень способствует развитию патриотизма.
Такой флаг в рамке можно подарить, и это будет знаком большого уважения, можно завещать детям, и тогда в семье появится еще одна реликвия.
Звездно-полосатый флаг Соединенных Штатов Америки относится к числу самых узнаваемых государственных символов в мире. Жители США очень гордятся своим флагом.
Они любят украшать флагами свои дома, по разным поводам рисуют их на стенах, плакатах и даже на собственных лицах. А еще они берут знамя с собой в бой. Полотнище обычно плотно свернуто и закреплено сзади на снаряжении. Зачем они это делают?
Для войны
В одном из интервью информационному каналу Fox News подполковник в отставке Джеймс Риз рассказал, что флаг США, как правило, берут с собой представители элитных спецподразделений, когда отправляются в операцию на новое место. Это нужно, чтобы обозначить присутствие американских войск на захваченной территории. Взятую с боя базу или высоту, или иную важную позицию принято отмечать развернутым над ней флагом США.
Это очень старинная военная традиция, которой американцы придерживаются и по сей день. Они вообще любят разворачивать флаг своей страны. Вспомним хотя бы знаменитое фото с флагом США на Луне.
Есть и еще одна причина брать с собой флаг во время проведения военных операций, о которой так же говорил Джеймс Риз. Флаг разворачивают, чтобы не попасть под «дружественный огонь». Во время военных операций потеря связи – не такая уж редкая ситуация.
В случае, если где-нибудь в Сирии или в одной из стран Африки местные полевые командиры в неразберихе начнут палить по своим, у американцев есть возможность выбросить звездно-полосатый флаг, который обязательно будет опознан. Работает это и тогда, когда дружественная коалиция поддерживает операцию с воздуха. Чтобы союзники не перепутали чужих и своих, используется флаг.
Для мира
Еще одна причина, по которой флаг берут с собой в сражение: после возвращения с театра боевых действий знамя можно свернуть и поместить в красивую рамочку. Рамочку дополняют сертификатом министерства обороны, свидетельствующем о том, что этот флаг применялся в такой-то военной операции.
На этот флаг очень удобно повесить награды, если они есть, шевроны или иные сувениры с места боев. Вся композиция висит на стене в гостиной, напоминая членам семьи о том, что отец (муж, брат, дочь, сестра) воевал(а) и имеет славный боевой опыт, награды и так далее. Очень способствует развитию патриотизма.
Такой флаг в рамке можно подарить, и это будет знаком большого уважения, можно завещать детям, и тогда в семье появится еще одна реликвия.
Показать больше
4 дн. назад
«Русская народная республика»: как в 1918 году карпатские лемки создали свое государство
5 декабря 1918 года в польском селе Флоринка было объявлено о создании Русской народной республики лемков, которая просуществовала 16 месяцев. Государство придерживалось прорусской политики, но прекратило свое существование после прихода польской армии.
Русская республика
В Карпатских горах на стыке Польши, Словакии и Закарпатской области Украины находится Лемковщина – территория исторического расселения субэтнической группы украинцев, которых называют лемками. Их историческое самоназвание — русины и они считаются потомками славянского племени белых хорватов.
С 1772 году Лемковщина попала под австрийское правление и входила в состав провинции Галиция и Ладомерия. После Первой мировой войны лемки получили шанс построить собственное государство. В ноябре 1918 года лемки-русины из западной части Лемковщины провели народное вече, а 5 декабря в селе Флоринка объявили о создании Русской народной республики.
Президентом стал адвокат Ярослав Качмарчик, министром внутренних дел выбрали священника Дмитрия Хиляка, а министром сельского хозяйства крестьянина Николая Громосяка.
Все они после начала Первой мировой войны попали под репрессии австрийских властей за свою прорусскую позицию. На правительственных бумагах республики ставилась печать с надписью «Русская Народная Республика».
Конфликт с соседями
На декабрьском вече делегаты проголосовали за присоединение к России, что спровоцировало конфликт с Западноукраинской народной республикой, которая объявила Лемковщину частью Украины.
Окончательное решение вопроса о самоопределении решили отложить до мирной конференции в Париже. Параллельно с республикой Качмарчика было объявлено о создании Восточно-лемковской республики, объединившей 33 села.
Западные лемки придерживались прорусской ориентации и отказывались объединяться с соседями. Причина конфликта — религиозная. Западники были православными, а их соседи на востоке и население ЗУНР греко-католиками.
Религиозный раскол существует и сегодня. Объединением лемков Польши руководят греко-католики, которые отказываются контактировать со Всемирным советом подкарпатских русинов, объединившим православную часть населения края.
Нежелание служить
Поляки считали Галицию и Лемковщину своей территорией и всячески пытались взять ее под контроль. С 1 ноября 1918 года началась польско-украинская война и Варшава решила провести в Русской республике мобилизацию, которая сорвалась. Сотни рекрутов-лемков отказывались надевать польскую форму и бежали с призывных пунктов.
В марте 1919 года Качмарчик участвовал в польско-лемковской конференции, на которой убедил варшавскую делегацию прекратить мобилизацию. Лемков освободили от службы в армии, но осенью 1919 года призыв восстановили. В январе 1920 года Качмарчик публично заявил в прессе, что лемковская республика имеет право на самоопределение и независимость во внутренних делах.
Республиканское руководство осознавало невозможность объединения с Россией и искало выхода из ситуации. На заседании в столице Лемковщины — селе Флоринка — было принято решение о присоединении Подкарпатской Руси к Чехословакии в статусе автономии.
Польский ответ
Пока лемки-русины отстаивали независимость от Западноукраинской народной республики, Польша не предпринимала активных действий, но как только встал вопрос о присоединении к Чехословакии все изменилось. 12 марта 1920 года отряды польской армии вошли на территорию лемков и блокировали республиканские учреждения.
Через год Качмарчик, Хиляк и Громосяк попали под следствие. Поляки обвинили их в государственной измене, за которую им грозила смертная казнь. 10 июня 1921 года состоялся суд, но присяжные оправдали лидеров Лемковщины, так как обвиняемые никогда не были гражданами Польши.
В результате Парижской мирной конференции Галиция и ее составная часть Лемковщина окончательно перешли под управление Польши. Ярослав Качмарчик прекратил политическую деятельность и до своей смерти в 1944 году занимался юриспруденцией.
5 декабря 1918 года в польском селе Флоринка было объявлено о создании Русской народной республики лемков, которая просуществовала 16 месяцев. Государство придерживалось прорусской политики, но прекратило свое существование после прихода польской армии.
Русская республика
В Карпатских горах на стыке Польши, Словакии и Закарпатской области Украины находится Лемковщина – территория исторического расселения субэтнической группы украинцев, которых называют лемками. Их историческое самоназвание — русины и они считаются потомками славянского племени белых хорватов.
С 1772 году Лемковщина попала под австрийское правление и входила в состав провинции Галиция и Ладомерия. После Первой мировой войны лемки получили шанс построить собственное государство. В ноябре 1918 года лемки-русины из западной части Лемковщины провели народное вече, а 5 декабря в селе Флоринка объявили о создании Русской народной республики.
Президентом стал адвокат Ярослав Качмарчик, министром внутренних дел выбрали священника Дмитрия Хиляка, а министром сельского хозяйства крестьянина Николая Громосяка.
Все они после начала Первой мировой войны попали под репрессии австрийских властей за свою прорусскую позицию. На правительственных бумагах республики ставилась печать с надписью «Русская Народная Республика».
Конфликт с соседями
На декабрьском вече делегаты проголосовали за присоединение к России, что спровоцировало конфликт с Западноукраинской народной республикой, которая объявила Лемковщину частью Украины.
Окончательное решение вопроса о самоопределении решили отложить до мирной конференции в Париже. Параллельно с республикой Качмарчика было объявлено о создании Восточно-лемковской республики, объединившей 33 села.
Западные лемки придерживались прорусской ориентации и отказывались объединяться с соседями. Причина конфликта — религиозная. Западники были православными, а их соседи на востоке и население ЗУНР греко-католиками.
Религиозный раскол существует и сегодня. Объединением лемков Польши руководят греко-католики, которые отказываются контактировать со Всемирным советом подкарпатских русинов, объединившим православную часть населения края.
Нежелание служить
Поляки считали Галицию и Лемковщину своей территорией и всячески пытались взять ее под контроль. С 1 ноября 1918 года началась польско-украинская война и Варшава решила провести в Русской республике мобилизацию, которая сорвалась. Сотни рекрутов-лемков отказывались надевать польскую форму и бежали с призывных пунктов.
В марте 1919 года Качмарчик участвовал в польско-лемковской конференции, на которой убедил варшавскую делегацию прекратить мобилизацию. Лемков освободили от службы в армии, но осенью 1919 года призыв восстановили. В январе 1920 года Качмарчик публично заявил в прессе, что лемковская республика имеет право на самоопределение и независимость во внутренних делах.
Республиканское руководство осознавало невозможность объединения с Россией и искало выхода из ситуации. На заседании в столице Лемковщины — селе Флоринка — было принято решение о присоединении Подкарпатской Руси к Чехословакии в статусе автономии.
Польский ответ
Пока лемки-русины отстаивали независимость от Западноукраинской народной республики, Польша не предпринимала активных действий, но как только встал вопрос о присоединении к Чехословакии все изменилось. 12 марта 1920 года отряды польской армии вошли на территорию лемков и блокировали республиканские учреждения.
Через год Качмарчик, Хиляк и Громосяк попали под следствие. Поляки обвинили их в государственной измене, за которую им грозила смертная казнь. 10 июня 1921 года состоялся суд, но присяжные оправдали лидеров Лемковщины, так как обвиняемые никогда не были гражданами Польши.
В результате Парижской мирной конференции Галиция и ее составная часть Лемковщина окончательно перешли под управление Польши. Ярослав Качмарчик прекратил политическую деятельность и до своей смерти в 1944 году занимался юриспруденцией.
Показать больше
4 дн. назад
4 дн. назад
На какие изощрения готовы были пойти древние римлянки ради красоты?
Волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея, а чтобы те не седели, мазали смесью масла и пепла земляного червяка.
Для роста волос использовали медвежий жир и пепел кожи гиппопотама, а чтобы сделать волосы белокурыми, использовали уксусные дрожжи, масло из мастикового дерева или же сок айвы, смешанный с соком бирючины. Брови чернили муравьиными яйцами или более простым способом – иголкой, закопченной в дыму.
Если мужчину лысина даже украшает, то лысая женщина, говорили римляне, подобна голому заду. Поэтому в ходу у римлянок были парики и фальшивые волосы. Когда одна из молодых женщин, имевшая ранее прекрасные каштановые волосы, испортила их в ходе эксперимента с красками, Овидий попытался утешить ее: «Германия пришлет тебе волосы рабынь, подвластное племя позаботится о твоей прическе». Страх перед старостью и увяданием толкает женщин на безумства
Поэт Марциал частенько упоминает о фальшивых и крашеных волосах в своих эпиграммах. Существовало множество снадобий и для сохранения цвета лица и нежности кожи. Наиболее ценным из таких средств считалось ослиное молоко. Поэтому злые мужские языки часто ехидничали в их адрес, говоря: «Женщинам нужно ослиное молоко, чтобы их внешний вид соответствовал их внутреннему содержанию».
Поэты также не упускали случая уязвить дам за столь безумное стремление любым способом сохранить и удержать ускользающую молодость и красу. Сами женщины давали материал для таких шуток, ибо готовили румяна и белила не только из меда или злаков, но и, просим прощенья, из разного рода экскрементов (бычий навоз, экскременты крокодила и т. д. и т. п.).
Петроний, описывая одну такую римскую «красавицу», заметил: «По ее челу, покрытому потом, текут ручьи румян и белил, а в морщинах ее щек так много мелу, что их можно принять за старую полуразвалившуюся стену, изборожденную дождем».
Эти женщины, похожие на грубо размалеванные куклы с накладными волосами, порой напоминали собой искусственных болванчиков. И не зря Марциал сказал, обращаясь к одной из светских львиц: «В то время, когда ты сидишь дома, твои волосы отсутствуют – их завивают в лавочке в субурском квартале; ночью ты снимаешь свои зубы так же легко, как и свое шелковое платье; твое лицо, составные части которого помещаются в сотне баночек с помадой, не спит с тобой».
Волосы чернили дикой лебедой, чечевицей, миртовым вином, кипарисовыми листьями, лесным шалфеем, отваренной кожицей порея, а чтобы те не седели, мазали смесью масла и пепла земляного червяка.
Для роста волос использовали медвежий жир и пепел кожи гиппопотама, а чтобы сделать волосы белокурыми, использовали уксусные дрожжи, масло из мастикового дерева или же сок айвы, смешанный с соком бирючины. Брови чернили муравьиными яйцами или более простым способом – иголкой, закопченной в дыму.
Если мужчину лысина даже украшает, то лысая женщина, говорили римляне, подобна голому заду. Поэтому в ходу у римлянок были парики и фальшивые волосы. Когда одна из молодых женщин, имевшая ранее прекрасные каштановые волосы, испортила их в ходе эксперимента с красками, Овидий попытался утешить ее: «Германия пришлет тебе волосы рабынь, подвластное племя позаботится о твоей прическе». Страх перед старостью и увяданием толкает женщин на безумства
Поэт Марциал частенько упоминает о фальшивых и крашеных волосах в своих эпиграммах. Существовало множество снадобий и для сохранения цвета лица и нежности кожи. Наиболее ценным из таких средств считалось ослиное молоко. Поэтому злые мужские языки часто ехидничали в их адрес, говоря: «Женщинам нужно ослиное молоко, чтобы их внешний вид соответствовал их внутреннему содержанию».
Поэты также не упускали случая уязвить дам за столь безумное стремление любым способом сохранить и удержать ускользающую молодость и красу. Сами женщины давали материал для таких шуток, ибо готовили румяна и белила не только из меда или злаков, но и, просим прощенья, из разного рода экскрементов (бычий навоз, экскременты крокодила и т. д. и т. п.).
Петроний, описывая одну такую римскую «красавицу», заметил: «По ее челу, покрытому потом, текут ручьи румян и белил, а в морщинах ее щек так много мелу, что их можно принять за старую полуразвалившуюся стену, изборожденную дождем».
Эти женщины, похожие на грубо размалеванные куклы с накладными волосами, порой напоминали собой искусственных болванчиков. И не зря Марциал сказал, обращаясь к одной из светских львиц: «В то время, когда ты сидишь дома, твои волосы отсутствуют – их завивают в лавочке в субурском квартале; ночью ты снимаешь свои зубы так же легко, как и свое шелковое платье; твое лицо, составные части которого помещаются в сотне баночек с помадой, не спит с тобой».
Показать больше
4 дн. назад
А вот это уже знаменитый дом Павлова в Волгограде
Построен в 1934 году. Самого дома давно нет, но часть дома оставили в память об этих ужасных событиях
Дом обороняли 58 дней. К слову Франция капитулировала за 43 дня
Построен в 1934 году. Самого дома давно нет, но часть дома оставили в память об этих ужасных событиях
Дом обороняли 58 дней. К слову Франция капитулировала за 43 дня
Показать больше
При финансовой поддержке
Memes Admin
1 мс. назад