Загадки и тайны истории. Древн
Почему татарам нельзя держать собак дома

Вера в то, что животные могут видеть лучше и больше того, что видит человек, распространена среди язычников. Однако и в авраамических религиях встречаются верования и суеверия, по которым животные знают и видят больше того, что открыто человеку.

Например, в исламе хорошим предзнаменованием считается крик петуха, который, как считают мусульмане, кричит, потому что видит ангела, пришедшего с добром. А рев осла, наоборот, приносит несчастье, и поэтому мусульмане начинают усиленно молиться, если слышат голос этого животного.

Если проследить возникновение подобных поверий, то чаще всего они оказываются откликами древних верований и уходят корнями в те времена, когда народы поклонялись идолам. Однако существующий у поволжских татар запрет на содержание собак в доме имеет сразу несколько корней. Некоторые из них совершенно точно языческие, другие – имеют исламское происхождение, а третьи —напрямую восходят к запретам пророка Мухаммеда.

Предвестник скорой смерти

В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.

Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.

Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».

Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.

Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.

Собака воет – горе близко

Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.

В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.

Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.

Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.

Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье.

Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.

Раньше собаки были добрее

Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они... радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».

И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.

Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).

Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.

Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.

Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки.

В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.

Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.
Показать больше
2 дн. назад

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от Загадки и тайны истории. Древн , нажмите внизу под ней

Читайте также:
Загадки и тайны истории. Древн
2 дн. назад
Откуда в Европе взялись русские рабыни и почему они там высоко ценились

Из сериалов и книг все мы знаем про славянских рабынь, которые высоко ценились в восточных гаремах, а порой и играли немаловажную роль в государственной политике. Взять хотя бы знаменитую Роксолану. Но и в «цивилизованной» Европе наши соотечественницы были ценным товаром. Недаром набережная в Венеции называется Скьявони, что значит в переводе «славянская».

Ведь, как неоднократно рассказывал историк Алексей Лобин в своих выступлениях и конференциях, именно здесь располагался большой невольничий рынок. А самый крупный действовал на французском Юге в Руссильоне, куда приезжали похотливые сеньоры со всей Европы...

Крым – как центр меднорудной торговли людьми

Как русские рабыни попадали в Европу? Ведь, казалось бы, сам факт продажи пленных – да еще и женщин – на невольничьих рынках противоречит всем западным ценностям. На самом деле европейцы были лишь конечными покупателями «товара», который им поставляли генуэзцы из своих крымских колоний. А те приобретали их у кочевников, что с завидной регулярностью устраивали набеги на Русь.

Пленных тысячами угоняли на территорию Крымского ханства и там продавали на невольничьих рынках. Самая массовая торговля велась на рынке в Кае – так в Средние века называлась Феодосия. В XIV-XVвв. итальянцы наладили регулярные поставки живого товара из Крыма в Европу. Особо популярными там оказались славянские женщины и, как водится, спрос родил предложение.

Сколько стоят русские?

Русинские невольницы – так в Европе называли девушек из России, Польши и Литвы – славились своей красотой и фигуристостью. А потому и ценились более других рабынь. Вот какие цифры приводит историк Иван Лучицкий в своей работе «Русские рабы и рабство в Руссильоне в XIV и XV вв.», опираясь на нотариальные акты того времени. Негритянки продавались по цене до 40 ливров, цены за эфиопок доходили до 50 ливров, а вот молодых русинок редко продавали дешевле 60 ливров.

Много ли это? Для примера – двухэтажный дом во Франции в ту пору можно было построить за в два раза меньшую сумму, а чиновники крупных городов редко зарабатывали больше 15-17 ливров в год. Впрочем, это не предел. Сохранились документальные свидетельства о некой «русинке Екатерине», которая в 1429 году была продана более чем за 2 000 ливров. Нетрудно подсчитать, сколько домов можно было построить на эти деньги.

Выдаются своей красотой и сложением...

Так писала про русских рабынь одна знатная флорентийка (письмо сохранилось в городском архиве), советуя своему сыну выбрать наложницу по душе. Это и было основной причиной столь солидных цен на русских девушек.

Знатные господа из Франции, Испании, Италии и Германии охотно брали славянских красавиц для любовных утех, без зазрения совести позже перепродавая их или используя в качестве кормилиц для своих законных отпрысков.

Конец позорного рабства

Европейская торговля русскими рабынями прекратилась только в конце XVIII века, после того, как в 1783 году Крым был присоединен к России. Еще некоторое время русских девушек угоняли горцы и торговля продолжалась через Северный Кавказ. Но конец ей был полностью положен, благодаря действиям русского флота, который стал доминировать на Черном море.
Показать больше
Загадки и тайны истории. Древн
2 дн. назад
Рыцарский готический доспех состоял из десятков элементов и весил 25-35 кг

Его вес распределялся по всему телу, поэтому не мешал свободно двигаться рыцарю, также самостоятельно садится на коня. Доспех практически не пропускал воздух, поэтому в нем было очень жарко и очень часто рыцари на полях сражений погибали не от полученных ранений, а от удушья.

Некоторые части доспехов делались ламилярными для большей подвижности. Однако ограниченная подвижность рыцаря в доспехах, защищала его от удара копья, особенно от переломов шеи.
Показать больше
эмо и тазы
2 дн. назад
Чё вы
эмо и тазы
2 дн. назад
эмо и тазы
2 дн. назад
эмо и тазы
2 дн. назад
эмо и тазы
2 дн. назад
D O O S H E V N O
P O Y U T
эмо и тазы
2 дн. назад
эмо и тазы
2 дн. назад
Чё вы?
На гиг забыл повзрослеть в мск идёт кто? Объявляю перекличку
эмо и тазы
2 дн. назад