Исчезнувшая история
Недавно мы писали статью о Сергее Есенине, где упоминали авиапутешествие писателя в 1922 году на самолёте из Москвы в Кёнигсберг, и некоторые читатели усомнились что такое могло быть. Сегодня мы расскажем о первых полётах из России в Европу, и как создавались такие авиакорпорации как «Аэрофлот» и «Люфтганза»

Начало международных авиаперелётов принято отсчитывать с 1 мая 1922 года, в этот день лётчик Иван Филиппович Воедило поднял самолет в воздух с московского аэродрома на Ходынском поле и полетел на запад, через Смоленск и Каунас, в германский Кенигсберг. Пилот русский, а самолет — немецкий, пятиместный пассажирский «Фоккер F III» с открытой кабиной.

Тогда ещё никто не знал, что авиапутешествие не только положит начало одной из первых в мире регулярных пассажирских авиалиний, но и станет днем рождения сразу двух авиационных гигантов, существующих и в наше время, — российского «Аэрофлота» и немецкой «Люфтганзы».

Еще в ноябре 1921 года Советская Россия и германская Веймарская Республика учредили совместную акционерную компанию «Германо-Русское общество воздушных сообщений», или Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G. (сокращенно Deruluft, или «Дерулюфт»). В обязанности совместного предприятие входило налаживание воздушных перевозок пассажиров и грузов между странами.

Германия, даже разбитая по итогам Первой мировой войны, имела развитую промышленность, в том числе авиационной. Россия рассчитывала во время совместной работы получить от немцев организационный, технический и производственный опыт германских специалистов. С советской стороны в общество «Дерулюфт» вошли Народный комиссариат внешней торговли РСФСР и Народный комиссариат путей сообщения, а с немецкой — авиакомпания Германии «Аэро-Ллойд».

По договору общество «Дерулюфт» взяло на себя обязательство организовать грузопассажирские перевозки по линии Москва — Кенигсберг. Протяженность этой первой в нашей стране регулярной воздушной трассы составляла 1300 км. Так как самолеты того времени не могли летать слишком далеко, на маршруте запланировали три промежуточных посадки — в Смоленске, белорусском Полоцке и литовском Каунасе.

Рейсы Москва — Кенигсберг стали выполняться дважды в неделю, в первое время перевозили дипломатов и почту. Обслуживались самолеты «поровну» русскими и немецкими специалистами, летчиками и техниками.

Любопытно, что среди первых пассажиров «Дерулюфта» был знаменитый русский поэт Сергей Есенин, посетивший столицу Восточной Пруссии вместе с женой Айседорой Дункан. Их самолет приземлился 10 мая 1922 года в 20.00 на кенигсбергском аэродроме Девау. Также в 1920-е дважды в Кенигсберг самолетами «Дерулюфта» плетал и другой знаменитый поэт той эпохи — Владимир Маяковский.

Перелет из Москвы в Кенигсберг занимал восемь часов, что экономило время по сравнению с путешествием на поезде, продолжавшемся в то время два дня. Четыре года спустя, в 1926-м регулярную авиалинию продлили до Берлина.

Увеличение расстояния воздушной трассы было оформлено новым советско-германским договором, по которому «Дерулюфт» обязался ежегодно в период с 1 мая по 31 октября поддерживать регулярное пассажирское сообщение по линии Москва — Берлин, причем шесть раз в неделю и в обоих направлениях.

Продолжительность полета по трассе составляла 13–15 часов. Регулярное авиасообщение между столицами позволило снизить и себестоимость услуг связи: по сравнению с дорогостоящими в то время телеграммами воздушная почта оказалась ощутимо дешевле.

Новый договор зафиксировал и изменения в составе участников АО «Дерулюфт». Место «Аэро-Ллойд» заняла известнейшая в мире авиакомпания «Люфтганза», образованная в январе 1926 года путем слияния транспортной группы «Аэро-Ллойд» и промышленного концерна «Юнкерс». Рекламный слоган «Дерулюфт» тогда гласил: «Из любого уголка Германии в течение 15 часов в Москву!»

С лета 1928-го деятельность «Дерулюфта» была расширена за счет организации полетов по новой линии Петербург (Ленинград) — Ревель (Таллин) — Рига. В том году протяженность регулярных маршрутов авиакомпании достигла 2640 км.

Помимо германских самолетов, на трассах «Дерулюфта» стали появляться машины советского производства. Первой стал ПМ-1, пятиместный пассажирский полутораплан, созданный Николаем Николаевичем Поликарповым, одного из первых советских авиаконструкторов.

В начале 1931 года в авиапарк «Дерулюфта» добавились самолеты АНТ-9, созданные авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Это уже был ничем не уступающий западным аналогам пассажирский авиалайнер с тремя двигателями, способный перевозить на 700 км девятерых пассажиров и двух летчиков.

«Дерулюфт» в 1930-е стал преуспевающей авиакомпанией, но в его судьбу вмешалась политика. Вскоре после прихода к власти Гитлера и установления в стране соответствующего политического режима советское правительство решило свернуть все совместные предприятия с Германией.

В 1936-м как раз истек срок очередного соглашения между «Аэрофлотом» и «Люфтганзой». И 28 июня того же года «Аэрофлот» официальным письмом уведомил немецких партнеров о расторжении соглашений, заключенных между Всесоюзным объединением Гражданского воздушного флота СССР и германским акционерным обществом «Люфтганза». В результате 31 марта 1937 года деятельность общества «Дерулюфт» была прекращена.

Несмотря на краткую историю — 15 лет, авиакомпания «Дерулюфт» сыграла значительную роль в создании первых пассажирских маршрутов в нашей стране. Именно на линиях «Дерулюфта» будущий «Аэрофлот» учился организовывать регулярные воздушные перевозки пассажиров и грузов.

Не случайно в 2014 году один лайнер «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100 получил личное имя — «Иван Филиппович Воедило». Как официально указано авиакомпанией, самолет «назван в честь первооткрывателя регулярных полетов по международной почтово-пассажирской линии Москва — Кенигсберг (Калининград)», совершившего первый рейс 1 мая 1922 года.
Показать больше
7 ч. назад

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от Исчезнувшая история , нажмите внизу под ней

Читайте также:
Исчезнувшая история
7 ч. назад
Борис Ельцин получает ваучер, 1992 год

В 1992 году, на закате распада Советского Союза, началась одна из самых спорных экономических реформ в истории России — приватизация через ваучеры.

Каждый гражданин страны получил право приобрести ценную бумагу за 25 рублей, хотя её номинальная стоимость составляла 10 тысяч рублей. Эти бумажки, внешне напоминающие купоны, должны были стать ключом к новой рыночной экономике. Имущество государственных предприятий было оценено в 1,4 триллиона рублей, на эту сумму были выпущены ваучеры. Идея проста: народ получит долю в национальном богатстве, а страна — частные предприятия, эффективность и конкуренцию.

Реальность оказалась сложнее.
Многие граждане не понимали, что делать с этими сертификатами, и продавали их за копейки или обменивали на бытовые товары. По оценкам Анатолия Чубайса, одного из главных архитекторов приватизации, стоимость одного ваучера эквивалентна двум автомобилям «Волга» — сумма, которая в те годы казалась внушительной. Однако вместо всеобщего процветания получился скачок неравенства: крупные активы достались узкому кругу людей, ставших впоследствии олигархами.

Приватизация через ваучеры была амбициозным экспериментом, в котором идея народного капитализма столкнулась с жестокой реальностью — отсутствием финансовой грамотности, слабыми институтами и стремлением к быстрой наживе. Результат — не столько справедливое распределение, сколько рождение новой элиты на обломках старой системы.
Показать больше
Исчезнувшая история
7 ч. назад
Ошейник на лодыжке: как подростки США шифровали свои статус

В 1950-е годы в США среди подростков вспыхнул странный, но выразительная мода: девушки начали носить маленькие кожаные ошейники, как у собак, на щиколотке. На первый взгляд — причуда моды, но за этим аксессуаром скрывался подростковый код, понятный каждому в школе, на танцах или пляже. Если ошейник на левой ноге — значит, девушка в отношениях, её сердце занято. Если на правой — девушка свободна, открыта к знакомствам и готова танцевать с кавалером.

Такой способ общения стал популярен в эпоху джазовых вечеринок, медленных баллад и строгих моральных норм. В те времена открытое флиртовать было не принято, для девушек, такой тонкий аксессуар позволял сообщить о статусе без слов. Мода, впрочем, держалась недолго, но оставил след в поп-культуре и стал примером того, как молодёжь создаёт секретные языки в рамках строгой социальной системы.
Показать больше
Исчезнувшая история
7 ч. назад
Костюм смерти: как страх породил образ чумного доктора

Во времена чумных эпидемий, терзавших Европу на протяжении веков, врачи, призванные лечить больных, выглядели скорее как персонажи из кошмарного сна. Костюм — чёрный, длинный, пропитанный воском, с широкими рукавами и высокими сапогами — дополняла маска с длинным клювом, напоминающая облик ворона или хищной птицы. Но за этим жутковатым видом стояла попытка науки — пусть и примитивной — защитить человека от невидимого врага.

Средневековая медицина верила, что чума распространяется через «миазмы» — ядовитые испарения от трупов и больных. Чтобы избежать «заражённого воздуха», итальянский врач Чезаре Моргили в XVII веке предложил использовать маску с клювом, заполненным ароматическими веществами. Внутрь помещали камфору, мяту, гвоздику, мирру, сухие цветы или уксусную тряпку — всё, что было способно перебить смрад. В тяжёлых случаях, когда вонь оказывалась сильнее, врачи поджигали содержимое клюва, создавая дым, который, нейтрализует «ядовитые испарения».

Костюм продумывали до мелочей: вощёный кожаный плащ защищал от брызг и насекомых, сапоги и перчатки закрывали тело, а тонкая трость позволяла осматривать пациентов, не прикасаясь к ним. Даже широкополая шляпа играла роль — она подчёркивала статус врача, и помогала маске плотно прилегать к голове. Окончательный вид костюма сформировался в первой половине XVII века, и его автором считается французский медик Шарль де Лорм, советник королей и практикующий врач.

Такое снаряжение не спасало от чумы, но давало иллюзию контроля в мире, где смерть была повсюду.
Показать больше
Исчезнувшая история
7 ч. назад
38 минут до капитуляции: как Занзибар проиграл войну быстрее, чем вы соберётесь на работу

27 августа 1896 года в 9:00 утра британский флот, который стоял на рейде у острова Занзибар, открыл огонь по султанскому дворцу. Через 38 минут война была окончена. Это противостояние между султанатом Занзибар и Великобританией вошло в историю как самая короткая война, зафиксированная официально — её продолжительность даже занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Причиной конфликта стала смена власти: после смерти султана Хамада ибн Тувайни 25 августа его двоюродный брат Халид ибн Баргаш, при поддержки Германии, захватил трон, не дожидаясь одобрения британских властей, которые контролировали архипелаг с 1890 года по условиям колониальных договоров.

Британцы требовали, чтобы Халид отказался от власти в пользу лояльного им кандидата — Хамуда ибн Мухаммеда. Новому руководству Занзибара был выдвинут ультиматум: сложить оружие и покинуть дворец до 9:00 утра 27 августа. Халид отказался. В ответ пять британских кораблей — включая крейсера и канонерские лодки — начали массированный обстрел. Султанский флот противопоставил одну яхту — «Глазго» — с пушкой на борту, но ту быстро потопили. Дворец превратился в руины, погибло 500–600 защитников, включая гражданских. У британцев — только один раненый моряк. Халид скрылся в немецком консульстве, а затем бежал с острова. Нового султана провозгласили уже к полудню.

Конфликт, формально длился полчаса, и стал демонстрацией превосходства британской военной машины и жёсткого контроля над колониальными территориями. За этой короткой схваткой оказалась драма: борьба за независимость, игра великих держав и трагедия малого государства, оказавшегося на перекрёстке имперских интересов.
Показать больше
Исчезнувшая история
7 ч. назад
Форт Толукко — маленькая крепость XVI века на восточном побережье Тернате, Маллукские острова, у берегов Индонезии

На солнечном восточном побережье острова Тернате, среди пальм и бирюзовых вод Молуккского архипелага, возвышается форт Толукко — крепость XVI века. Форт был не просто укреплением, а ключом к одной из самых желанных «золотых жил» эпохи Великих географических открытий — торговле гвоздикой. Эти пряности, росшие исключительно на Молуккских островах, ценились дороже золота, и контроль над их экспортом означал власть. Форт, построенный на скалистом мысу в 10,5 метрах над уровнем моря, доминировал над единственным удобным местом высадки.

За четыре столетия форт сменил несколько хозяев, отражая борьбу империй за тропический омтров. Сначала здесь стояли португальцы, затем крепость перешла к султанату Тернате, который использовал сооружение как укреплённую королевскую резиденцию — редкий пример, когда военное сооружение стало дворцом. Позже форт захватили голландцы, испанцы и даже британцы. Сооружение вмещало до 160 солдат, и было рассчитано на долгую оборону, а её необычное, почти фаллическая планировка — результат борьбы архитектуры с рельефом местности.

После 1864 года, когда голландские власти приказали освободить и частично разрушить крепость, форт погрузился в долгое забвение. Дожди, ветер и бездействие стёрли с лица земли элементы — в том числе тайные туннели, ведшие к пляжу и использовавшиеся для снабжения и отступления. Только в 1996 году началась реставрация, и Толукко вновь открылся миру — уже не как военная база, а как живой музей истории и культуры. Сегодня здесь хранятся артефакты раскопок, старинные пушки и документы, рассказывающие о борьбе за власть в отдалённом уголке планеты.

Посетители, поднимающиеся по ступеням форта, получают не только знания, но и зрелище: с его стен открывается панорама океана, а на горизонте возвышается вулкан Гамалама — активный исполин, окутанный легендами и дымкой. Это место манит не только любителей истории, но и ценителей атмосферы — где каждый камень, каждый бастион дышит временем, когда мир купался в запахе гвоздики, а империи сражались за право продать её дороже.

Форт Толукко — символ того, как маленький участок земли способен стать центром мировой борьбы.
Показать больше
wtf fandom? | Genshin Impact
7 ч. назад
wtf fandom? | Genshin Impact
7 ч. назад
wtf fandom? | Genshin Impact
7 ч. назад
wtf fandom? | Genshin Impact
7 ч. назад
wtf fandom? | Genshin Impact
7 ч. назад