История: Россия и мир
«Мы воспитали страну идиотов»: 7 категоричных высказываний Сергея Капицы о современном поколении и жизни

Сергей Петрович Капица — советский и российский учёный-физик, просветитель и телеведущий, а также демограф. Почти 40 лет он рассказывал о науке и технике, о философских и психологических проблемах общества, об изобретениях и о том, как они повлияют на будущее.

История: Россия и мир
https://vk.com/ruhist

Сергей Петрович постоянно беспокоился и анализировал, к чему идет наш мир. Его волновало будущее наших потомков. Ведь мало оставить вклад в историю, нужно еще, чтобы был кто-то, способный оценить этот вклад.

Сергей Капица умер 14 августа 2012 года, но его мысли живы и актуальны.

Поэтому давайте вспомним 7 высказываний Сергея Капицы, которыми он предостерегал нас:
1. А что останется после нынешнего поколения? Их СМС-ки будут издавать в назидание потомкам?
Современные подростки ни к чему не стремятся. Их жизнь словно одна игра за другой. Каждый день новые видео, друзья, интересы. Они касаются всего поверхностно и не пытаются разбираться даже в житейских принципах.

Молодое поколение не думает о будущем. Единственное, что после них останется, — цифровой след в интернете. Ведь раньше писали письма, рассказы, книги. А сейчас перебрасываются парой слов с отсутствующим смыслом. И даже разговор у них стал звучать как СМС-ки. «Мы воспитали страну идиотов», — говорил Сергей Капица.

2. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам
Проблема телевидения в том, что не преследует цель как-то улучшить жизнь человека. Наоборот, хочет дольше удерживать внимание, на большую аудиторию. А что может удержать и взрослого, и молодого человека? Что-то глупое, яркое, громкое.

Поэтому и штампуются в большом количестве шоу, сериалы, фильмы, которые лишь заставляют вас смотреть. Тем самым разлагает общество, отнимает умение мыслить.

3. Собрать стадо из баранов легко, трудно собрать стадо из кошек
То же телевидение не пытается вырастить индивидуального человека. Наоборот, старается забрать личные интересы, особенности, чтобы сделать человека равным другим. Но не по критерию высоких умственных способностей, а сравнять всех по наиглупейшему.

Когда все равны в своей глупости, то образуют группы по обсуждению сериалов. Литературные общества закрываются. Мыслители высмеиваются. А на пьедестал возводятся новые кумиры.

4. Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги
Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Сергей Капица
Вспомните, какую книгу вы последний раз читали? А как давно это было? Раньше мы проводили вечера за книгой и общением с близкими. Наша жизнь шла медленно, размеренно. Мы с каждым днем узнавали что-то новое и хотели этим поделиться.

Сейчас мы тоже постоянно узнаем новое. Только делимся не знаниями, а эмоциями, реакциями. Мы стали транслировать новости, а не мысли. Пересказывать уже готовые суждения. Многие люди стали калькой.

5. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие
Какую цель преследует ученый? Узнать мир, в котором живет, решить проблему человечества или, хотя бы, удовлетворить свой интерес в чем-то неизведанном. Все его желания приводят к открытиям.

А чего хочет бизнесмен? Повысить свою прибыль. Ему не важны конечные потребители. Не важна польза или вред. Важны лишь деньги. И так со всеми сферами, где хотят только зарабатывать.

Ученый, который хочет только денег, изучает, как заставить человека покупать его продукт. Ищет возможности выработать зависимость. Современные книги дают не знание, а ощущения знаний. Что еще чуть-чуть и будет известен секрет бытия. Осталось лишь... купить вторую книгу автора.

6. Только противоречие стимулирует развитие науки. Его надо подчеркивать, а не замазывать
В современном мире идеи, которые не похожи на мысли большинства прячут, словно погрешность. Человеку свойственно искать несостыковки, потому что мы выживаем только в предсказуемой среде.

Однако сейчас принято называть глупцом того, кто сомневается. Раньше детям могли давать продукты, которые сейчас считаются вредными или даже запрещенными. То, что модно сейчас, через десятилетия могут отнести к вредному и бесполезному. Всё это становится известным лишь из-за противоречий и сомнений какого-то человека.

7. Ничто не мешает человеку завтра стать умнее, чем он был вчера
Кроме его желания. Мы живем в век, где информации бесконечное количество на определенного человека. Где не нужно идти в библиотеку, искать раритетное издание. Всё можно найти в оцифрованном виде. Но из-за этого «стоимость» знания снизилась до минимальных значений.

Ведь зачем слушать мудреца, когда любой подросток может повторить такую же мысль после пяти минут в интернете? Зачем думать, когда в трехминутном видео можно найти все ответы? Вот большинство и не думает.
Показать больше
11 ч. назад

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История: Россия и мир , нажмите внизу под ней

Читайте также:
История: Россия и мир
11 ч. назад
🎬️ «Всякое было. Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артдивизии и на передовой. Занимал должность замнача оперативного отдела. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Некогда было размышлять. На войне тяжело. Но человеку свойственно быстро обживаться... Голодали, теряли друзей, держались всё-таки… Во время затяжных боев земля дыбилась от артударов с обеих сторон. Из блиндажа выглянешь – и муравью в этом аду не уцелеть. До сих пор вспоминается скамья. Сидят на ней семеро. Сидящий с краю идет в ад. Задача – отыскать обрыв, восстановить связь, вернуться. Если человек возвращается – садится на скамью с другого конца. Опять обрыв, идет следующий. А сражение всё яростней. Остается шестеро, потом пятеро, четверо, трое… Очередь строго соблюдается – это неписаный закон».

© Владимир Басов
Показать больше
История: Россия и мир
11 ч. назад
"... Приходишь домой, тыкаешь в пульт, ища свою по духу программу. Поскольку уже пару раз успел обжечься о доморощенные сериалы, ты их просто промаргиваешь. И дальше выясняешь, что по десяти оставшимся каналам идет американское кино. И сегодняшнее поколение - 12-летние, 13-летние, 15-летние - будут знать, на какой стороне задницы родинка у Тома Круза, но не помнить, кто такой Евгений Павлович Леонов".
© Николай Караченцов
Показать больше
История: Россия и мир
11 ч. назад
📷️ Наташа была в школе круглой отличницей. Когда пошла в 10-й класс, родители уехали в Германию, прихватив её с собой. В Германии пришлось идти в 8-й, но, изучив язык, она "перепрыгнула" в класс постарше и была обожаема всем классом, т.к. помогала безвозмездно всем по математике и английскому (там так не принято).

Летом классом отправились на экскурсию на военную базу Рамштайн (всё правильно, одна "м"!). Самолёты были красивые. Когда натовский спец в музее стал восхищаться достоинствами натовских пукалок, Наташа только улыбалась. Даже не насторожило вояку, когда девушка поправила его, что натовский патрон не 5,65, а 5,56 х 45 мм. Оговорился, бывает...

Вояка начал бодро рассказывать про устройство М4, подробно хвастаясь скорострельностью, точностью и качеством. И тут на крайнем стенде она увидела ЕГО! Скромно блестел маслом АК-74. О, трофей холодной войны.

И тут одноклассник подначил её: "Говорят, у русских, даже дети умеют с ним обращаться." "Это, наверное, муляж". Нет, заверил вояка, настоящий русский АК-74. Можно даже подержать в руках. Наташа взяла ЕГО в руки.

"Аз есьм "Альфа" и "Омега", также - СОБР и ОМОН, мной прикладом бьют с разбега, очень мощный мой патрон!"

Да, это был не тот АК, который они разбирали и собирали на НВП.
Приклад был отполирован солдатскими плечами. Курок отшлифован сотнями нажатий. Несмотря на демилитаризацию, ОН пах порохом. И что-то гремело внутри. Наташа подняла удивлённые голубые глаза на вояку: "Его неправильно собрали ?" Вояка усмехнулся. "Я лично его 3 минуты собирал" Наташа была вполне серьёзна: "16 секунд". Класс начал дружно ржать.
Нет, эта худая девочка с косичкой такая самоуверенная..... Вояка, отодвинул со стенда макеты патронов и усмехнулся: "Разбирай". Когда через 27 секунд "Калаш" был разложен, стало слышно, как шуршат мыши под потолком. О, за пружину скрепка зацепилась. Отцепляем... Ещё через 16 секунд "Калаш" молча лежал на стенде, блестя маслом. Собранный, довольный, улыбающийся.
Наверное, если бы в этот момент из-под пола вылез Ктулху и начал жрать школьников, сержант не выглядел бы настолько растерянным.
Когда Наташа спросила: "А где можно руки помыть?", сержант вздрогнул.
В полной тишине голос её прозвучал громовыми раскатами в бедной стриженой голове. Он растерянно ткнул в сторону выхода и пробормотал что-то невнятное. Тут вмешался одноклассник: "Она из СССР". Как будто это что-то меняло... Вояка чуть не заплакал. Откуда ему было знать, что у Наташи была "пятёрка" по НВП?
Показать больше
История: Россия и мир
11 ч. назад
📷 Мальчики и девочки возле входа в детскую музыкальную школу в Биробиджане, 1937 год.
История: Россия и мир
11 ч. назад
Вот так выглядит Договор 1686 г. о покупке Россией Киева у Речи Посполитой за 146 тысяч рублей. Этот международный договор до сих пор хранится в архиве.

26 апреля 1686 года Россия и Речь Посполитая заключили между собой соглашение, которое получило название «Вечный мир» (у польских историков оно фигурирует под именем «Мир Гжимультовского»). Документ содержал 33 статьи, в числе которых одна касалась Киева. Русское государство выкупало у западного соседа все права на этот город и официально закрепляло за собой его принадлежность.
Показать больше
Интересно знать
11 ч. назад
Вело-карета скорой помощи нач. 20 века. Российская империя
Интересно знать
11 ч. назад
The Beatles в детстве.
Интересно знать
11 ч. назад
Самолет Можайского

Моноплан контр-адмирала Александра Можайского стал первым самолетом, построенным в России и одним из первых – в мире. Постройка самолета началась с теории и закончилось строительством действующей модели, после чего проект был одобрен Военным Министерством. Паровые двигатели конструкции Можайского были заказаны в английской фирме «Арбекер-Хамкенс», что привело к разглашению тайны – чертежи были опубликованы в журнале «Engineering» в мае 1881 года. Известно, что аэроплан имел винты, фюзеляж с матерчатой обшивкой, крыло, покрытое аэростатным шелком, стабилизатор, рули высоты, киль и шасси. Вес самолета составлял 820 килограммов.

Испытания самолета состоялись 20 июля 1882 года и прошли неудачно. Аэроплан разогнали по наклоненным рельсам, после чего он поднялся в воздух, пролетел несколько метров, завалился на бок и упал, сломав крыло. После аварии военные потеряли интерес к разработке. Можайский пытался доработать аэроплан, заказал более мощные двигатели. Однако в 1890 году конструктор умер. Военные велели убрать самолет с поля, и дальнейшая его судьба неизвестна. Паровые машины какое-то время хранились на Балтийском судостроительном заводе, где и сгорели при пожаре.
Показать больше
Интересно знать
11 ч. назад
Ford Galaxie 500 Station Wagon, 1964 год.
Интересно знать
11 ч. назад
Третьяковская галерея, Москва, СССР, 1947 год.
Фотограф: Robert Capa.