2 годы назад
"КЕМ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?" ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЗАДАВАТЬ ЭТОТ ВОПРОС РЕБЁНКУ
Взрослые обожают спрашивать детей об их планах на будущее. Ответы могут вдохновить на смелые цели. Но опасность в том, что из-за них ребенок как будто заглядывает в трубу и не видит других вариантов, кроме озвученного. Узнаем об этом больше из книги Адама Гранта «Подумайте еще раз».
Преждевременная идентичность
«Кем ты станешь, когда вырастешь? В детстве я терпеть не мог этот вопрос, — признается автор. — Я боялся разговоров со взрослыми, потому что они всегда этим интересовались, но, что бы я ни говорил, ответ им не нравился. Один раз я заявил, что хочу быть супергероем, и все смеялись. Потом я решил попасть в НБА, но, несмотря на то что часами бросал мяч в кольцо во дворе, три года подряд меня не отбирали в школьную команду. В старших классах я увлекся прыжками в воду и захотел стать тренером. На это взрослые зафыркали и сообщили, что теперь я донельзя понизил планку».
Зато двоюродный брат Адама Райан с детского сада знал, кем будет, — врачом. Этого ждала вся семья, а мальчику было приятно получать одобрение близких. Но когда мечта сбылась, он почувствовал, что выбрал не тот путь.
Райан стал жертвой преждевременной идентичности, как называют это явление психологи: сделал выбор и заведомо отмел все возможные варианты.
В выборе профессии преждевременная идентичность закладывается тем самым вопросом — «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Размышления на эту тему могут сформировать фиксированное, жесткое представление о себе и своем жизненном пути. Но и мы, и наш взгляд на вещи постоянно меняются. «По-моему, это самый бесполезный вопрос, который только взрослый может задать ребенку, — пишет Мишель Обама. — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Как будто вырасти — это конечная цель. Как будто кем-то становишься раз и навсегда».
Вопрос, который все портит
За вопросом о будущей профессии обычно стоят ожидания. Взрослые надеются, что ребенок метит высоко: мечтает полететь в космос, стать героическим пожарным или знаменитым режиссером. Многие с радостью соглашаются мечтать о великом и долго держатся за воздушные замки (порой им не хватает способностей, возможностей или интереса к выбранному делу). А что говорить тем, кто хочет найти любую полезную работу, стать хорошим родителем или просто достойным человеком?
Единственным социально одобряемым ответом считается название профессии. В итоге дети считают ее главной в своей жизни.
К тому же дети обычно ориентируются или на то, кем работают родители, или на пару-тройку знакомых специальностей. Большинство существующих профессий им просто-напросто неизвестны. Возможно, идеальную для ребенка работу еще не придумали: привычные сферы меняются, и новые виды деятельности появляются очень быстро — еще недавно не было Google, Uber и Instagram.
Что делать?
В детстве многие проявляют интерес к науке, но после начальной школы теряют его и сомневаются в своих способностях. Согласно недавним исследованиям, энтузиазм можно поддержать, если преподносить науку немного в другом ключе. Ученики второго и третьего классов демонстрировали большую тягу к знаниям, когда нужно было что-то делать, а не просто «быть ученым». Просто «стать ученым» — это слишком абстрактно. А вот ставить конкретные эксперименты могут все. Даже дошкольники проявляли больший интерес к тому, что надо делать, а не кем надо быть.
Рассказывайте о профессиях как о роде занятости, а не самоопределении. Когда работа — это то, что ты делаешь, а не то, кто ты есть, проще видеть альтернативы.
«Недавно за обедом наши дети решили по очереди рассказать, кем хотят стать, — рассказывает автор. — Я ответил, что необязательно выбирать одну профессию, в среднем человек выполняет дюжину разных работ. Что необязательно делать что-то одно — можно заниматься разными вещами. И они начали обсуждать, что им нравится. В список вошли дизайн наборов Lego, космические исследования, литературное творчество, архитектура, оформление интерьеров, преподавание физкультуры, фотография, тренировка футболистов и фитнес-блог на YouTube».
Попробуйте поступить так же: старайтесь не сужать выбор ребенка, а помогайте ему видеть многие возможности. Объясняйте, что не обязательно заниматься в жизни чем-то одним. Так сделать выбор будет гораздо проще.
Елена Исупова
Взрослые обожают спрашивать детей об их планах на будущее. Ответы могут вдохновить на смелые цели. Но опасность в том, что из-за них ребенок как будто заглядывает в трубу и не видит других вариантов, кроме озвученного. Узнаем об этом больше из книги Адама Гранта «Подумайте еще раз».
Преждевременная идентичность
«Кем ты станешь, когда вырастешь? В детстве я терпеть не мог этот вопрос, — признается автор. — Я боялся разговоров со взрослыми, потому что они всегда этим интересовались, но, что бы я ни говорил, ответ им не нравился. Один раз я заявил, что хочу быть супергероем, и все смеялись. Потом я решил попасть в НБА, но, несмотря на то что часами бросал мяч в кольцо во дворе, три года подряд меня не отбирали в школьную команду. В старших классах я увлекся прыжками в воду и захотел стать тренером. На это взрослые зафыркали и сообщили, что теперь я донельзя понизил планку».
Зато двоюродный брат Адама Райан с детского сада знал, кем будет, — врачом. Этого ждала вся семья, а мальчику было приятно получать одобрение близких. Но когда мечта сбылась, он почувствовал, что выбрал не тот путь.
Райан стал жертвой преждевременной идентичности, как называют это явление психологи: сделал выбор и заведомо отмел все возможные варианты.
В выборе профессии преждевременная идентичность закладывается тем самым вопросом — «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Размышления на эту тему могут сформировать фиксированное, жесткое представление о себе и своем жизненном пути. Но и мы, и наш взгляд на вещи постоянно меняются. «По-моему, это самый бесполезный вопрос, который только взрослый может задать ребенку, — пишет Мишель Обама. — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Как будто вырасти — это конечная цель. Как будто кем-то становишься раз и навсегда».
Вопрос, который все портит
За вопросом о будущей профессии обычно стоят ожидания. Взрослые надеются, что ребенок метит высоко: мечтает полететь в космос, стать героическим пожарным или знаменитым режиссером. Многие с радостью соглашаются мечтать о великом и долго держатся за воздушные замки (порой им не хватает способностей, возможностей или интереса к выбранному делу). А что говорить тем, кто хочет найти любую полезную работу, стать хорошим родителем или просто достойным человеком?
Единственным социально одобряемым ответом считается название профессии. В итоге дети считают ее главной в своей жизни.
К тому же дети обычно ориентируются или на то, кем работают родители, или на пару-тройку знакомых специальностей. Большинство существующих профессий им просто-напросто неизвестны. Возможно, идеальную для ребенка работу еще не придумали: привычные сферы меняются, и новые виды деятельности появляются очень быстро — еще недавно не было Google, Uber и Instagram.
Что делать?
В детстве многие проявляют интерес к науке, но после начальной школы теряют его и сомневаются в своих способностях. Согласно недавним исследованиям, энтузиазм можно поддержать, если преподносить науку немного в другом ключе. Ученики второго и третьего классов демонстрировали большую тягу к знаниям, когда нужно было что-то делать, а не просто «быть ученым». Просто «стать ученым» — это слишком абстрактно. А вот ставить конкретные эксперименты могут все. Даже дошкольники проявляли больший интерес к тому, что надо делать, а не кем надо быть.
Рассказывайте о профессиях как о роде занятости, а не самоопределении. Когда работа — это то, что ты делаешь, а не то, кто ты есть, проще видеть альтернативы.
«Недавно за обедом наши дети решили по очереди рассказать, кем хотят стать, — рассказывает автор. — Я ответил, что необязательно выбирать одну профессию, в среднем человек выполняет дюжину разных работ. Что необязательно делать что-то одно — можно заниматься разными вещами. И они начали обсуждать, что им нравится. В список вошли дизайн наборов Lego, космические исследования, литературное творчество, архитектура, оформление интерьеров, преподавание физкультуры, фотография, тренировка футболистов и фитнес-блог на YouTube».
Попробуйте поступить так же: старайтесь не сужать выбор ребенка, а помогайте ему видеть многие возможности. Объясняйте, что не обязательно заниматься в жизни чем-то одним. Так сделать выбор будет гораздо проще.
Елена Исупова
Показать больше
2 годы назад
Одна привычка цепляется за другую — и вся жизнь проходит на автопилоте. Как вырваться из этого круга? Обращайте внимание на окружающий мир, звуки, запахи. Будьте любопытны. Делайте то, чего никогда не делали.
Денни Пенман
Денни Пенман
Показать больше
2 годы назад
ПРОВЕРЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОБУЖДАТЬ РЕБЕНКА ВЫПОЛНЯТЬ ВАШИ ПРОСЬБЫ
1. МЕТОД ТРЕХ ШАГОВ
Если вы хотите чего-то от ребенка, вовсе не обязательно облекать это в приказы или требования. Есть отличный способ мотивировать ребенка действовать в указанном вами направлении.
1 шаг - опишите ситуацию
Коротко расскажите ребенку, почему вы просите его сделать нечто. Таким образом вы привлекаете внимание ребенка, демонстрируете ему уважение, объясняя свою просьбу, сообщаете новую информацию.
"Твои ботинки пачкают сидение".
2 шаг - употребите вежливые слова
Употребите те вежливые слова, которыми вы предпочитаете сопровождать просьбы. Говоря ребенку вежливые слова, вы еще ДО ИЗЛОЖЕНИЯ СВОЕЙ ПРОСЬБЫ показываете свой дружелюбный настрой и взываете у ребенка положительные эмоции.
"Пожалуйста, будь добр и т.п"
3 шаг – изложите суть просьбы
После предварительной подготовки изложите суть своей просьбы. К этому времени ребенок уже понимает, почему его просят сделать то или иное. И он уже настроился дружелюбно, благодаря вашей вежливости.
"Сними ноги с сидения".
Последовательность шагов должна быть именно такая, это делает метод действенным.
Потренируйтесь в таком способе выражения просьбы на следующих примерах:
- Ребенок во время еды толкает обеденный стол
- Ребенок слишком громко слушает музыку
- Ребенок залез на подоконник
2. ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ МИНУТ
Детям трудно сразу оторваться от какого – то интересного занятия. Однако, наша жизнь устроена так, что отрываться все - таки необходимо. Для того, чтобы смягчить ситуацию, сообщите ребенку заранее, что от него вскоре потребуется. Например, планируя сборы на прогулку или приготовления ко сну, скажите ребенку за 5 минут о том, что вскоре надо будет предпринимать какие-то действия, прервав игру. С маленькими детьми, не понимающими время по часам, можно использовать таймеры или песочные часы. Движение песка дает малышу реальное представление об идущем времени и ваше вторжение в его активность будет для него более предсказуемым. Прием ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ МИНУТ может помочь вам в ежедневных рутинных делах, следовании режиму.
3. ЗАПРЕТ - АЛЬТЕРНАТИВА
Запрещая что-то ребенку вы, вполне вероятно, вызовете его сопротивление. Ребенок выражает себя в действии, для него действие, активность – это сама жизнь. Сказать "не делай", то же, что предписать ребенку – "не будь". Часто он просто не может выполнить ваше предписание, он вопрощает себя в текущей деятельности.
С другой стороны, если все - таки ребенок послушается вас и прервет нежелательное действие, то неизвестно, что он предпримет вместо этого действия, и будет ли его поведение лучше прежнего. Взамен нежелательного поведения может появиться еще более нежелательное поведение, и оно тоже потребует вмешательства родителя.
Чтобы не превращать общение ребенка и родителя в череду замечаний используйте метод ЗАПРЕТ- АЛЬТЕРНАТИВА.
Запрещая что-либо ребенку, предпишите ему какое - то действие.
"Не рисуй на стене, порисовать можно вот тут на листочке".
"Не кричи в доме, можно кричать в саду".
Как бы вы использовали данный метод в следующих случаях:
- Ребенок выдергивает культурные посадки на дачном участке
- Ребенок шумно носится по квартире
- Дети затеяли игру и кидаются тяжелыми игрушками, рискуя перебить все в доме.
Важно, чтобы ваше предписание было, по сути, близко к тому действию ребенка, которое вы планируете ограничить.
3. ТРЕБОВАНИЕ
Этот простой и экологичный метод очень близок к методу ЗАПРЕТ- АЛЬТЕРНАТИВА. Вместо того, чтобы запрещать нечто ребенку, предпишите ему действовать определенным образом. В этом случае вы просто ОПУСКАЕТЕ запрет и оставляете требование к ребенку.
Запрет обрывает активность, а требование предписывает эту активность, но в определенном русле. Для ребенка второе предпочтительно, он точно понимает, чего от него хотят, но при этом не слышит запрета, который всегда настраивает человека на некую оборону своей независимости.
"Не кричи" (запрет, прерывание активности) – "Говори тихим голосом" (предписание)
"Не носись тут" (запрет, прерывание активности) – "Здесь можно только ходить" (требование)
"Не отвлекайся от задания" (запрет, прерывание активности) – "Сосредоточься на том, что делаешь" (предписание)
Потренируйтесь в использовании метода на следующих примерах:
- Не шуми (запрет) - …. (предписание)
- Не ходи весь день в пижаме (запрет) - …. (предписание)
- Не смей бить сестру (запрет) - …. (предписание)
- Не размазывай по столу кашу (запрет) - …. (предписание)
Требования должны быть сформулированы как можно конкретнее, ребенку трудно выполнить предписания типа "веди себя прилично" или "сиди за столом как человек! "
Все предложенные методы помогут вам в ежедневном общении с детьми, если использовать их достаточно часто, не оставлять на крайний случай, когда уже более грубые методы перепробованы.
1. МЕТОД ТРЕХ ШАГОВ
Если вы хотите чего-то от ребенка, вовсе не обязательно облекать это в приказы или требования. Есть отличный способ мотивировать ребенка действовать в указанном вами направлении.
1 шаг - опишите ситуацию
Коротко расскажите ребенку, почему вы просите его сделать нечто. Таким образом вы привлекаете внимание ребенка, демонстрируете ему уважение, объясняя свою просьбу, сообщаете новую информацию.
"Твои ботинки пачкают сидение".
2 шаг - употребите вежливые слова
Употребите те вежливые слова, которыми вы предпочитаете сопровождать просьбы. Говоря ребенку вежливые слова, вы еще ДО ИЗЛОЖЕНИЯ СВОЕЙ ПРОСЬБЫ показываете свой дружелюбный настрой и взываете у ребенка положительные эмоции.
"Пожалуйста, будь добр и т.п"
3 шаг – изложите суть просьбы
После предварительной подготовки изложите суть своей просьбы. К этому времени ребенок уже понимает, почему его просят сделать то или иное. И он уже настроился дружелюбно, благодаря вашей вежливости.
"Сними ноги с сидения".
Последовательность шагов должна быть именно такая, это делает метод действенным.
Потренируйтесь в таком способе выражения просьбы на следующих примерах:
- Ребенок во время еды толкает обеденный стол
- Ребенок слишком громко слушает музыку
- Ребенок залез на подоконник
2. ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ МИНУТ
Детям трудно сразу оторваться от какого – то интересного занятия. Однако, наша жизнь устроена так, что отрываться все - таки необходимо. Для того, чтобы смягчить ситуацию, сообщите ребенку заранее, что от него вскоре потребуется. Например, планируя сборы на прогулку или приготовления ко сну, скажите ребенку за 5 минут о том, что вскоре надо будет предпринимать какие-то действия, прервав игру. С маленькими детьми, не понимающими время по часам, можно использовать таймеры или песочные часы. Движение песка дает малышу реальное представление об идущем времени и ваше вторжение в его активность будет для него более предсказуемым. Прием ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ МИНУТ может помочь вам в ежедневных рутинных делах, следовании режиму.
3. ЗАПРЕТ - АЛЬТЕРНАТИВА
Запрещая что-то ребенку вы, вполне вероятно, вызовете его сопротивление. Ребенок выражает себя в действии, для него действие, активность – это сама жизнь. Сказать "не делай", то же, что предписать ребенку – "не будь". Часто он просто не может выполнить ваше предписание, он вопрощает себя в текущей деятельности.
С другой стороны, если все - таки ребенок послушается вас и прервет нежелательное действие, то неизвестно, что он предпримет вместо этого действия, и будет ли его поведение лучше прежнего. Взамен нежелательного поведения может появиться еще более нежелательное поведение, и оно тоже потребует вмешательства родителя.
Чтобы не превращать общение ребенка и родителя в череду замечаний используйте метод ЗАПРЕТ- АЛЬТЕРНАТИВА.
Запрещая что-либо ребенку, предпишите ему какое - то действие.
"Не рисуй на стене, порисовать можно вот тут на листочке".
"Не кричи в доме, можно кричать в саду".
Как бы вы использовали данный метод в следующих случаях:
- Ребенок выдергивает культурные посадки на дачном участке
- Ребенок шумно носится по квартире
- Дети затеяли игру и кидаются тяжелыми игрушками, рискуя перебить все в доме.
Важно, чтобы ваше предписание было, по сути, близко к тому действию ребенка, которое вы планируете ограничить.
3. ТРЕБОВАНИЕ
Этот простой и экологичный метод очень близок к методу ЗАПРЕТ- АЛЬТЕРНАТИВА. Вместо того, чтобы запрещать нечто ребенку, предпишите ему действовать определенным образом. В этом случае вы просто ОПУСКАЕТЕ запрет и оставляете требование к ребенку.
Запрет обрывает активность, а требование предписывает эту активность, но в определенном русле. Для ребенка второе предпочтительно, он точно понимает, чего от него хотят, но при этом не слышит запрета, который всегда настраивает человека на некую оборону своей независимости.
"Не кричи" (запрет, прерывание активности) – "Говори тихим голосом" (предписание)
"Не носись тут" (запрет, прерывание активности) – "Здесь можно только ходить" (требование)
"Не отвлекайся от задания" (запрет, прерывание активности) – "Сосредоточься на том, что делаешь" (предписание)
Потренируйтесь в использовании метода на следующих примерах:
- Не шуми (запрет) - …. (предписание)
- Не ходи весь день в пижаме (запрет) - …. (предписание)
- Не смей бить сестру (запрет) - …. (предписание)
- Не размазывай по столу кашу (запрет) - …. (предписание)
Требования должны быть сформулированы как можно конкретнее, ребенку трудно выполнить предписания типа "веди себя прилично" или "сиди за столом как человек! "
Все предложенные методы помогут вам в ежедневном общении с детьми, если использовать их достаточно часто, не оставлять на крайний случай, когда уже более грубые методы перепробованы.
Показать больше
2 годы назад
У детей есть потребность «подзаряжаться» нашей любовью: так малыш возвращается к маме, прижимается к ее коленкам – и идет дальше играть…
Юлия Гиппенрейтер
Юлия Гиппенрейтер
2 годы назад
Однажды воскресным утром семья - мама, папа и сын - отправились в магазин за продуктами. Затариваться на предстоящую неделю провизией за долгие годы уже вошло в привычку. Пока мама и папа рассматривали товары на полках, сын обратил внимание на старушку. Пожилая женщина с грустным видом брела по проходу между стеллажами, иногда останавливалась, брала в руки товар, а потом клала его обратно на место. Мальчик, наблюдавший за старушкой, решил предложить ей свою помощь. На это пожилая женщина ответила: - Спасибо, сынок! У меня все есть. В итоге бабушка так ничего и не купила, и с пустыми руками покинула магазин. Об увиденном сын рассказал маме и папе. Он предположил, что старушка в действительности не имела достаточно денег для покупки продуктов, но постеснялась об этом сказать. Мальчик предложил родителям найти ее, чтобы снабдить провизией.
На кассе семья поинтересовалась у сотрудницы магазина, знает ли она ту самую старушку, которая буквально пару минут назад ушла восвояси. Оказалось, что работница ее хорошо знала и даже дала адрес. Родители с сыном купили две большие сумки еды и после обеда отправились в гости к старушке. Пожилая женщина была весьма удивлена визиту незнакомцев. Мальчика она сразу узнала и услышав, что семья решила ей помочь продуктами, не смогла сдержать слез. Действительно, бабушка находилась в трудной жизненной ситуации: пенсии как кот наплакал, родственники живут в другом городе и редко присылают деньги. Пожилая женщина в знак благодарности пригласила незваных гостей к столу, угостила чаем со сладостями. Мальчик был невероятно доволен тем, что смог подарить этой старушке хотя бы частичку заботы, любви и внимания.
На кассе семья поинтересовалась у сотрудницы магазина, знает ли она ту самую старушку, которая буквально пару минут назад ушла восвояси. Оказалось, что работница ее хорошо знала и даже дала адрес. Родители с сыном купили две большие сумки еды и после обеда отправились в гости к старушке. Пожилая женщина была весьма удивлена визиту незнакомцев. Мальчика она сразу узнала и услышав, что семья решила ей помочь продуктами, не смогла сдержать слез. Действительно, бабушка находилась в трудной жизненной ситуации: пенсии как кот наплакал, родственники живут в другом городе и редко присылают деньги. Пожилая женщина в знак благодарности пригласила незваных гостей к столу, угостила чаем со сладостями. Мальчик был невероятно доволен тем, что смог подарить этой старушке хотя бы частичку заботы, любви и внимания.
Показать больше