2 годы назад
"КЕМ ХОЧЕШЬ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕШЬ?" ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЗАДАВАТЬ ЭТОТ ВОПРОС РЕБЁНКУ
Взрослые обожают спрашивать детей об их планах на будущее. Ответы могут вдохновить на смелые цели. Но опасность в том, что из-за них ребенок как будто заглядывает в трубу и не видит других вариантов, кроме озвученного. Узнаем об этом больше из книги Адама Гранта «Подумайте еще раз».
Преждевременная идентичность
«Кем ты станешь, когда вырастешь? В детстве я терпеть не мог этот вопрос, — признается автор. — Я боялся разговоров со взрослыми, потому что они всегда этим интересовались, но, что бы я ни говорил, ответ им не нравился. Один раз я заявил, что хочу быть супергероем, и все смеялись. Потом я решил попасть в НБА, но, несмотря на то что часами бросал мяч в кольцо во дворе, три года подряд меня не отбирали в школьную команду. В старших классах я увлекся прыжками в воду и захотел стать тренером. На это взрослые зафыркали и сообщили, что теперь я донельзя понизил планку».
Зато двоюродный брат Адама Райан с детского сада знал, кем будет, — врачом. Этого ждала вся семья, а мальчику было приятно получать одобрение близких. Но когда мечта сбылась, он почувствовал, что выбрал не тот путь.
Райан стал жертвой преждевременной идентичности, как называют это явление психологи: сделал выбор и заведомо отмел все возможные варианты.
В выборе профессии преждевременная идентичность закладывается тем самым вопросом — «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Размышления на эту тему могут сформировать фиксированное, жесткое представление о себе и своем жизненном пути. Но и мы, и наш взгляд на вещи постоянно меняются. «По-моему, это самый бесполезный вопрос, который только взрослый может задать ребенку, — пишет Мишель Обама. — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Как будто вырасти — это конечная цель. Как будто кем-то становишься раз и навсегда».
Вопрос, который все портит
За вопросом о будущей профессии обычно стоят ожидания. Взрослые надеются, что ребенок метит высоко: мечтает полететь в космос, стать героическим пожарным или знаменитым режиссером. Многие с радостью соглашаются мечтать о великом и долго держатся за воздушные замки (порой им не хватает способностей, возможностей или интереса к выбранному делу). А что говорить тем, кто хочет найти любую полезную работу, стать хорошим родителем или просто достойным человеком?
Единственным социально одобряемым ответом считается название профессии. В итоге дети считают ее главной в своей жизни.
К тому же дети обычно ориентируются или на то, кем работают родители, или на пару-тройку знакомых специальностей. Большинство существующих профессий им просто-напросто неизвестны. Возможно, идеальную для ребенка работу еще не придумали: привычные сферы меняются, и новые виды деятельности появляются очень быстро — еще недавно не было Google, Uber и Instagram.
Что делать?
В детстве многие проявляют интерес к науке, но после начальной школы теряют его и сомневаются в своих способностях. Согласно недавним исследованиям, энтузиазм можно поддержать, если преподносить науку немного в другом ключе. Ученики второго и третьего классов демонстрировали большую тягу к знаниям, когда нужно было что-то делать, а не просто «быть ученым». Просто «стать ученым» — это слишком абстрактно. А вот ставить конкретные эксперименты могут все. Даже дошкольники проявляли больший интерес к тому, что надо делать, а не кем надо быть.
Рассказывайте о профессиях как о роде занятости, а не самоопределении. Когда работа — это то, что ты делаешь, а не то, кто ты есть, проще видеть альтернативы.
«Недавно за обедом наши дети решили по очереди рассказать, кем хотят стать, — рассказывает автор. — Я ответил, что необязательно выбирать одну профессию, в среднем человек выполняет дюжину разных работ. Что необязательно делать что-то одно — можно заниматься разными вещами. И они начали обсуждать, что им нравится. В список вошли дизайн наборов Lego, космические исследования, литературное творчество, архитектура, оформление интерьеров, преподавание физкультуры, фотография, тренировка футболистов и фитнес-блог на YouTube».
Попробуйте поступить так же: старайтесь не сужать выбор ребенка, а помогайте ему видеть многие возможности. Объясняйте, что не обязательно заниматься в жизни чем-то одним. Так сделать выбор будет гораздо проще.
Елена Исупова
Взрослые обожают спрашивать детей об их планах на будущее. Ответы могут вдохновить на смелые цели. Но опасность в том, что из-за них ребенок как будто заглядывает в трубу и не видит других вариантов, кроме озвученного. Узнаем об этом больше из книги Адама Гранта «Подумайте еще раз».
Преждевременная идентичность
«Кем ты станешь, когда вырастешь? В детстве я терпеть не мог этот вопрос, — признается автор. — Я боялся разговоров со взрослыми, потому что они всегда этим интересовались, но, что бы я ни говорил, ответ им не нравился. Один раз я заявил, что хочу быть супергероем, и все смеялись. Потом я решил попасть в НБА, но, несмотря на то что часами бросал мяч в кольцо во дворе, три года подряд меня не отбирали в школьную команду. В старших классах я увлекся прыжками в воду и захотел стать тренером. На это взрослые зафыркали и сообщили, что теперь я донельзя понизил планку».
Зато двоюродный брат Адама Райан с детского сада знал, кем будет, — врачом. Этого ждала вся семья, а мальчику было приятно получать одобрение близких. Но когда мечта сбылась, он почувствовал, что выбрал не тот путь.
Райан стал жертвой преждевременной идентичности, как называют это явление психологи: сделал выбор и заведомо отмел все возможные варианты.
В выборе профессии преждевременная идентичность закладывается тем самым вопросом — «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Размышления на эту тему могут сформировать фиксированное, жесткое представление о себе и своем жизненном пути. Но и мы, и наш взгляд на вещи постоянно меняются. «По-моему, это самый бесполезный вопрос, который только взрослый может задать ребенку, — пишет Мишель Обама. — Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Как будто вырасти — это конечная цель. Как будто кем-то становишься раз и навсегда».
Вопрос, который все портит
За вопросом о будущей профессии обычно стоят ожидания. Взрослые надеются, что ребенок метит высоко: мечтает полететь в космос, стать героическим пожарным или знаменитым режиссером. Многие с радостью соглашаются мечтать о великом и долго держатся за воздушные замки (порой им не хватает способностей, возможностей или интереса к выбранному делу). А что говорить тем, кто хочет найти любую полезную работу, стать хорошим родителем или просто достойным человеком?
Единственным социально одобряемым ответом считается название профессии. В итоге дети считают ее главной в своей жизни.
К тому же дети обычно ориентируются или на то, кем работают родители, или на пару-тройку знакомых специальностей. Большинство существующих профессий им просто-напросто неизвестны. Возможно, идеальную для ребенка работу еще не придумали: привычные сферы меняются, и новые виды деятельности появляются очень быстро — еще недавно не было Google, Uber и Instagram.
Что делать?
В детстве многие проявляют интерес к науке, но после начальной школы теряют его и сомневаются в своих способностях. Согласно недавним исследованиям, энтузиазм можно поддержать, если преподносить науку немного в другом ключе. Ученики второго и третьего классов демонстрировали большую тягу к знаниям, когда нужно было что-то делать, а не просто «быть ученым». Просто «стать ученым» — это слишком абстрактно. А вот ставить конкретные эксперименты могут все. Даже дошкольники проявляли больший интерес к тому, что надо делать, а не кем надо быть.
Рассказывайте о профессиях как о роде занятости, а не самоопределении. Когда работа — это то, что ты делаешь, а не то, кто ты есть, проще видеть альтернативы.
«Недавно за обедом наши дети решили по очереди рассказать, кем хотят стать, — рассказывает автор. — Я ответил, что необязательно выбирать одну профессию, в среднем человек выполняет дюжину разных работ. Что необязательно делать что-то одно — можно заниматься разными вещами. И они начали обсуждать, что им нравится. В список вошли дизайн наборов Lego, космические исследования, литературное творчество, архитектура, оформление интерьеров, преподавание физкультуры, фотография, тренировка футболистов и фитнес-блог на YouTube».
Попробуйте поступить так же: старайтесь не сужать выбор ребенка, а помогайте ему видеть многие возможности. Объясняйте, что не обязательно заниматься в жизни чем-то одним. Так сделать выбор будет гораздо проще.
Елена Исупова
Показать больше
2 годы назад
Одна привычка цепляется за другую — и вся жизнь проходит на автопилоте. Как вырваться из этого круга? Обращайте внимание на окружающий мир, звуки, запахи. Будьте любопытны. Делайте то, чего никогда не делали.
Денни Пенман
Денни Пенман
Показать больше