Потерявшие радость жизни
Почему-то их можно определить не сразу. Иногда они выглядят подавленными и грустными и сразу говорят об этом. Иногда производят впечатление вполне довольных и жизнерадостных людей. Бывает, что внезапно я остро чувствую, что мы говорим не о том, чего-то старательно избегаем, но это нечто неуловимое, непонятное, как хищная тень, которую краем глаза замечаешь на долю секунды – но на такую короткую, что потом сомневаешься – может, показалось?
И все же тень возвращается вновь и вновь. Я становлюсь более внимательной. Чувствую. Замечаю. Ловлю собственные сложные оттенки переживаний и телесных ощущений. И в какой-то момент это случается. Случается очень по-разному, но в какой-то момент вдруг будто бы приоткрывается дверь в темный подвал, откуда тянет могильной сыростью, холодом и пустотой.
Мой клиент, человек напротив, произносит эти слова. Они звучат-по-разному, но смысл всегда один.
В его жизни нет радости. Он ни от чего не получает удовольствия – ни от близких отношений, ни от еды, ни от музыки, чтения, секса, общения…
У него пусто внутри – будто бы кто-то волшебным образом забрал всё хорошее, доброе, теплое, приятное, надежное, возбуждающее, живое…
Но за каждой такой историей стоит человек – или люди, которые «высосали» радость.
…Бабушка, которая рассказывала вместо сказок на ночь страшные, кровавые истории о коллективизации, Голодоморе и войне.
…Родители, произведшие на свет пятерых детей, но переложившие все заботы о них на старшего ребенка.
…Муж, не разрешающий жене пользоваться косметикой, модно одеваться, встречаться с подругами и родственниками – «ты жена и мать!».
…Начальница, издевающаяся над молодым сотрудником, унижающая, оскорбляющая и лишающая премии.
И много, много, очень много других историй, где за каждой пустотой, болью, печалью, оцепенением, окаменением, омертвением стоит Другой. Поэтому в последнее время в терапевтической работе я ищу их – дементоров, высасывающих или уже высосавших радость.
Метафора дементоров из «Гарри Поттера» позволяет лучше понять состояние наших клиентов. Римус Люпин характеризует их следующим образом: «Дементоры — самые отвратительные существа на свете. Они живут там, где тьма и гниль, приносят уныние и гибель. Они отовсюду высасывают счастье, надежду, мир...». Дементоры слепы – им все равно, из кого «сосать» позитивные эмоции. Но они им нужны для выживания – они ими питаются. Самая страшная казнь – это так называемый «поцелуй дементора», в результате которого человек перестает существовать как разумное существо, потому что дементор забирает его душу.
Дементоры повсюду. Они ждут нас на работе, в семье, в магазине, общественном транспорте. От них моментально портится настроение. От них хочется бежать. Но если дементор живет рядом с тобой, а ты маленький, беспомощный ребенок – сбежать от него невозможно. Самая тяжелая ситуация существует у тех клиентов, кто долгое время жил с дементором, не имея возможности уйти в силу возраста, отсутствия денег, профессии... И самое страшное – в отсутствии защиты.
Но в «Гарри Поттере» описана не только «проблема» - там есть и «решение».
Решение – это Патронус.
Патронус – это защитник. Его можно вызвать при помощи заклинания и хороших воспоминаний. Независимо от его формы – огромный олень или маленькая мышка – он способен прогнать стаю дементоров.
И это – прямое описание технологии работы с людьми, чья энергия и радость постоянно «подсасывается» дементорами. Были ли у человека эпизоды «встреч с дементорами» в прошлом, в результате которого возникли травмы, живет ли он с дементором в настоящем – для возвращения к нормальному уровню витальности ему нужен Патронус.
В современной психотерапии «Патронус» - это ресурсы и резервы клиента. Прежде чем опускаться в «воронку травмы» и начинать разбираться с тяжелыми воспоминаниями, болезненными событиями, непройденными кризисами, непережитыми потрясениями, особенно если они носили хронический характер, важно найти «точки опоры».
Я иногда предлагаю клиентам следующую технику – «Вызов Патронуса»: «Представьте самое радостное, самое счастливое воспоминание своей жизни. Сколько лет тогда Вам было? Где это произошло? Какие люди были рядом? Что с Вами произошло? Что вы делали? Что Вы чувствовали? Каким Вы были в этот момент?
А теперь представьте образ, который воплощает всё: ситуацию, Вас, чувства… Возьмите бумагу, карандаш и нарисуйте этот образ… А теперь, когда Вы его представили и нарисовали, постарайтесь зафиксировать свои переживания – радость, удовольствие, восторг, ощущение силы, нужности, включенности, принадлежности… Подумайте о короткой фразе, которая позволит вернуться к этому воспоминанию… Это – Ваши волшебные слова для «вызова Патронуса». Запомните их».
Теперь каждый раз, когда к Вам приближается внешний или внутренний дементор в виде воспоминаний – сосредоточьтесь на воспоминании, образе и произнесите слова. Представьте, что рядом с Вами возникает светлое облако, и из него выходит Ваш Патронус, который прогоняет дементора. Представьте, как он это делает, раз за разом, ослабляя дементора и придавая Вам сил.
Потому что жить без радости невозможно.
Наталья Олифирович
Почему-то их можно определить не сразу. Иногда они выглядят подавленными и грустными и сразу говорят об этом. Иногда производят впечатление вполне довольных и жизнерадостных людей. Бывает, что внезапно я остро чувствую, что мы говорим не о том, чего-то старательно избегаем, но это нечто неуловимое, непонятное, как хищная тень, которую краем глаза замечаешь на долю секунды – но на такую короткую, что потом сомневаешься – может, показалось?
И все же тень возвращается вновь и вновь. Я становлюсь более внимательной. Чувствую. Замечаю. Ловлю собственные сложные оттенки переживаний и телесных ощущений. И в какой-то момент это случается. Случается очень по-разному, но в какой-то момент вдруг будто бы приоткрывается дверь в темный подвал, откуда тянет могильной сыростью, холодом и пустотой.
Мой клиент, человек напротив, произносит эти слова. Они звучат-по-разному, но смысл всегда один.
В его жизни нет радости. Он ни от чего не получает удовольствия – ни от близких отношений, ни от еды, ни от музыки, чтения, секса, общения…
У него пусто внутри – будто бы кто-то волшебным образом забрал всё хорошее, доброе, теплое, приятное, надежное, возбуждающее, живое…
Но за каждой такой историей стоит человек – или люди, которые «высосали» радость.
…Бабушка, которая рассказывала вместо сказок на ночь страшные, кровавые истории о коллективизации, Голодоморе и войне.
…Родители, произведшие на свет пятерых детей, но переложившие все заботы о них на старшего ребенка.
…Муж, не разрешающий жене пользоваться косметикой, модно одеваться, встречаться с подругами и родственниками – «ты жена и мать!».
…Начальница, издевающаяся над молодым сотрудником, унижающая, оскорбляющая и лишающая премии.
И много, много, очень много других историй, где за каждой пустотой, болью, печалью, оцепенением, окаменением, омертвением стоит Другой. Поэтому в последнее время в терапевтической работе я ищу их – дементоров, высасывающих или уже высосавших радость.
Метафора дементоров из «Гарри Поттера» позволяет лучше понять состояние наших клиентов. Римус Люпин характеризует их следующим образом: «Дементоры — самые отвратительные существа на свете. Они живут там, где тьма и гниль, приносят уныние и гибель. Они отовсюду высасывают счастье, надежду, мир...». Дементоры слепы – им все равно, из кого «сосать» позитивные эмоции. Но они им нужны для выживания – они ими питаются. Самая страшная казнь – это так называемый «поцелуй дементора», в результате которого человек перестает существовать как разумное существо, потому что дементор забирает его душу.
Дементоры повсюду. Они ждут нас на работе, в семье, в магазине, общественном транспорте. От них моментально портится настроение. От них хочется бежать. Но если дементор живет рядом с тобой, а ты маленький, беспомощный ребенок – сбежать от него невозможно. Самая тяжелая ситуация существует у тех клиентов, кто долгое время жил с дементором, не имея возможности уйти в силу возраста, отсутствия денег, профессии... И самое страшное – в отсутствии защиты.
Но в «Гарри Поттере» описана не только «проблема» - там есть и «решение».
Решение – это Патронус.
Патронус – это защитник. Его можно вызвать при помощи заклинания и хороших воспоминаний. Независимо от его формы – огромный олень или маленькая мышка – он способен прогнать стаю дементоров.
И это – прямое описание технологии работы с людьми, чья энергия и радость постоянно «подсасывается» дементорами. Были ли у человека эпизоды «встреч с дементорами» в прошлом, в результате которого возникли травмы, живет ли он с дементором в настоящем – для возвращения к нормальному уровню витальности ему нужен Патронус.
В современной психотерапии «Патронус» - это ресурсы и резервы клиента. Прежде чем опускаться в «воронку травмы» и начинать разбираться с тяжелыми воспоминаниями, болезненными событиями, непройденными кризисами, непережитыми потрясениями, особенно если они носили хронический характер, важно найти «точки опоры».
Я иногда предлагаю клиентам следующую технику – «Вызов Патронуса»: «Представьте самое радостное, самое счастливое воспоминание своей жизни. Сколько лет тогда Вам было? Где это произошло? Какие люди были рядом? Что с Вами произошло? Что вы делали? Что Вы чувствовали? Каким Вы были в этот момент?
А теперь представьте образ, который воплощает всё: ситуацию, Вас, чувства… Возьмите бумагу, карандаш и нарисуйте этот образ… А теперь, когда Вы его представили и нарисовали, постарайтесь зафиксировать свои переживания – радость, удовольствие, восторг, ощущение силы, нужности, включенности, принадлежности… Подумайте о короткой фразе, которая позволит вернуться к этому воспоминанию… Это – Ваши волшебные слова для «вызова Патронуса». Запомните их».
Теперь каждый раз, когда к Вам приближается внешний или внутренний дементор в виде воспоминаний – сосредоточьтесь на воспоминании, образе и произнесите слова. Представьте, что рядом с Вами возникает светлое облако, и из него выходит Ваш Патронус, который прогоняет дементора. Представьте, как он это делает, раз за разом, ослабляя дементора и придавая Вам сил.
Потому что жить без радости невозможно.
Наталья Олифирович
Показать больше
1 год назад
2 годы назад
2 годы назад
Если я сама тебе напишу ты обещаешь со мной пойти на встречу, пройти прогуляться или просто выпить кофе а там уже как получиться?
2 годы назад
2 годы назад
1 год назад
Человек никогда не сможет иметь истинных и длительных отношений с другими и никогда не сможет полюбить, если он не может выразить всех четырех чувств, обязательных для этого (гнев, страх, обида, доверие). Только тогда, когда мы способны показать, что гневаемся, боимся, обижаемся или верим, — только тогда мы сможем полюбить. Только тогда, когда мы можем открыто показать друг другу свои чувства и сказать открыто о них, — только тогда мы сможем почувствовать душевную близость — что, кстати, ничуть не менее приятно, чем близость физическая.
Эверетт Шостром
Эверетт Шостром
Показать больше
1 год назад
«Теории воспитания - спекуляция»
Психолог Людмила Петрановская рассказала, как избавиться от чувства вины перед ребенком, объяснила, можно ли давать школьникам полную свободу, и зачем на самом деле нужны книги по воспитанию.
Сейчас родители с одной стороны стали уделять больше внимания своим отношениям с ребенком, стараются перестать орать и раздражаться, стать внимательнее, а с другой - постоянно чувствуют вину за каждый срыв, неодобрение и прошлые ошибки. Вот что с этим делать? Как от этой вины избавиться?
Да, это бич современного времени, я для этого использую термин "родительский невроз". Родители все время очень беспокойно и эмоционально переживают из-за всего, связанного с детьми. Есть ситуации понятные - ребенок болен или что-то серьезное случилось, но переживают-то в основном из-за вещей, не несущих угрозы - поведение в школе, много или мало времени я провожу с ребенком и так далее. Как будто у нас у всех базовая неуверенность в своем праве быть родителями. Мне кажется, у этого много факторов: есть поколенческие факторы, потому что сейчас становятся молодыми родителями люди, чьи родители, в свою очередь, часто были обделены в детстве вниманием. Эти нынешние бабушки и дедушки когда-то, став родителями, действовали агрессией, шантажом, унижением, потому что сами не были вполне взрослыми.
Сегодня молодые мамы так не хотят, а как по-другому - не знают. У них часто много претензий к своим родителям и ровно столько же претензий к себе, потому что как только ты задираешь планку слишком высоко, она начинает бить тебя по голове. И если родитель сильно страдает из-за обиды на своих родителей или чувства вины по отношению к своим детям, то ему неплохо бы личную терапию пройти. А в целом, мне кажется, тут нужно просто понимать, что все наши представления о том, как надо растить детей, они относительны. 20 лет назад считали по-другому, и через 20 лет будут считать по-другому. И есть куча стран и культур, где детей воспитывают каким-то совсем иначе, чем мы, и дети там вырастают, и все неплохо. А мы на них смотрим и думаем - о боже, у этих дети никогда суп не едят, у тех - туалет на улице, а вот у этих дети с 3 лет уже работают. Кто-то на нас бы посмотрел и подумал – сумасшедшие, до 12 лет ребенка на улицу не пускают, кормят непонятно чем, дерзить родителям разрешают. Все это довольно относительно.
Суп это понятно, но ведь цель любого родителя - воспитать счастливого человека. А когда ты счастлив, неважно, на улице у тебя туалет или ты живешь в трехэтажном доме, тебе комфортно с самим собой.
О, ну это тоже ловушка современного родителя: надо сделать так, чтоб ребенок вырос счастливым. Да как на это можно вообще закладываться? Представьте, что кто-то потратил все свои ресурсы ради того, чтоб вы были счастливы, а у вас осенняя хандра или несчастная любовь. И вы чувствуете себя виноватым из-за того, что в данный момент вы несчастливы. То есть, мало того, что вам плохо сейчас – вы еще и сволочь получаетесь, подвели близких людей. Как вообще можно закладываться на то, чтоб ребенок был счастлив? У него может быть подростковая депрессия, расставание с любимым, друг умер, личный кризис, да мало ли что!
А как же понятие контейнирования? Оно же именно для того, чтоб научить ребенка как можно менее травматично переживать, условно, несчастную любовь и прочие напасти.
Нет, контейнирование не для того, чтобы меньше переживать. Оно не для того, чтоб ребенок получился таким позитивным придурком - хаха, все умерли, а мне пофигу, потому что меня мамочка в детстве любила. Суть контейнирования не в том, чтоб не расстраиваться, а в том, чтобы человек в момент трагедии, осознавая, что он не в состоянии справится со своими переживаниями, шел бы за помощью не к бутылке водки, а к другим людям и получал бы от них поддержку. Ясно, что у взрослого человека большой запас самоконтейнирования, но если ситуация действительно серьезна, здоровый человек идет к живым людям, которые могут ему посочувствовать, а не к суррогатам типа шопинга, денег, водки. Контейнирование нужно как раз для того, чтобы переживать более глубоко и полно, а не прятаться от чувств, не заглушать их, боясь, что не сможешь справиться.
Хорошо, вот если вернуться к современным советам «правильного» родительства: сейчас почти все популярные психологи советуют давать ребенку как можно больше выбора, не заставлять учиться, дать возможность почувствовать интерес. Можно как-то с этой свободой переборщить?
Я не думаю, что есть общий для всех рецепт. И заставлять и не заставлять - все имеет свою цену. Если вы заставляете, то, во-первых, это утомительно, требует времени и сил, а во-вторых, вы лишаете ребенка возможности делать самостоятельный выбор, и, вдобавок, портите ваши с ним отношения. Если вы не заставляете, выбор может оказаться непосильным для ребенка, вызывать у него тревогу. Есть риск, что накопятся проблемы, а ребенок вам потом предъявит претензии, почему , мол, его не заставили доучиться и он не получил лучшее образование. Ребенок - это формирующаяся субъектность, он еще не вполне субъектен и уже не вполне не субъектен. С грудными младенцами мы вопросами выбора не задаемся - понятно, что такой малыш пока не субъектен, и максимальная свобода, которую мы можем ему предоставить, это кормить не по часам, а по требованию. Но нам хочется, чтобы к 18 годам ребенок стал полностью субъектным - мог бы принимать решения, выбрать себе профессию, супруга, способ жить. То есть, все время между младенчеством и 18 годами должно быть потрачено на формирование субъектности. Но у ребенка нет на лбу датчика, который бы указывал на состояние его готовности принимать решения - сегодня он готов на 37 процентов, а вот уже на 62. Поэтому задача родителей всегда состоит в том, чтоб понять, насколько ребенок может принимать решения уже сейчас.
Это сложно. Критерии тут неясны и мы постоянно ошибаемся. Одним кажется, что ребенок меньше, чем он есть на самом деле, они контролируют и опекают, где не надо. Другие дают ему слишком много свободы и ответственности - и ошибаются в другую сторону, ребенок при этом чувствует себя тревожным и брошенным. Нет никакого способа просчитать эту готовность к решениям на конкретном ребенке. Тут нужна постоянная включенность и возможность гибкого маневра - если ты видишь, что забросил ребенка и он как-то уж очень сильно просел, отстал в школе, запутался, то нужно немножко добавить присутствия, и на время ограничить свободу выбора. Если видишь, что твой контроль его уже достал и он может справляться сам – отступить, дать больше свободы. Все время ошибаться и по возможности исправлять ошибки – иначе никак.
Вот как тут жить без вины, когда на родителе лежит такая гигантская ответственность? Дал свободу - ребенок стал тревожным, раздражался - взрослая дочь страдает неуверенностью, заставлял учиться - испортил отношения. Тут куда ни повернись - везде сплошной вред от родителей!
Мир через это давно прошел и уже расслабился. На Западе это была фишка 70-х годов - там все на свете объясняли воспитанием, от аутизма до гиперактивности и астмы. Восторг неофитов в психологии развития. Такие объяснительные схемы очень мощны, потому что таким образом можно объяснить широким массам вообще все, что угодно. Объяснить материнским воспитанием точно можно любое проявление человека. В любых отношениях всегда кто-то передавливает, не всегда чутко реагирует или еще что-то. Поскольку каждому родителю всегда есть, за что себя упрекнуть, то любые косяки ребенка можно объяснить тем, что ты недобдел или перебдел. И эти схемы обладают невероятной магией, в них всегда легко поверить. Но как это работает наверняка - никто не знает.
Чтобы подобные утверждения были достоверными, нужны исследования, которые провести просто невозможно. Мы же не можем взять одного и того же ребенка и сделать так, чтоб он сначала прожил всю жизнь с мамой, которая раздражалась и орала, а потом вернуть его в младенчество и дать ему другую маму. Сравнить его с другим ребенком, у которого в жизни все было ровно так же, только мама не орала, тоже невозможно. Это должны быть выборки на сотни тысяч. А еще поди отдели: на этого мама орала и потому он, например, гиперактивный, или он был гиперактивный, и потому мама истощалась и орала.
Важно помнить, что большая часть того, что говорится о влиянии родителей на детей, в том числе и то, что я говорю, это домыслы и обобщения. У нас нет достоверных исследований. Они наверное когда-нибудь появятся, потому что, например, сейчас все больше исследований связаны с прямым наблюдением за активностью мозга. Возможно, как только появится возможность отслеживать реакции человека напрямую, мы будем больше знать и понимать о причинно-следственных связях в деле воспитания. Но пока что большая часть теорий воспитания и развития это спекуляции. Это не значит, что оно бесполезно и не работает – это значит, что отношение родителей к книгам по воспитанию должно быть строго потребительским. Если я читаю эту книгу и мне хочется пойти обнять и поцеловать своего ребенка, хочется меняться - значит она мне подходит. Если я после этой книги чувствую себя виноватым и ужасным и хочу повеситься, она мне не подходит. Потому что, по моему убеждению, все, что делает родителя виноватым и несчастным, вредно и ребенку. А все, что делает родителя более спокойным и уверенным, для ребенка хорошо. Важно после прочтения книги по воспитанию испытывать тепло и нежность к ребенку, а не тревогу в жанре «как бы не допустить, чтоб он распоясался» или «как бы не сделать его невротиком».
Кстати, и правда - бывает же, что в одной и той же семье вырастают совершенно разные дети. Например, один учится, а другой сидит в компьютере целыми днями. Выходит, не все обусловлено поведением родителей.
Например, да, дети выросли в одной семье, но, когда родился первый, родители были спокойные и счастливые, а когда появился второй, были проблемы с деньгами. Всегда есть разный контекст. Да и одно и то же событие всегда влияет на разных детей по-разному. Плюс дети в одной семье часто могут бессознат
Психолог Людмила Петрановская рассказала, как избавиться от чувства вины перед ребенком, объяснила, можно ли давать школьникам полную свободу, и зачем на самом деле нужны книги по воспитанию.
Сейчас родители с одной стороны стали уделять больше внимания своим отношениям с ребенком, стараются перестать орать и раздражаться, стать внимательнее, а с другой - постоянно чувствуют вину за каждый срыв, неодобрение и прошлые ошибки. Вот что с этим делать? Как от этой вины избавиться?
Да, это бич современного времени, я для этого использую термин "родительский невроз". Родители все время очень беспокойно и эмоционально переживают из-за всего, связанного с детьми. Есть ситуации понятные - ребенок болен или что-то серьезное случилось, но переживают-то в основном из-за вещей, не несущих угрозы - поведение в школе, много или мало времени я провожу с ребенком и так далее. Как будто у нас у всех базовая неуверенность в своем праве быть родителями. Мне кажется, у этого много факторов: есть поколенческие факторы, потому что сейчас становятся молодыми родителями люди, чьи родители, в свою очередь, часто были обделены в детстве вниманием. Эти нынешние бабушки и дедушки когда-то, став родителями, действовали агрессией, шантажом, унижением, потому что сами не были вполне взрослыми.
Сегодня молодые мамы так не хотят, а как по-другому - не знают. У них часто много претензий к своим родителям и ровно столько же претензий к себе, потому что как только ты задираешь планку слишком высоко, она начинает бить тебя по голове. И если родитель сильно страдает из-за обиды на своих родителей или чувства вины по отношению к своим детям, то ему неплохо бы личную терапию пройти. А в целом, мне кажется, тут нужно просто понимать, что все наши представления о том, как надо растить детей, они относительны. 20 лет назад считали по-другому, и через 20 лет будут считать по-другому. И есть куча стран и культур, где детей воспитывают каким-то совсем иначе, чем мы, и дети там вырастают, и все неплохо. А мы на них смотрим и думаем - о боже, у этих дети никогда суп не едят, у тех - туалет на улице, а вот у этих дети с 3 лет уже работают. Кто-то на нас бы посмотрел и подумал – сумасшедшие, до 12 лет ребенка на улицу не пускают, кормят непонятно чем, дерзить родителям разрешают. Все это довольно относительно.
Суп это понятно, но ведь цель любого родителя - воспитать счастливого человека. А когда ты счастлив, неважно, на улице у тебя туалет или ты живешь в трехэтажном доме, тебе комфортно с самим собой.
О, ну это тоже ловушка современного родителя: надо сделать так, чтоб ребенок вырос счастливым. Да как на это можно вообще закладываться? Представьте, что кто-то потратил все свои ресурсы ради того, чтоб вы были счастливы, а у вас осенняя хандра или несчастная любовь. И вы чувствуете себя виноватым из-за того, что в данный момент вы несчастливы. То есть, мало того, что вам плохо сейчас – вы еще и сволочь получаетесь, подвели близких людей. Как вообще можно закладываться на то, чтоб ребенок был счастлив? У него может быть подростковая депрессия, расставание с любимым, друг умер, личный кризис, да мало ли что!
А как же понятие контейнирования? Оно же именно для того, чтоб научить ребенка как можно менее травматично переживать, условно, несчастную любовь и прочие напасти.
Нет, контейнирование не для того, чтобы меньше переживать. Оно не для того, чтоб ребенок получился таким позитивным придурком - хаха, все умерли, а мне пофигу, потому что меня мамочка в детстве любила. Суть контейнирования не в том, чтоб не расстраиваться, а в том, чтобы человек в момент трагедии, осознавая, что он не в состоянии справится со своими переживаниями, шел бы за помощью не к бутылке водки, а к другим людям и получал бы от них поддержку. Ясно, что у взрослого человека большой запас самоконтейнирования, но если ситуация действительно серьезна, здоровый человек идет к живым людям, которые могут ему посочувствовать, а не к суррогатам типа шопинга, денег, водки. Контейнирование нужно как раз для того, чтобы переживать более глубоко и полно, а не прятаться от чувств, не заглушать их, боясь, что не сможешь справиться.
Хорошо, вот если вернуться к современным советам «правильного» родительства: сейчас почти все популярные психологи советуют давать ребенку как можно больше выбора, не заставлять учиться, дать возможность почувствовать интерес. Можно как-то с этой свободой переборщить?
Я не думаю, что есть общий для всех рецепт. И заставлять и не заставлять - все имеет свою цену. Если вы заставляете, то, во-первых, это утомительно, требует времени и сил, а во-вторых, вы лишаете ребенка возможности делать самостоятельный выбор, и, вдобавок, портите ваши с ним отношения. Если вы не заставляете, выбор может оказаться непосильным для ребенка, вызывать у него тревогу. Есть риск, что накопятся проблемы, а ребенок вам потом предъявит претензии, почему , мол, его не заставили доучиться и он не получил лучшее образование. Ребенок - это формирующаяся субъектность, он еще не вполне субъектен и уже не вполне не субъектен. С грудными младенцами мы вопросами выбора не задаемся - понятно, что такой малыш пока не субъектен, и максимальная свобода, которую мы можем ему предоставить, это кормить не по часам, а по требованию. Но нам хочется, чтобы к 18 годам ребенок стал полностью субъектным - мог бы принимать решения, выбрать себе профессию, супруга, способ жить. То есть, все время между младенчеством и 18 годами должно быть потрачено на формирование субъектности. Но у ребенка нет на лбу датчика, который бы указывал на состояние его готовности принимать решения - сегодня он готов на 37 процентов, а вот уже на 62. Поэтому задача родителей всегда состоит в том, чтоб понять, насколько ребенок может принимать решения уже сейчас.
Это сложно. Критерии тут неясны и мы постоянно ошибаемся. Одним кажется, что ребенок меньше, чем он есть на самом деле, они контролируют и опекают, где не надо. Другие дают ему слишком много свободы и ответственности - и ошибаются в другую сторону, ребенок при этом чувствует себя тревожным и брошенным. Нет никакого способа просчитать эту готовность к решениям на конкретном ребенке. Тут нужна постоянная включенность и возможность гибкого маневра - если ты видишь, что забросил ребенка и он как-то уж очень сильно просел, отстал в школе, запутался, то нужно немножко добавить присутствия, и на время ограничить свободу выбора. Если видишь, что твой контроль его уже достал и он может справляться сам – отступить, дать больше свободы. Все время ошибаться и по возможности исправлять ошибки – иначе никак.
Вот как тут жить без вины, когда на родителе лежит такая гигантская ответственность? Дал свободу - ребенок стал тревожным, раздражался - взрослая дочь страдает неуверенностью, заставлял учиться - испортил отношения. Тут куда ни повернись - везде сплошной вред от родителей!
Мир через это давно прошел и уже расслабился. На Западе это была фишка 70-х годов - там все на свете объясняли воспитанием, от аутизма до гиперактивности и астмы. Восторг неофитов в психологии развития. Такие объяснительные схемы очень мощны, потому что таким образом можно объяснить широким массам вообще все, что угодно. Объяснить материнским воспитанием точно можно любое проявление человека. В любых отношениях всегда кто-то передавливает, не всегда чутко реагирует или еще что-то. Поскольку каждому родителю всегда есть, за что себя упрекнуть, то любые косяки ребенка можно объяснить тем, что ты недобдел или перебдел. И эти схемы обладают невероятной магией, в них всегда легко поверить. Но как это работает наверняка - никто не знает.
Чтобы подобные утверждения были достоверными, нужны исследования, которые провести просто невозможно. Мы же не можем взять одного и того же ребенка и сделать так, чтоб он сначала прожил всю жизнь с мамой, которая раздражалась и орала, а потом вернуть его в младенчество и дать ему другую маму. Сравнить его с другим ребенком, у которого в жизни все было ровно так же, только мама не орала, тоже невозможно. Это должны быть выборки на сотни тысяч. А еще поди отдели: на этого мама орала и потому он, например, гиперактивный, или он был гиперактивный, и потому мама истощалась и орала.
Важно помнить, что большая часть того, что говорится о влиянии родителей на детей, в том числе и то, что я говорю, это домыслы и обобщения. У нас нет достоверных исследований. Они наверное когда-нибудь появятся, потому что, например, сейчас все больше исследований связаны с прямым наблюдением за активностью мозга. Возможно, как только появится возможность отслеживать реакции человека напрямую, мы будем больше знать и понимать о причинно-следственных связях в деле воспитания. Но пока что большая часть теорий воспитания и развития это спекуляции. Это не значит, что оно бесполезно и не работает – это значит, что отношение родителей к книгам по воспитанию должно быть строго потребительским. Если я читаю эту книгу и мне хочется пойти обнять и поцеловать своего ребенка, хочется меняться - значит она мне подходит. Если я после этой книги чувствую себя виноватым и ужасным и хочу повеситься, она мне не подходит. Потому что, по моему убеждению, все, что делает родителя виноватым и несчастным, вредно и ребенку. А все, что делает родителя более спокойным и уверенным, для ребенка хорошо. Важно после прочтения книги по воспитанию испытывать тепло и нежность к ребенку, а не тревогу в жанре «как бы не допустить, чтоб он распоясался» или «как бы не сделать его невротиком».
Кстати, и правда - бывает же, что в одной и той же семье вырастают совершенно разные дети. Например, один учится, а другой сидит в компьютере целыми днями. Выходит, не все обусловлено поведением родителей.
Например, да, дети выросли в одной семье, но, когда родился первый, родители были спокойные и счастливые, а когда появился второй, были проблемы с деньгами. Всегда есть разный контекст. Да и одно и то же событие всегда влияет на разных детей по-разному. Плюс дети в одной семье часто могут бессознат
Показать больше
1 год назад
Самолет президента РФ Владимира Путина приземлился в Хабаровске вечером 10 января. Здесь у главы государства запланировано заседание по развитию дальневосточных городов.
На этом мероприятии состоится большая презентация комплексных планов развития населенных пунктов региона.
Также, как отмечал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, российский лидер проведет встречу с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым.
На этом мероприятии состоится большая презентация комплексных планов развития населенных пунктов региона.
Также, как отмечал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, российский лидер проведет встречу с губернатором Хабаровского края Михаилом Дегтяревым.
Показать больше
1 год назад
75 человек, в том числе 20 детей, получили травмы из-за гололеда в Краснодаре, сообщил наш источник.
По его словам, всем пострадавшим потребовалась амбулаторная помощь. На фоне этого экстренные службы, в частности медиков, перевели в режим повышенной готовности.
"В городе дежурят больше 60 бригад скорой. Задействованы 195 человек", – рассказал источник телеканала.
По его словам, всем пострадавшим потребовалась амбулаторная помощь. На фоне этого экстренные службы, в частности медиков, перевели в режим повышенной готовности.
"В городе дежурят больше 60 бригад скорой. Задействованы 195 человек", – рассказал источник телеканала.
Показать больше
1 год назад
Владимир Путин поздравил шахматистку Валентину Гунину с победой в чемпионате мира по быстрым шахматам (рапиду) и блицу в Самарканде. Телеграмма президента была опубликована на сайте Кремля.
"Ваш успех — яркая, значимая страница победной летописи отечественной шахматной школы", — говорится в поздравлении главы государства.
Путин подчеркнул, что Гунина по праву стала двукратной чемпионкой мира по блицу, и пожелал ей новых достижений "и в спорте, и в жизни".
"Ваш успех — яркая, значимая страница победной летописи отечественной шахматной школы", — говорится в поздравлении главы государства.
Путин подчеркнул, что Гунина по праву стала двукратной чемпионкой мира по блицу, и пожелал ей новых достижений "и в спорте, и в жизни".
Показать больше
При финансовой поддержке
Memes Admin
2 ч. назад