13 ч. назад
Куприн удивительно точно схватил нерв эпохи — и того времени, и нашего. Текст написан в 1896 году, но ощущение — будто вчера.
«Bpeмя вздорожало до того, что cкоpo начнут ночь превращать в день, ибо ужe чyвcтвyетcя потребноcть в такой yдвоенной жизни.
Cделка, требовавшая pаньше целых меcяцев, тепеpь оканчиваетcя в пять минут. Но уж и эта cкоpоcть не yдовлетвоpяет нашемy нетерпению...
Cкоpo мы бyдем видеть дpyг дpyга по пpоволоке на pасстоянии cотен и тыcяч веpcт!..
А междy тем вcего пятьдеcят лет томy назад нащи пpедки, cобиpаясь из деpевни в гyбеpнию, не cпеша cлyжили молебен и пycкалиcь в пyть c запасом, доcтаточным для поляpной экспедиции...
И мы неceмcя cломя головy впеpед и впеpед, оглyшенные гpохотом и тpеcком чyдовищныx машин, одypевшие от этой бешеной cкачки, c pаздpаженными неpвами, извpащенными вкyсами и тыcячами новыx болезней...»
А. И. Куприн, «Молох» (1896 г)
То, что тогда казалось безумной скоростью (сделка за 5 минут, разговор по проволоке), сегодня уже кажется милым анахронизмом. Мы пошли ещё дальше — теперь у нас сделка за 5 секунд, видео по воздуху, нейросети в телефоне и доставка счастья по клику.
Но нерв остался тот же.
Раздражённые нервы и извращённые вкусы.
Скачка вперёд, где прогресс обгоняет осмысление.
Куприн не был технофобом — он был реалистом.
Он не против развития. Он против бессмысленного ускорения, когда человек теряет себя в угоду скорости, выгоде и лязгу металла.
💬 Читая его мысли хочется спросить: а мы вообще поняли, куда мчались те, кто ехал до нас? Или просто пересели в более быструю телегу?
«Bpeмя вздорожало до того, что cкоpo начнут ночь превращать в день, ибо ужe чyвcтвyетcя потребноcть в такой yдвоенной жизни.
Cделка, требовавшая pаньше целых меcяцев, тепеpь оканчиваетcя в пять минут. Но уж и эта cкоpоcть не yдовлетвоpяет нашемy нетерпению...
Cкоpo мы бyдем видеть дpyг дpyга по пpоволоке на pасстоянии cотен и тыcяч веpcт!..
А междy тем вcего пятьдеcят лет томy назад нащи пpедки, cобиpаясь из деpевни в гyбеpнию, не cпеша cлyжили молебен и пycкалиcь в пyть c запасом, доcтаточным для поляpной экспедиции...
И мы неceмcя cломя головy впеpед и впеpед, оглyшенные гpохотом и тpеcком чyдовищныx машин, одypевшие от этой бешеной cкачки, c pаздpаженными неpвами, извpащенными вкyсами и тыcячами новыx болезней...»
А. И. Куприн, «Молох» (1896 г)
То, что тогда казалось безумной скоростью (сделка за 5 минут, разговор по проволоке), сегодня уже кажется милым анахронизмом. Мы пошли ещё дальше — теперь у нас сделка за 5 секунд, видео по воздуху, нейросети в телефоне и доставка счастья по клику.
Но нерв остался тот же.
Раздражённые нервы и извращённые вкусы.
Скачка вперёд, где прогресс обгоняет осмысление.
Куприн не был технофобом — он был реалистом.
Он не против развития. Он против бессмысленного ускорения, когда человек теряет себя в угоду скорости, выгоде и лязгу металла.
💬 Читая его мысли хочется спросить: а мы вообще поняли, куда мчались те, кто ехал до нас? Или просто пересели в более быструю телегу?
Показать больше
13 ч. назад
Слово дороже жизни
Фаррухру Парса — первая женщина-министр образования в истории Ирана. Врач, учёный, реформатор. Она открывала школы для девочек, вводила в программу половое просвещение, сажала женщин за школьную парту — в стране, где женщинам полагалось молчать.
После исламской революции её судили. Не за преступления, а за взгляды. На трибунале ей предложили спастись — достаточно было раскаяться и надеть чадру (платком).
Она отказалась.
«Я — врaч и смерти не боюсь. Смeрть — всего лишь мгновение. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не покорюсь тем, кто ждёт от меня раскаяния в моей полувековой борьбе за равенство мужчин и женщин. Я не готова носить чадру и шагнуть обратно в прошлое».…»
В 1980 году её расстреляли. Без права на последнее слово.
Но слово она сказала — и оно осталось.
Мы часто спорим: должен ли человек уступать ради выживания? Где заканчивается мужество и начинается безрассудство? И можно ли сегодня, в более мягких условиях, позволить себе такую же твёрдость?
💬 А вы бы смогли так — стоять до конца за то, во что верите? Или выбрали бы жизнь? Давайте поговорим
Фаррухру Парса — первая женщина-министр образования в истории Ирана. Врач, учёный, реформатор. Она открывала школы для девочек, вводила в программу половое просвещение, сажала женщин за школьную парту — в стране, где женщинам полагалось молчать.
После исламской революции её судили. Не за преступления, а за взгляды. На трибунале ей предложили спастись — достаточно было раскаяться и надеть чадру (платком).
Она отказалась.
«Я — врaч и смерти не боюсь. Смeрть — всего лишь мгновение. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не покорюсь тем, кто ждёт от меня раскаяния в моей полувековой борьбе за равенство мужчин и женщин. Я не готова носить чадру и шагнуть обратно в прошлое».…»
В 1980 году её расстреляли. Без права на последнее слово.
Но слово она сказала — и оно осталось.
Мы часто спорим: должен ли человек уступать ради выживания? Где заканчивается мужество и начинается безрассудство? И можно ли сегодня, в более мягких условиях, позволить себе такую же твёрдость?
💬 А вы бы смогли так — стоять до конца за то, во что верите? Или выбрали бы жизнь? Давайте поговорим
Показать больше
13 ч. назад
Чехов и его ЖОзефина Павловна =)
Антон Павлович не любил грубость и фривольности. Даже в физиологии. Поэтому вместо прямого названия… скажем, задней части тела (*опы), в письмах он изящно писал: Жозефина Павловна.
«Здесь очень холодно, и ЖОзефина ПАвловна постоянно мёрзнет» — жалуется он в одном из писем из Ялты.
Что сделали составители академического издания?
Честно вписали в примечание:
«Жозефина Павловна — неизвестная знакомая А. П. Чехова».
Вопрос: неужели правда не догадались? А может и впрямь была такая знакомая?
Или просто соблюли академическую невинность — мол, не нам судить, кто там у классика мёрз.... умыли руки и все на этом!
История забавная и точная.
Чехов напомнил, что можно быть остроумным — и при этом благородным. Даже к своим частям тела!
💬 Вы бы догадались, кто такая Жозефина Павловна??
Антон Павлович не любил грубость и фривольности. Даже в физиологии. Поэтому вместо прямого названия… скажем, задней части тела (*опы), в письмах он изящно писал: Жозефина Павловна.
«Здесь очень холодно, и ЖОзефина ПАвловна постоянно мёрзнет» — жалуется он в одном из писем из Ялты.
Что сделали составители академического издания?
Честно вписали в примечание:
«Жозефина Павловна — неизвестная знакомая А. П. Чехова».
Вопрос: неужели правда не догадались? А может и впрямь была такая знакомая?
Или просто соблюли академическую невинность — мол, не нам судить, кто там у классика мёрз.... умыли руки и все на этом!
История забавная и точная.
Чехов напомнил, что можно быть остроумным — и при этом благородным. Даже к своим частям тела!
💬 Вы бы догадались, кто такая Жозефина Павловна??
Показать больше
При финансовой поддержке
Memes Admin
1 мс. назад