4 дн. назад
Первая кругосветница Жанна Баре: история о смелости, науке и переодевании
История Жанны Баре — это захватывающий рассказ о мужестве, изобретательности и стремлении к знаниям, который оставил след в истории кругосветных путешествий.
Эта женщина, обладающая не только смелостью, но и научным интересом, стала первой представительницей своего пола, совершившей кругосветное плавание. Однако путь к этому достижению был полон трудностей и необычных обстоятельств.
Жанна Баре родилась в 1740 году во Франции и с ранних лет проявляла интерес к ботанике. В 26 лет она отправилась в кругосветное путешествие под командованием капитана Луи-Антуана де Бугенвиля.
Однако устав военного корабля запрещал присутствие женщин на борту. Чтобы обойти это правило, Жанна приняла смелое решение: она переоделась в мужское платье, назвалась Жаном и поступила на службу к известному натуралисту Филиберу Коммерсону в качестве ассистента.
На борту корабля «Этуаль» Жанна выполняла обязанности слуги и научного помощника. Она жила в одной каюте с Коммерсоном, помогала ему собирать ботанические образцы и вести исследования. Это маскарад продолжался долгие месяцы, пока корабль не достиг острова Таити.
На Таити переодевание Жанны было разоблачено самым неожиданным образом. Когда она вместе с другими членами экипажа вышла на берег, местные жители сразу распознали в ней женщину.
Они начали кричать «Айенн! Айенн!», что на их языке означало «Женщина! Женщина!». Причиной разоблачения стал нюх таитян, которые, несмотря на европейскую одежду, определили истинный пол Жанны по запаху.
Испуганная и загнанная в угол, Жанна была вынуждена признаться капитану Бугенвилю в своей тайне. При этом она заявила, что Филибер Коммерсон не знал о ее истинной личности, когда брал ее на службу. Сам Коммерсон поддержал эту версию, утверждая, что он человек науки и ничего не замечал, будучи поглощенным ботаническими исследованиями.
Капитан Бугенвиль проявил удивительное понимание в этой ситуации. Он записал в своем судовом журнале от 28–29 мая 1768 года, что Жанну следует поселить отдельно от экипажа и обеспечить ей защиту от возможных посягательств матросов. Однако при первой же возможности он высадил Жанну и Коммерсона на острове Маврикий, где они остались жить.
Как оказалось, отношения между Жанной и Филибером были гораздо ближе, чем предполагалось. Она была его любовницей, экономкой и ассистенткой еще до начала плавания. К сожалению, тропический климат оказался губительным для Коммерсона — он скончался на Маврикии.
После смерти Коммерсона Жанна Баре завершила кругосветное путешествие самостоятельно. Она не только сумела вернуться во Францию, но и привезла с собой тридцать ящиков с уникальной ботанической коллекцией. Среди этих образцов было три тысячи растений, ранее неизвестных европейской науке. За этот вклад король Людовик XVI наградил Жанну пожизненной рентой.
Ее дальнейшая жизнь была спокойной. Жанна вышла замуж за королевского офицера и прожила долгую жизнь, дожив почти до 70 лет. Она оставила яркий след в истории как первая женщина-кругосветница, доказавшая, что стремление к знаниям и упорство могут преодолеть любые преграды.
На заставке первое известное изображение Жанны Баре, созданное в 1816 году.
История Жанны Баре — это захватывающий рассказ о мужестве, изобретательности и стремлении к знаниям, который оставил след в истории кругосветных путешествий.
Эта женщина, обладающая не только смелостью, но и научным интересом, стала первой представительницей своего пола, совершившей кругосветное плавание. Однако путь к этому достижению был полон трудностей и необычных обстоятельств.
Жанна Баре родилась в 1740 году во Франции и с ранних лет проявляла интерес к ботанике. В 26 лет она отправилась в кругосветное путешествие под командованием капитана Луи-Антуана де Бугенвиля.
Однако устав военного корабля запрещал присутствие женщин на борту. Чтобы обойти это правило, Жанна приняла смелое решение: она переоделась в мужское платье, назвалась Жаном и поступила на службу к известному натуралисту Филиберу Коммерсону в качестве ассистента.
На борту корабля «Этуаль» Жанна выполняла обязанности слуги и научного помощника. Она жила в одной каюте с Коммерсоном, помогала ему собирать ботанические образцы и вести исследования. Это маскарад продолжался долгие месяцы, пока корабль не достиг острова Таити.
На Таити переодевание Жанны было разоблачено самым неожиданным образом. Когда она вместе с другими членами экипажа вышла на берег, местные жители сразу распознали в ней женщину.
Они начали кричать «Айенн! Айенн!», что на их языке означало «Женщина! Женщина!». Причиной разоблачения стал нюх таитян, которые, несмотря на европейскую одежду, определили истинный пол Жанны по запаху.
Испуганная и загнанная в угол, Жанна была вынуждена признаться капитану Бугенвилю в своей тайне. При этом она заявила, что Филибер Коммерсон не знал о ее истинной личности, когда брал ее на службу. Сам Коммерсон поддержал эту версию, утверждая, что он человек науки и ничего не замечал, будучи поглощенным ботаническими исследованиями.
Капитан Бугенвиль проявил удивительное понимание в этой ситуации. Он записал в своем судовом журнале от 28–29 мая 1768 года, что Жанну следует поселить отдельно от экипажа и обеспечить ей защиту от возможных посягательств матросов. Однако при первой же возможности он высадил Жанну и Коммерсона на острове Маврикий, где они остались жить.
Как оказалось, отношения между Жанной и Филибером были гораздо ближе, чем предполагалось. Она была его любовницей, экономкой и ассистенткой еще до начала плавания. К сожалению, тропический климат оказался губительным для Коммерсона — он скончался на Маврикии.
После смерти Коммерсона Жанна Баре завершила кругосветное путешествие самостоятельно. Она не только сумела вернуться во Францию, но и привезла с собой тридцать ящиков с уникальной ботанической коллекцией. Среди этих образцов было три тысячи растений, ранее неизвестных европейской науке. За этот вклад король Людовик XVI наградил Жанну пожизненной рентой.
Ее дальнейшая жизнь была спокойной. Жанна вышла замуж за королевского офицера и прожила долгую жизнь, дожив почти до 70 лет. Она оставила яркий след в истории как первая женщина-кругосветница, доказавшая, что стремление к знаниям и упорство могут преодолеть любые преграды.
На заставке первое известное изображение Жанны Баре, созданное в 1816 году.
Показать больше
4 дн. назад
4 дн. назад
Никола Тесла: Интересные факты из жизни гениального изобретателя
Никола Тесла, один из величайших умов в истории науки, с детства проявлял необычайное любопытство. Уже в три года он заметил электрические искры на шерсти своего кота, что стало его первым "экспериментом".
Тесла всю жизнь придерживался строгих привычек, включая выбор номеров в отелях с числом, кратным трём. Он был известен своей высокой чувствительностью: утверждал, что слышит гром за 900 километров или тиканье часов через несколько комнат.
Изобретатель предсказал появление смартфонов, описывая устройства, которые позволят людям мгновенно общаться на расстоянии и будут компактными, чтобы помещаться в кармане.
Тесла посвятил себя науке, избегая брака и спя всего два часа в сутки. Несмотря на свои достижения, он оставался человеком с добрым сердцем: ежедневно кормил голубей, даже нанимая людей на время своего отсутствия.
Никола Тесла, один из величайших умов в истории науки, с детства проявлял необычайное любопытство. Уже в три года он заметил электрические искры на шерсти своего кота, что стало его первым "экспериментом".
Тесла всю жизнь придерживался строгих привычек, включая выбор номеров в отелях с числом, кратным трём. Он был известен своей высокой чувствительностью: утверждал, что слышит гром за 900 километров или тиканье часов через несколько комнат.
Изобретатель предсказал появление смартфонов, описывая устройства, которые позволят людям мгновенно общаться на расстоянии и будут компактными, чтобы помещаться в кармане.
Тесла посвятил себя науке, избегая брака и спя всего два часа в сутки. Несмотря на свои достижения, он оставался человеком с добрым сердцем: ежедневно кормил голубей, даже нанимая людей на время своего отсутствия.
Показать больше
4 дн. назад
Из 125-130 человек, выжило только четверо
Среди них был сержант И.Смоктуновский:
«Я лез на рожон. Это не разумно. Потом я видел, когда справа и слева люди падают и не встают… Я чувствовал, что меня вела какая-то сила по жизни фронта… Я был кем-то охраняем. Не исключено, что я был охраняем Господом моим Богом. Даже тогда совершенно не зная Библии…»
Попал в плен в декабре 1943 году, бежал, его укрывала украинская семья, партизанил в отряде имени Хрущева, который потом влился в качестве пополнения в 75-ю гвардейскую стрелковую дивизию . Потом вернулся в строй, освобождал Варшаву, брал Берлин.
Награжден второй медалью «За отвагу» . Первую он получил за форсирование Днепра, доставляя через реку донесения в штаб.
По глубокому убеждению Смоктуновского он выжил только по одной причине: у него был ангел-хранитель. Это было связано с произошедшим с ним до войны глубоким душевным переживанием:
«…Однажды тетка моя дала мне 30 рублей, чтобы я отнес в церковь и отдал на ремонт храма… Я боролся страшно с собой: все-таки отдать или не отдать эти деньги на ремонт храма. И решил где-то в подсознании…: нет, не отдавать, я буду счастливым человеком и буду есть много мороженого… Отдаю эти деньги… Я помню, что у меня было состояние ужасно нервное…
После этого ничего не происходило... Вдруг, я почувствовал какое-то удивительное освобождение, будто я исполнил какой-то огромный долг 14-летний маленький человечек. И потом когда я узнал, что 30 серебренников (30 рублей), понимаете, если бы я их не отдал, я почти убежден, что меня не было бы живым на фронте. У меня такое ощущение. Меня по фронту вела сила, которая верила в меня. Наверное, так».
Среди них был сержант И.Смоктуновский:
«Я лез на рожон. Это не разумно. Потом я видел, когда справа и слева люди падают и не встают… Я чувствовал, что меня вела какая-то сила по жизни фронта… Я был кем-то охраняем. Не исключено, что я был охраняем Господом моим Богом. Даже тогда совершенно не зная Библии…»
Попал в плен в декабре 1943 году, бежал, его укрывала украинская семья, партизанил в отряде имени Хрущева, который потом влился в качестве пополнения в 75-ю гвардейскую стрелковую дивизию . Потом вернулся в строй, освобождал Варшаву, брал Берлин.
Награжден второй медалью «За отвагу» . Первую он получил за форсирование Днепра, доставляя через реку донесения в штаб.
По глубокому убеждению Смоктуновского он выжил только по одной причине: у него был ангел-хранитель. Это было связано с произошедшим с ним до войны глубоким душевным переживанием:
«…Однажды тетка моя дала мне 30 рублей, чтобы я отнес в церковь и отдал на ремонт храма… Я боролся страшно с собой: все-таки отдать или не отдать эти деньги на ремонт храма. И решил где-то в подсознании…: нет, не отдавать, я буду счастливым человеком и буду есть много мороженого… Отдаю эти деньги… Я помню, что у меня было состояние ужасно нервное…
После этого ничего не происходило... Вдруг, я почувствовал какое-то удивительное освобождение, будто я исполнил какой-то огромный долг 14-летний маленький человечек. И потом когда я узнал, что 30 серебренников (30 рублей), понимаете, если бы я их не отдал, я почти убежден, что меня не было бы живым на фронте. У меня такое ощущение. Меня по фронту вела сила, которая верила в меня. Наверное, так».
Показать больше
4 дн. назад
Письмо Мани Бакиной к бойцу, опубликованное в газете «Кировская правда» за 1943 год
«Напиши мне, боец!
Дорогой мой защитник! У меня нет ни папы, ни мамы. Их убили немцы.
Я живу в детдоме. Я учусь хорошо. Пожалуйста, напишите мне письмо. Я буду читать ваше письмо, как от папы. Желаю вам убить больше немцев.
Мой адрес: Кировская область, Верховинский76 район, Костровской
сельсовет, деревня Ежово, детдом, Бакиной М.»
После публикации данного письма в газете «Кировская правда» появилась заметка — «З50 писем Мане Бакиной»
Почтальон Валя Окишева каждый день приносила пачку фронтовых писем девочке. Мане писали и русские, и украинцы, и белорусы, и евреи… Писали командиры, краснофлотцы, снайперы, артиллеристы, минометчики, разведчики, военврачи, медсёстры... Каждый стремился принять участие в судьбе девятилетней Мани Бакиной, так рано лишившейся родителей.
«Напиши мне, боец!
Дорогой мой защитник! У меня нет ни папы, ни мамы. Их убили немцы.
Я живу в детдоме. Я учусь хорошо. Пожалуйста, напишите мне письмо. Я буду читать ваше письмо, как от папы. Желаю вам убить больше немцев.
Мой адрес: Кировская область, Верховинский76 район, Костровской
сельсовет, деревня Ежово, детдом, Бакиной М.»
После публикации данного письма в газете «Кировская правда» появилась заметка — «З50 писем Мане Бакиной»
Почтальон Валя Окишева каждый день приносила пачку фронтовых писем девочке. Мане писали и русские, и украинцы, и белорусы, и евреи… Писали командиры, краснофлотцы, снайперы, артиллеристы, минометчики, разведчики, военврачи, медсёстры... Каждый стремился принять участие в судьбе девятилетней Мани Бакиной, так рано лишившейся родителей.
Показать больше
4 дн. назад
Взрыв храма Христа Спасителя: что заставило саперов поверить в бога
На основании большевистского декрета от 12 апреля 1918 года любимый москвичами и паломниками со всей Руси храм причислили к памятникам, построенным в честь царей и не представляющим ни исторической, ни художественной ценности. Но чтобы уничтожить намоленную святыню, пришлось приложить немалые усилия.
Проклятие игуменьи Клавдии
Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село.
Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».
Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент.
На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.
Неподдающийся
Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры.
По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.
Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу.
Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.
Задерем подол России-матушке!
После месяца ожесточенной борьбы поступило распоряжение взорвать храм. Работы команды взрывников во главе с инженером Шуваловым были назначены на субботу 5 декабря. Собравшаяся на своеобразную казнь храма толпа вздыхала, плакала, крестилась, проклинала супостатов и антихристов, причитала о конце света, предвестником которого станет разрушение Храмов Божьих.
Но после первого взрыва храм остался на месте, а из изумленной толпы послышались выкрики: «Оборонил Господь! Высится во славу Христа! Сотворил Господь чудо! Явил свою силу!».
Как объяснили позднее – первый взрыв уничтожил лишь один пилон. Храм стоял на оставшихся трех. После второго, более мощного взрыва, храм опять выстоял – на двух противоположных пилонах. И только с третьей попытки огромный барабан купола накренился и рухнул внутрь.
Поговаривали, что третий взрыв рассерженный бессилием подчиненных самолично произвел Лазарь Казанович со словами «Задерем подол России-матушке!», но в действительности это был самый неопытный из команды рабочих Флегонт Морошкин, которому изначально было поручено всего лишь охранять вход в подрывной пункт.
Опытный же подрывник Мотовилов после неудачных взрывов растерялся: то ли из-за полученного от начальства нагоняя, то ли из-за возникших сомнений в правильности собственных действий.
Белая пыль
Чистовая разборка храма растянулась на полтора года. И главной причиной такой медлительности стала текучка. Большинство рабочих не задерживалось надолго у развалин святыни, предпочитая поскорее перевестись на другие стройки Москвы.
Но и после окончания работ московский ветер еще долго носил по городу белесую пыль, которая лежала на тротуарах, крышах, клумбах, разъедала глаза, заставляла чихать и кашлять. В народе поговаривали, что белая пыль послана москвичам как наказание – если хоть одна пылинка попадет кому в глаз, тот либо с бельмом остаток жизни проведет, либо ослепнет.
И это, считалось, меньшим из наказаний, которое уготовано уничтожителям храма – не только тем, кто взрывал и разбирал, но и тем, кто молчаливо наблюдал.
На основании большевистского декрета от 12 апреля 1918 года любимый москвичами и паломниками со всей Руси храм причислили к памятникам, построенным в честь царей и не представляющим ни исторической, ни художественной ценности. Но чтобы уничтожить намоленную святыню, пришлось приложить немалые усилия.
Проклятие игуменьи Клавдии
Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село.
Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».
Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент.
На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.
Неподдающийся
Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры.
По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.
Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу.
Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.
Задерем подол России-матушке!
После месяца ожесточенной борьбы поступило распоряжение взорвать храм. Работы команды взрывников во главе с инженером Шуваловым были назначены на субботу 5 декабря. Собравшаяся на своеобразную казнь храма толпа вздыхала, плакала, крестилась, проклинала супостатов и антихристов, причитала о конце света, предвестником которого станет разрушение Храмов Божьих.
Но после первого взрыва храм остался на месте, а из изумленной толпы послышались выкрики: «Оборонил Господь! Высится во славу Христа! Сотворил Господь чудо! Явил свою силу!».
Как объяснили позднее – первый взрыв уничтожил лишь один пилон. Храм стоял на оставшихся трех. После второго, более мощного взрыва, храм опять выстоял – на двух противоположных пилонах. И только с третьей попытки огромный барабан купола накренился и рухнул внутрь.
Поговаривали, что третий взрыв рассерженный бессилием подчиненных самолично произвел Лазарь Казанович со словами «Задерем подол России-матушке!», но в действительности это был самый неопытный из команды рабочих Флегонт Морошкин, которому изначально было поручено всего лишь охранять вход в подрывной пункт.
Опытный же подрывник Мотовилов после неудачных взрывов растерялся: то ли из-за полученного от начальства нагоняя, то ли из-за возникших сомнений в правильности собственных действий.
Белая пыль
Чистовая разборка храма растянулась на полтора года. И главной причиной такой медлительности стала текучка. Большинство рабочих не задерживалось надолго у развалин святыни, предпочитая поскорее перевестись на другие стройки Москвы.
Но и после окончания работ московский ветер еще долго носил по городу белесую пыль, которая лежала на тротуарах, крышах, клумбах, разъедала глаза, заставляла чихать и кашлять. В народе поговаривали, что белая пыль послана москвичам как наказание – если хоть одна пылинка попадет кому в глаз, тот либо с бельмом остаток жизни проведет, либо ослепнет.
И это, считалось, меньшим из наказаний, которое уготовано уничтожителям храма – не только тем, кто взрывал и разбирал, но и тем, кто молчаливо наблюдал.
Показать больше
4 дн. назад
Почему татарам нельзя держать собак дома
Вера в то, что животные могут видеть лучше и больше того, что видит человек, распространена среди язычников. Однако и в авраамических религиях встречаются верования и суеверия, по которым животные знают и видят больше того, что открыто человеку.
Например, в исламе хорошим предзнаменованием считается крик петуха, который, как считают мусульмане, кричит, потому что видит ангела, пришедшего с добром. А рев осла, наоборот, приносит несчастье, и поэтому мусульмане начинают усиленно молиться, если слышат голос этого животного.
Если проследить возникновение подобных поверий, то чаще всего они оказываются откликами древних верований и уходят корнями в те времена, когда народы поклонялись идолам. Однако существующий у поволжских татар запрет на содержание собак в доме имеет сразу несколько корней. Некоторые из них совершенно точно языческие, другие – имеют исламское происхождение, а третьи —напрямую восходят к запретам пророка Мухаммеда.
Предвестник скорой смерти
В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.
Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.
Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».
Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.
Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.
Собака воет – горе близко
Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.
В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.
Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.
Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.
Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье.
Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.
Раньше собаки были добрее
Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они... радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».
И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.
Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).
Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.
Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.
Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки.
В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.
Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.
Вера в то, что животные могут видеть лучше и больше того, что видит человек, распространена среди язычников. Однако и в авраамических религиях встречаются верования и суеверия, по которым животные знают и видят больше того, что открыто человеку.
Например, в исламе хорошим предзнаменованием считается крик петуха, который, как считают мусульмане, кричит, потому что видит ангела, пришедшего с добром. А рев осла, наоборот, приносит несчастье, и поэтому мусульмане начинают усиленно молиться, если слышат голос этого животного.
Если проследить возникновение подобных поверий, то чаще всего они оказываются откликами древних верований и уходят корнями в те времена, когда народы поклонялись идолам. Однако существующий у поволжских татар запрет на содержание собак в доме имеет сразу несколько корней. Некоторые из них совершенно точно языческие, другие – имеют исламское происхождение, а третьи —напрямую восходят к запретам пророка Мухаммеда.
Предвестник скорой смерти
В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.
Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.
Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».
Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.
Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.
Собака воет – горе близко
Вера в то, что собака воет, чуя чью-то близкую кончину, распространена у многих народов Европы. Существует она и у народов России, живущих на Волге – не только у татар, но и у восточных славян, у которых даже существовали призрачные псы Гавр и Ставр, которые сопровождали умершего хозяина Бея.
В восточной Европе почти везде были распространены суеверия о связи собаки с миром мертвых. Скорее всего, это были отголоски индо-иранских религиозных представлений, которым не менее 20—22 тыс. лет и по которым собака являлась проводником в загробный мир, куда она провожала души умерших.
Историк Артур Артурович Чубур в работе «Три очерка о зооморфных образах из Авдеево» пишет о том, что в Индии до сих пор существует культ бога смерти Ямы, которого сопровождают огромные четырехглазые псы, проводники в страну смерти, называемые сарамеями.
Согласно верованиями народов, живущих на территории России, собаки не только связаны с миром смерти, но и предчувствуют непогоду, видят нечистую силу и даже способны бороться с ней или, наоборот, ей потакать.
Башкиры верят, что вой собаки или волка предрекает смерть родителей. Чуваши считают, что вой собаки несет горе, но при этом интерпретируют его по-разному: если животное воет, глядя в землю, – будет беда: умрет человек или заберут в армию кого-то из мужчин в семье.
Если же пес воет в небо — то ничего страшного не случится. Якобы так животное жалуется богу на голодную жизнь, а значит, животное надо покормить. Обычай этот, скорее всего, тоже имеет языческие корни и связан с «задабриванием» духов.
Раньше собаки были добрее
Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они... радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».
И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.
Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).
Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.
Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.
Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки.
В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.
Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.
Показать больше
При финансовой поддержке
Memes Admin
1 мс. назад