3 ч. назад
3 ч. назад
«На берегу пустынных волн / Стоял он, дум великих полн...»
18 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге был открыт памятник Петру Великому, также известный как Медный всадник.
Статуя создана под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Фигура императора и его конь изготовлены из бронзы, памятник стоит на гигантском гранитном «Гром-камне», найденном в окрестностях Лахты.
Название «Медный всадник» закрепилось за статуей благодаря одноименной поэме Александра Пушкина. Памятник Петру также появлялся в произведениях Федора Достоевского, Анны Ахматовой, Андрея Белого, Валерия Брюсова, Осипа Мандельштама и других классиков.
Появление Медного всадника в литературе неразрывно связано с «мистическим петербургским текстом». Оно нередко сопровождается сюрреалистичными мотивами, знаменует бессилие маленького человека перед мощью государства и гнетущей энергией города на Неве.
18 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге был открыт памятник Петру Великому, также известный как Медный всадник.
Статуя создана под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Фигура императора и его конь изготовлены из бронзы, памятник стоит на гигантском гранитном «Гром-камне», найденном в окрестностях Лахты.
Название «Медный всадник» закрепилось за статуей благодаря одноименной поэме Александра Пушкина. Памятник Петру также появлялся в произведениях Федора Достоевского, Анны Ахматовой, Андрея Белого, Валерия Брюсова, Осипа Мандельштама и других классиков.
Появление Медного всадника в литературе неразрывно связано с «мистическим петербургским текстом». Оно нередко сопровождается сюрреалистичными мотивами, знаменует бессилие маленького человека перед мощью государства и гнетущей энергией города на Неве.
Показать больше
3 ч. назад
«Доставить любой ценой!»: краткая история почты от гемеродромов до фронтовых треугольников
«…Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет.
Ему
Не нужен билет,
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир…».
– Самуил Яковлевич Маршак. «Почта».
Что общего у древнегреческого бегуна и современного курьера? Как персы организовали нечто вроде скоростной почты задолго до самолётов и интернета? Кто придумал первые конверты? В новой серии цикла «История IT» вместе с Алексеем Беломойкиным исследуем, как зарождалась и развивалась почта.
Что такое почта? Отвечает Большая Советская Энциклопедия:
«Почта (от позднелатинского posita – остановка, станция):
1) Пересылаемые предприятиями связи почтовые отправления...
2) Предприятия связи, осуществляющие прием, пересылку, выдачу и доставку почтовых отправлений».
С началом формирования первых государств, возникла необходимость в организации постоянной связи управляющего центра страны (столицы, ставки верховного правителя) с подвластными территориями. Правитель передавал свои приказы, а с мест отправлялись новости и сообщения, например, о собранных налогах.
Изначально письма доставляли пешие гонцы. В Древней Греции таких курьеров-скороходов называли гемеродромами (ημερόδρομος). Бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 километров), а за один рейс – 400-500 стадий. Самым известным из этих «курьеров» был легендарный Фидиппид. Согласно Геродоту, перед Марафонской битвой за сутки преодолел путь от Афин до Спарты с просьбой помочь в борьбе против персов.
В гемеродромы шли крепкие молодые люди с большой выносливостью. Во время войны гемеродромы не только передавали приказы военачальников, но и становились разведчиками. Тит Ливий упоминает о дозорном-гемеродроме. Стоя на дороге в Афины, он увидел приближающееся войско македонского царя Филиппа V. Филипп рассчитывал застать афинян врасплох. Дозорный ночью добежал до города, обогнав войско, и предупредил жителей.
Время шло, появлялись империи. Возникла необходимость организации государственной системы доставки известий и приказов на огромные расстояния по стране. Почтовые службы существовали и в древнем Египте, и в Вавилоне, и в Ассирии… Но самой крупной была персидская с почтовыми станциями вдоль дорог и подменными лошадями.
Нахваливал персидскую почту и Геродот в «Истории»:
«Тем временем Ксеркс отправил в Персию гонца с вестью о поражении. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон» (ἀγγαρεῖον )».
Переместимся в Рим. При Цезаре и его наследниках формируется государственная почта (cursus publicus), подчинённая непосредственно императору. Интересно, что её не использовали для частных посланий.
Гай Светоний Транквилл в книге «Божественный Август» писал: «Желая быстрее и легче получать вести и сообщения о том, что происходит в каждой провинции, он сначала расположил по военным дорогам через небольшие промежутки молодых людей, а потом расставил и повозки, чтобы можно было в случае надобности лично расспросить тех гонцов, которые доставляли донесения прямо с мест».
По примеру персов, вдоль основных дорог империи создали сеть почтовых станций двух типов. Каждые 10 миль (около 15 километров) располагалась mutatio – станция для смены лошадей. А каждые 60 километров находилась mansio – почтовая станция с возможностью ночлега.
Римская империя пала… А что было с почтой в Средневековье? Пересылку известий принимали на себя, главным образом в своих интересах, отдельные духовные и светские корпорации: церковь, духовно-рыцарские ордена, торговые гильдии, университеты… Светские почтовые службы за определенную плату доставляли сообщения частным лицам.
Следующую гигантскую государственную почтовую службу создали монголы. По повелению Чингисхана формируется ямская система – сеть «ямов», почтовых станций, которые служили этапами для передачи и дальнейшего препровождения почты, а также подставами для должностных лиц и курьеров, которым были доверены особо важные письменные или словесные распоряжения.
После освобождения от ордынского ига, Россия наследовала ямскую систему.
Сигизмунд Гербенштейн в «Записках о Московии» писал так:
«Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает.
…
Потом, когда эти лошади уставали, и мы подъезжали к другой гостинице, которые у них называются ямами, то немедленно меняли лошадей, оставляя прежние седло и уздечку».
В Европе современная централизованная почта зародилась с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI 19 июня 1464 года учредил институт королевских курьеров. По всем его владениям была раскинута сеть станций для перемены лошадей – реле (relais). Эта почта предназначалась исключительно для правительственных нужд: королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещалось исполнять поручения частных лиц.
В дальнейшем и в других странах начали возникать централизованные королевские почтовые службы. В основе их работы лежала идея почтовой регалии – исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения и ограничивать частную конкуренцию по их использованию.
С развитием капитализма и производственных отношений, возникла необходимость организации регулярной и быстрой почтовой связи как внутри стран, так и между странами. «Почтовая революция» произошла с изобретением паровоза и парохода. Это увеличило скорость доставки писем.
***
О письмах. Они не всегда отправлялись в привычных для нас конвертах: с древности письма на пергаменте или бумаге просто складывали вдвое или втрое, часто их скручивали в свиток. После письмо перевязывали бечёвкой или лентой и запечатывали печатью, восковой или сургучной. Особо ценные свитки и письма доставляли в деревянных шкатулках или кожаных тубусах.
Считается, что конверт был изобретен в 1820 году торговцем писчебумажными товарами по имени Бревер из Брайтона.
Бревер продавал маленькие визитные карточки для записок и коротких писем. Но на них не было места для написания адреса. Бревер придумал продавать вместе с визитками небольшие бумажные пакетики, в которые вкладывались карточки.
Когда пакетики Бревера вошли в моду, в английских типографиях стали появляться услуги по изготовлению конвертов всевозможных размеров. Поначалу их так же запечатывали сургучом, но позже французский полиграфист Пуаре предложил просто проклеивать клапан конверта.
Когда услуга доставки почты предоставлялась частным лицам, было важно обозначить на отправлении: оплачена ли его доставка или же плату следует взять с получателя.
В разное время предлагались разные решения, со временем приведшие к появлению почтовой марки, как знаку почтовой оплаты.
Так в 1653-1654 годы Жан-Жак Ренуар де Вилайе с разрешения Людовика XIV организовал регулярную почтовую службу Парижа. Де Вилайе выпустил лентообразные билеты оплаты почтового сбора (Billet de port payé) в 1 су, которыми оборачивали почтовые отправления или которые вкладывались в них так, чтобы были видны письмоносцу. Ни одного экземпляра не сохранилось. Также считается, что Вилайе изобрёл и установил на парижских улицах первые почтовые ящики для сбора корреспонденции.
В 1660-1663 годы в Англии появились первые штемпели о почтовом сборе, включавшие указание суммы, которую следовало получить при доставке письма.
В 1680 годы Роберт Мюррей и Уильям Докрей организовали в Лондоне первую частную городскую почту, получившую название «пенни-почта», из-за тарифа в 1 пенни за доставку письма весом до 1 фунта. Отметка об оплате ставилась треугольным штемпелем с текстом «Penny Post Paid» («Почтовый сбор в 1 пенни уплачен»).
В 1819-1837 годы в Сардинском королевстве выпускались штемпельные листы почтовой бумаги для писем, на которые ставился штемпель с ценой оплаты: 15, 25 и 50 чентезими. На штемпели также был изображён мальчик верхом на коне, трубящий в почтовый рожок. В зависимости от цены листа форма штемпеля была круглой, овальной или восьмиугольной; сама же бумага имела разнообразные водяные знаки для предотвращения подделок.
А 6 мая 1840 года официально считается датой появления первой в истории марки – «Черного пенни» (Великобритания).
Впоследствии Всемирный почтовый союз ввел правило, предписывающее обязательное указание на марках названия страны-эмитента, выполненное латинскими буквами. Великобритания – как первая в истории страна, использовавшая марки, – была единственным государством, освобождённым от выполнения этого правила.
При этом первые марки не имели привычных нам зубцов: только в 1848 году Генри Арчер создал и предложил машину для нанесения просечки на марочные листы, а в 1850-1851 годы доработал её, и с тех пор марки разделяет привычная нам перфорация.
***
В Российской Империи, а потом и в Советском Союзе, для отправки писем, также использовались конверты и марки. Но был в жизни страны период, когда большая часть писем отправлялась без конвертов и марок – это Великая Отечественная война.
С первых дней войны любые отправления писем и открыток, с фронта и на фронт, совершались бесплатно. Однако в условиях военного времени возник дефицит конвертов.
Решили проблему просто: начали складывать письма треугольником. Оказалось, что лист бумаги может служить одновременно и письмом, и конвертом. Послание адресанты писали на одной с
«…Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет.
Ему
Не нужен билет,
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир…».
– Самуил Яковлевич Маршак. «Почта».
Что общего у древнегреческого бегуна и современного курьера? Как персы организовали нечто вроде скоростной почты задолго до самолётов и интернета? Кто придумал первые конверты? В новой серии цикла «История IT» вместе с Алексеем Беломойкиным исследуем, как зарождалась и развивалась почта.
Что такое почта? Отвечает Большая Советская Энциклопедия:
«Почта (от позднелатинского posita – остановка, станция):
1) Пересылаемые предприятиями связи почтовые отправления...
2) Предприятия связи, осуществляющие прием, пересылку, выдачу и доставку почтовых отправлений».
С началом формирования первых государств, возникла необходимость в организации постоянной связи управляющего центра страны (столицы, ставки верховного правителя) с подвластными территориями. Правитель передавал свои приказы, а с мест отправлялись новости и сообщения, например, о собранных налогах.
Изначально письма доставляли пешие гонцы. В Древней Греции таких курьеров-скороходов называли гемеродромами (ημερόδρομος). Бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 километров), а за один рейс – 400-500 стадий. Самым известным из этих «курьеров» был легендарный Фидиппид. Согласно Геродоту, перед Марафонской битвой за сутки преодолел путь от Афин до Спарты с просьбой помочь в борьбе против персов.
В гемеродромы шли крепкие молодые люди с большой выносливостью. Во время войны гемеродромы не только передавали приказы военачальников, но и становились разведчиками. Тит Ливий упоминает о дозорном-гемеродроме. Стоя на дороге в Афины, он увидел приближающееся войско македонского царя Филиппа V. Филипп рассчитывал застать афинян врасплох. Дозорный ночью добежал до города, обогнав войско, и предупредил жителей.
Время шло, появлялись империи. Возникла необходимость организации государственной системы доставки известий и приказов на огромные расстояния по стране. Почтовые службы существовали и в древнем Египте, и в Вавилоне, и в Ассирии… Но самой крупной была персидская с почтовыми станциями вдоль дорог и подменными лошадями.
Нахваливал персидскую почту и Геродот в «Истории»:
«Тем временем Ксеркс отправил в Персию гонца с вестью о поражении. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки, пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют «ангарейон» (ἀγγαρεῖον )».
Переместимся в Рим. При Цезаре и его наследниках формируется государственная почта (cursus publicus), подчинённая непосредственно императору. Интересно, что её не использовали для частных посланий.
Гай Светоний Транквилл в книге «Божественный Август» писал: «Желая быстрее и легче получать вести и сообщения о том, что происходит в каждой провинции, он сначала расположил по военным дорогам через небольшие промежутки молодых людей, а потом расставил и повозки, чтобы можно было в случае надобности лично расспросить тех гонцов, которые доставляли донесения прямо с мест».
По примеру персов, вдоль основных дорог империи создали сеть почтовых станций двух типов. Каждые 10 миль (около 15 километров) располагалась mutatio – станция для смены лошадей. А каждые 60 километров находилась mansio – почтовая станция с возможностью ночлега.
Римская империя пала… А что было с почтой в Средневековье? Пересылку известий принимали на себя, главным образом в своих интересах, отдельные духовные и светские корпорации: церковь, духовно-рыцарские ордена, торговые гильдии, университеты… Светские почтовые службы за определенную плату доставляли сообщения частным лицам.
Следующую гигантскую государственную почтовую службу создали монголы. По повелению Чингисхана формируется ямская система – сеть «ямов», почтовых станций, которые служили этапами для передачи и дальнейшего препровождения почты, а также подставами для должностных лиц и курьеров, которым были доверены особо важные письменные или словесные распоряжения.
После освобождения от ордынского ига, Россия наследовала ямскую систему.
Сигизмунд Гербенштейн в «Записках о Московии» писал так:
«Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает.
…
Потом, когда эти лошади уставали, и мы подъезжали к другой гостинице, которые у них называются ямами, то немедленно меняли лошадей, оставляя прежние седло и уздечку».
В Европе современная централизованная почта зародилась с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI 19 июня 1464 года учредил институт королевских курьеров. По всем его владениям была раскинута сеть станций для перемены лошадей – реле (relais). Эта почта предназначалась исключительно для правительственных нужд: королевским курьерам под страхом смертной казни воспрещалось исполнять поручения частных лиц.
В дальнейшем и в других странах начали возникать централизованные королевские почтовые службы. В основе их работы лежала идея почтовой регалии – исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения и ограничивать частную конкуренцию по их использованию.
С развитием капитализма и производственных отношений, возникла необходимость организации регулярной и быстрой почтовой связи как внутри стран, так и между странами. «Почтовая революция» произошла с изобретением паровоза и парохода. Это увеличило скорость доставки писем.
***
О письмах. Они не всегда отправлялись в привычных для нас конвертах: с древности письма на пергаменте или бумаге просто складывали вдвое или втрое, часто их скручивали в свиток. После письмо перевязывали бечёвкой или лентой и запечатывали печатью, восковой или сургучной. Особо ценные свитки и письма доставляли в деревянных шкатулках или кожаных тубусах.
Считается, что конверт был изобретен в 1820 году торговцем писчебумажными товарами по имени Бревер из Брайтона.
Бревер продавал маленькие визитные карточки для записок и коротких писем. Но на них не было места для написания адреса. Бревер придумал продавать вместе с визитками небольшие бумажные пакетики, в которые вкладывались карточки.
Когда пакетики Бревера вошли в моду, в английских типографиях стали появляться услуги по изготовлению конвертов всевозможных размеров. Поначалу их так же запечатывали сургучом, но позже французский полиграфист Пуаре предложил просто проклеивать клапан конверта.
Когда услуга доставки почты предоставлялась частным лицам, было важно обозначить на отправлении: оплачена ли его доставка или же плату следует взять с получателя.
В разное время предлагались разные решения, со временем приведшие к появлению почтовой марки, как знаку почтовой оплаты.
Так в 1653-1654 годы Жан-Жак Ренуар де Вилайе с разрешения Людовика XIV организовал регулярную почтовую службу Парижа. Де Вилайе выпустил лентообразные билеты оплаты почтового сбора (Billet de port payé) в 1 су, которыми оборачивали почтовые отправления или которые вкладывались в них так, чтобы были видны письмоносцу. Ни одного экземпляра не сохранилось. Также считается, что Вилайе изобрёл и установил на парижских улицах первые почтовые ящики для сбора корреспонденции.
В 1660-1663 годы в Англии появились первые штемпели о почтовом сборе, включавшие указание суммы, которую следовало получить при доставке письма.
В 1680 годы Роберт Мюррей и Уильям Докрей организовали в Лондоне первую частную городскую почту, получившую название «пенни-почта», из-за тарифа в 1 пенни за доставку письма весом до 1 фунта. Отметка об оплате ставилась треугольным штемпелем с текстом «Penny Post Paid» («Почтовый сбор в 1 пенни уплачен»).
В 1819-1837 годы в Сардинском королевстве выпускались штемпельные листы почтовой бумаги для писем, на которые ставился штемпель с ценой оплаты: 15, 25 и 50 чентезими. На штемпели также был изображён мальчик верхом на коне, трубящий в почтовый рожок. В зависимости от цены листа форма штемпеля была круглой, овальной или восьмиугольной; сама же бумага имела разнообразные водяные знаки для предотвращения подделок.
А 6 мая 1840 года официально считается датой появления первой в истории марки – «Черного пенни» (Великобритания).
Впоследствии Всемирный почтовый союз ввел правило, предписывающее обязательное указание на марках названия страны-эмитента, выполненное латинскими буквами. Великобритания – как первая в истории страна, использовавшая марки, – была единственным государством, освобождённым от выполнения этого правила.
При этом первые марки не имели привычных нам зубцов: только в 1848 году Генри Арчер создал и предложил машину для нанесения просечки на марочные листы, а в 1850-1851 годы доработал её, и с тех пор марки разделяет привычная нам перфорация.
***
В Российской Империи, а потом и в Советском Союзе, для отправки писем, также использовались конверты и марки. Но был в жизни страны период, когда большая часть писем отправлялась без конвертов и марок – это Великая Отечественная война.
С первых дней войны любые отправления писем и открыток, с фронта и на фронт, совершались бесплатно. Однако в условиях военного времени возник дефицит конвертов.
Решили проблему просто: начали складывать письма треугольником. Оказалось, что лист бумаги может служить одновременно и письмом, и конвертом. Послание адресанты писали на одной с
Показать больше
3 ч. назад
«За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне»
Подписчики «Цифровой истории» легко назовут автора этих строк. Однако образ Медного Всадника появляется не только в его произведении.
Сегодня играем в «Кто написал эти строки?». Мы дадим вам стихотворения с упоминанием Медного Всадника, а вы попробуйте угадать, кто их авторы.
Чур поисковиками не пользоваться. О результатах мы никому не скажем🤫
Переходите в наш Телеграм: https://t.me/egoryakovleff
Скоро начнём играть!
На звонко-скачущем коне»
Подписчики «Цифровой истории» легко назовут автора этих строк. Однако образ Медного Всадника появляется не только в его произведении.
Сегодня играем в «Кто написал эти строки?». Мы дадим вам стихотворения с упоминанием Медного Всадника, а вы попробуйте угадать, кто их авторы.
Чур поисковиками не пользоваться. О результатах мы никому не скажем🤫
Переходите в наш Телеграм: https://t.me/egoryakovleff
Скоро начнём играть!
Показать больше
3 ч. назад
Планы на конец августа: прокатиться с Егором Яковлевым по рекам и каналам Петербурга
С гранитного спуска у Дворцовой набережной 24 мы отправимся в путешествие по прекрасному городу.
Во вторник 19 августа окунёмся в тревожную атмосферу революционных дней 1917 года, а также прокатимся по Неве, Фонтанке, Мойке и Крюкову каналу.
А в пятницу 22 погрузимся в интриги дома Романовых и узнаем о тайнах, легендах и мифах Северной Столицы.
Актуальное расписание лекций-экскурсий до конца августа:
📅 19 августа, вт
⚓19:00 Революционный Петроград
⚓20:15 Реки и каналы Петербурга
📅 22 августа, пт
⚓12:00 Дворцы Петербурга
⚓13:15 Мистический Петербург
📅 27 августа, ср
🚶♂18:00 Дуэли Петербурга: любовь и кровь
📅 28 августа, чт
🚶♂18:00 Тайны Елагина острова
📅 29 августа, пт
🚶♂18:30 Неизвестная Блокада
⚓✨23:30—02:00 Ночной Петербург. Развод мостов
📅 30 августа, сб
⚓14:30 Петербург Великих людей
⚓15:45 Революционный Петроград
🚶♂18:00 Смерть трёх императоров
📅 31 августа, вс
⚓14:30 Реки и каналы Петербурга
⚓15:45 Петровский Петербург
🚶♂18:00 Герои и противники русской революции
Записаться можно у Егора Мишина в личных сообщениях.
Все подробности здесь: https://vk.com/egortrip-r...
До встречи на #экскурсииЦИ !
С гранитного спуска у Дворцовой набережной 24 мы отправимся в путешествие по прекрасному городу.
Во вторник 19 августа окунёмся в тревожную атмосферу революционных дней 1917 года, а также прокатимся по Неве, Фонтанке, Мойке и Крюкову каналу.
А в пятницу 22 погрузимся в интриги дома Романовых и узнаем о тайнах, легендах и мифах Северной Столицы.
Актуальное расписание лекций-экскурсий до конца августа:
📅 19 августа, вт
⚓19:00 Революционный Петроград
⚓20:15 Реки и каналы Петербурга
📅 22 августа, пт
⚓12:00 Дворцы Петербурга
⚓13:15 Мистический Петербург
📅 27 августа, ср
🚶♂18:00 Дуэли Петербурга: любовь и кровь
📅 28 августа, чт
🚶♂18:00 Тайны Елагина острова
📅 29 августа, пт
🚶♂18:30 Неизвестная Блокада
⚓✨23:30—02:00 Ночной Петербург. Развод мостов
📅 30 августа, сб
⚓14:30 Петербург Великих людей
⚓15:45 Революционный Петроград
🚶♂18:00 Смерть трёх императоров
📅 31 августа, вс
⚓14:30 Реки и каналы Петербурга
⚓15:45 Петровский Петербург
🚶♂18:00 Герои и противники русской революции
Записаться можно у Егора Мишина в личных сообщениях.
Все подробности здесь: https://vk.com/egortrip-r...
До встречи на #экскурсииЦИ !
Показать больше
3 ч. назад
Как Ходжа Насреддин учил нас бороться с коррупцией, разрушать коварные замыслы и поражать власть имущих своей мудростью…
19 августа 1906 года в Триполи родился советский писатель Леонид Соловьёв, автор дилогии о ходже Насреддине.
Отец будущего писателя был помощником инспектора северосирийских школ Императорского православного палестинского общества. В 1909 году семья вернулась в Россию. Родители преподавали в школах Самарской губернии.
Восточное детство, похоже, сильно повлияло на Соловьёва: после окончания учёбы он много ездил по Туркестану, собирал среднеазиатский фольклор, работал корреспондентом в «Правде Востока».
В конце 20-х годов он серьёзно принялся за литературу: начал писать рассказы, стал публиковаться в журналах «Мир приключений» и «Всемирный следопыт». В 1930 году Соловьёв приехал в Москву и поступил на литературно-сценарный факультет Института кинематографии. Окончив институт в 1932 году, он стал писать книги, повести и рассказы. В 1935 году по его сценарию сняли фильм «Конец полустанка».
В 1940 году Леонид Соловьёв опубликовал роман «Возмутитель спокойствия» и… Стал знаменитым. Это была первая книга из дилогии «Повести о Ходже Насреддине». Произведение сразу получило необыкновенную популярность за незаурядное литературное мастерство писателя и необычайную харизму главного героя.
Ходжа Насреддин — полулегендарный народный мудрец, персонаж анекдотов и забавных историй. Он полюбился читателям за легкость и умение выпутаться, кажется, из любой передряги.
Сам Насреддин личность противоречивая. Он мудрец и простофиля, величайший обманщик и самый честный человек из когда-либо живших.
В военный 1943 год вышла экранизация книги — «Насреддин в Бухаре». Книга многократно переиздавалась и экранизировалась. Продолжение — «Очарованный принц» — вышло в 1956 году.
А сегодня предлагаем прочесть небольшую историю о том, как ходжа Насреддин хитро победил коррупцию при дворе эмира.
«Ходжа Насреддин вошел в доверие и милость к эмиру, стал его ближайшим советником во всех делах. Ходжа Насреддин решал, эмир подписывал, а великий визирь Бахтияр только прикладывал медную резную печать.
«О великий аллах, да это что же творится в нашем государстве! – мысленно восклицал он, читая эмирские указы об отменах налогов, о бесплатном пользовании дорогами и мостами, об уменьшении базарных сборов. – Ведь так недолго совсем разорить казну! Этот новый мудрец, да прогниют насквозь его внутренности, разрушил в одну неделю все, над чем я трудился больше десяти лет!».
Однажды он осмелился доложить о своих сомнениях эмиру. Повелитель ответил:
– Что знаешь ты, ничтожный, и что понимаешь? Мы сами не меньше тебя скорбим об этих указах, опустошающих нашу казну, но что можем мы сделать, если так повелевают звезды! Утешься, Бахтияр, это – на короткое время, пока звезды не станут в благоприятное сочетание. Объясни ему, Гуссейн Гуслия.
Ходжа Насреддин отвел великого визиря в сторону, усадил на подушки и долго объяснял, почему дополнительный налог на кузнецов, медников и оружейников следует немедленно отменить.
– Звезды Аль-Авва в созвездии Девы и Аль-Бальда в созвездии Стрельца противостоят звездам Сад-Була в созвездии Водолея, – говорил Ходжа Насреддин. – Ты понимаешь, о почтенный и сиятельнейший визирь, они противостоят и далеки от сочетания.
– Ну и что же, если они противостоят? – возразил Бахтияр. – Они и раньше противостояли, что, однако, ничуть не мешало нам исправно взыскивать налоги.
– Но ты позабыл о звезде Ак-Дабаран в созвездии Вола! – воскликнул Ходжа Насреддин. – О визирь, посмотри на небо, и ты убедишься!
– Зачем мне смотреть на небо! – ответил упрямый визирь. – Мое дело – следить за сохранностью и приумножением казны; я вижу, что с того дня, как появился ты во дворце, доходы казны уменьшились и приток налогов сократился. Сейчас как раз подошел срок взыскания налогов с городских ремесленников, объясни мне, почему мы не можем взыскать?
– Как почему? – воскликнул Ходжа Насреддин. – Да я же целый час толкую тебе об этом! Неужели ты до сих пор не понял, что на каждый из двенадцати знаков Зодиака выпадают два стояния луны с одной третью!..
– Но я должен взыскать налоги! – снова перебил визирь. – Ты понимаешь, налоги!
– Подожди, – остановил его Ходжа Насреддин. – Я еще не разъяснил тебе, что созвездие Ас-Сурейя и восемь звезд Ан-Наими…
Здесь Ходжа Насреддин пустился в столь туманные и пространные объяснения, что в голове у великого визиря загудело и в глазах помутилось. Он встал и вышел, пошатываясь. А Ходжа Насреддин вернулся к эмиру:
– О повелитель! Старость хотя и покрыла серебром его голову, но обогатила ее лишь снаружи, не превратив в золото то, что находится внутри головы. Он не смог вместить в себя мою мудрость. Он ничего не понял, повелитель. О, если бы он обладал одною лишь тысячной долей того ума, которым обладает великий эмир, затмевающий самого Лухмана!
Эмир милостиво и самодовольно улыбнулся. Все эти дни Ходжа Насреддин с великим усердием внушал ему мысль о его несравненной мудрости и преуспел в своем намерении вполне. И теперь, когда он доказывал что-нибудь эмиру, тот слушал с глубокомысленным видом и не возражал, боясь обнаружить истинную глубину своего ума.
На следующий день Бахтияр говорил в кругу придворных:
– Новый мудрец, этот самый Гуссейн Гуслия, разорит нас всех! Все мы обогащаемся только в дни собирания налогов, когда нам удается зачерпнуть из большой и полноводной реки, текущей в эмирскую казну. И вот пришло нам время зачерпнуть, но этот Гуссейн Гуслия мешает. Он ссылается на расположение звезд, но когда и кто слышал, чтобы звезды, управляемые аллахом, располагались бы в ущерб знатным и благородным людям, благоприятствуя в то же время каким-то презренным ремесленникам, которые – я уверен – бесстыдно прожирают сейчас свои заработки, вместо того чтобы отдать их нам! Когда и кто слышал о таком расположении звезд? Этого не сказано ни в одной книге, потому что такая книга, если бы даже и появилась, то была бы немедленно сожжена, а человек, сочинивший ее, был бы проклят и предан казни, как величайший богохульник, еретик и злодей!
Придворные молчали, еще не зная, на чью сторону выгоднее им стать – на сторону Бахтияра или нового мудреца.
– Уже сейчас приток налогов уменьшается с каждым днем, – продолжал Бахтияр. – И недалеко то время, когда оскудеет казна, и мы, приближенные эмира, разоримся, и вместо парчовых халатов мы наденем простые, грубые, и вместо двадцати жен мы будем довольствоваться только двумя, и вместо серебряных блюд нам подадут глиняные, и вместо нежного молодого барашка мы положим в плов жесткую говядину, пригодную лишь для собак и ремесленников! Вот что готовит нам новый мудрец Гуссейн Гуслия, и тот, кто этого не видит, тот слеп, и горе тому!
Так он говорил, стараясь возмутить придворных против нового мудреца.
Напрасны были его усилия».
А своими любимыми историями о Насреддине делитесь в комментариях
19 августа 1906 года в Триполи родился советский писатель Леонид Соловьёв, автор дилогии о ходже Насреддине.
Отец будущего писателя был помощником инспектора северосирийских школ Императорского православного палестинского общества. В 1909 году семья вернулась в Россию. Родители преподавали в школах Самарской губернии.
Восточное детство, похоже, сильно повлияло на Соловьёва: после окончания учёбы он много ездил по Туркестану, собирал среднеазиатский фольклор, работал корреспондентом в «Правде Востока».
В конце 20-х годов он серьёзно принялся за литературу: начал писать рассказы, стал публиковаться в журналах «Мир приключений» и «Всемирный следопыт». В 1930 году Соловьёв приехал в Москву и поступил на литературно-сценарный факультет Института кинематографии. Окончив институт в 1932 году, он стал писать книги, повести и рассказы. В 1935 году по его сценарию сняли фильм «Конец полустанка».
В 1940 году Леонид Соловьёв опубликовал роман «Возмутитель спокойствия» и… Стал знаменитым. Это была первая книга из дилогии «Повести о Ходже Насреддине». Произведение сразу получило необыкновенную популярность за незаурядное литературное мастерство писателя и необычайную харизму главного героя.
Ходжа Насреддин — полулегендарный народный мудрец, персонаж анекдотов и забавных историй. Он полюбился читателям за легкость и умение выпутаться, кажется, из любой передряги.
Сам Насреддин личность противоречивая. Он мудрец и простофиля, величайший обманщик и самый честный человек из когда-либо живших.
В военный 1943 год вышла экранизация книги — «Насреддин в Бухаре». Книга многократно переиздавалась и экранизировалась. Продолжение — «Очарованный принц» — вышло в 1956 году.
А сегодня предлагаем прочесть небольшую историю о том, как ходжа Насреддин хитро победил коррупцию при дворе эмира.
«Ходжа Насреддин вошел в доверие и милость к эмиру, стал его ближайшим советником во всех делах. Ходжа Насреддин решал, эмир подписывал, а великий визирь Бахтияр только прикладывал медную резную печать.
«О великий аллах, да это что же творится в нашем государстве! – мысленно восклицал он, читая эмирские указы об отменах налогов, о бесплатном пользовании дорогами и мостами, об уменьшении базарных сборов. – Ведь так недолго совсем разорить казну! Этот новый мудрец, да прогниют насквозь его внутренности, разрушил в одну неделю все, над чем я трудился больше десяти лет!».
Однажды он осмелился доложить о своих сомнениях эмиру. Повелитель ответил:
– Что знаешь ты, ничтожный, и что понимаешь? Мы сами не меньше тебя скорбим об этих указах, опустошающих нашу казну, но что можем мы сделать, если так повелевают звезды! Утешься, Бахтияр, это – на короткое время, пока звезды не станут в благоприятное сочетание. Объясни ему, Гуссейн Гуслия.
Ходжа Насреддин отвел великого визиря в сторону, усадил на подушки и долго объяснял, почему дополнительный налог на кузнецов, медников и оружейников следует немедленно отменить.
– Звезды Аль-Авва в созвездии Девы и Аль-Бальда в созвездии Стрельца противостоят звездам Сад-Була в созвездии Водолея, – говорил Ходжа Насреддин. – Ты понимаешь, о почтенный и сиятельнейший визирь, они противостоят и далеки от сочетания.
– Ну и что же, если они противостоят? – возразил Бахтияр. – Они и раньше противостояли, что, однако, ничуть не мешало нам исправно взыскивать налоги.
– Но ты позабыл о звезде Ак-Дабаран в созвездии Вола! – воскликнул Ходжа Насреддин. – О визирь, посмотри на небо, и ты убедишься!
– Зачем мне смотреть на небо! – ответил упрямый визирь. – Мое дело – следить за сохранностью и приумножением казны; я вижу, что с того дня, как появился ты во дворце, доходы казны уменьшились и приток налогов сократился. Сейчас как раз подошел срок взыскания налогов с городских ремесленников, объясни мне, почему мы не можем взыскать?
– Как почему? – воскликнул Ходжа Насреддин. – Да я же целый час толкую тебе об этом! Неужели ты до сих пор не понял, что на каждый из двенадцати знаков Зодиака выпадают два стояния луны с одной третью!..
– Но я должен взыскать налоги! – снова перебил визирь. – Ты понимаешь, налоги!
– Подожди, – остановил его Ходжа Насреддин. – Я еще не разъяснил тебе, что созвездие Ас-Сурейя и восемь звезд Ан-Наими…
Здесь Ходжа Насреддин пустился в столь туманные и пространные объяснения, что в голове у великого визиря загудело и в глазах помутилось. Он встал и вышел, пошатываясь. А Ходжа Насреддин вернулся к эмиру:
– О повелитель! Старость хотя и покрыла серебром его голову, но обогатила ее лишь снаружи, не превратив в золото то, что находится внутри головы. Он не смог вместить в себя мою мудрость. Он ничего не понял, повелитель. О, если бы он обладал одною лишь тысячной долей того ума, которым обладает великий эмир, затмевающий самого Лухмана!
Эмир милостиво и самодовольно улыбнулся. Все эти дни Ходжа Насреддин с великим усердием внушал ему мысль о его несравненной мудрости и преуспел в своем намерении вполне. И теперь, когда он доказывал что-нибудь эмиру, тот слушал с глубокомысленным видом и не возражал, боясь обнаружить истинную глубину своего ума.
На следующий день Бахтияр говорил в кругу придворных:
– Новый мудрец, этот самый Гуссейн Гуслия, разорит нас всех! Все мы обогащаемся только в дни собирания налогов, когда нам удается зачерпнуть из большой и полноводной реки, текущей в эмирскую казну. И вот пришло нам время зачерпнуть, но этот Гуссейн Гуслия мешает. Он ссылается на расположение звезд, но когда и кто слышал, чтобы звезды, управляемые аллахом, располагались бы в ущерб знатным и благородным людям, благоприятствуя в то же время каким-то презренным ремесленникам, которые – я уверен – бесстыдно прожирают сейчас свои заработки, вместо того чтобы отдать их нам! Когда и кто слышал о таком расположении звезд? Этого не сказано ни в одной книге, потому что такая книга, если бы даже и появилась, то была бы немедленно сожжена, а человек, сочинивший ее, был бы проклят и предан казни, как величайший богохульник, еретик и злодей!
Придворные молчали, еще не зная, на чью сторону выгоднее им стать – на сторону Бахтияра или нового мудреца.
– Уже сейчас приток налогов уменьшается с каждым днем, – продолжал Бахтияр. – И недалеко то время, когда оскудеет казна, и мы, приближенные эмира, разоримся, и вместо парчовых халатов мы наденем простые, грубые, и вместо двадцати жен мы будем довольствоваться только двумя, и вместо серебряных блюд нам подадут глиняные, и вместо нежного молодого барашка мы положим в плов жесткую говядину, пригодную лишь для собак и ремесленников! Вот что готовит нам новый мудрец Гуссейн Гуслия, и тот, кто этого не видит, тот слеп, и горе тому!
Так он говорил, стараясь возмутить придворных против нового мудреца.
Напрасны были его усилия».
А своими любимыми историями о Насреддине делитесь в комментариях
Показать больше
3 ч. назад
«В 1863 году раздался громовой удар и атмосфера русского искусства прочистилась, и яркое солнце засияло на его горизонте. Горсточка молодых художников, бедная, беспомощная, слабая, совершила вдруг такое дело, которое было бы впору разве только великанам и силачам». Так знаменитый критик Владимир Стасов писал о грандиозном скандале, произошедшем в Академии художеств в 1863 году, в день экзамена лучших её студентов.
Что это за скандал? Как студенческий бунт связан с реформами Александра II? Какие нормы и правила Академии вызывали у студентов протест? Перед кем они бунтовали, кто был в экзаменационной комиссии? На чьей стороне было общественное мнение: именитых академиков или юных бунтовщиков? А как Академия художеств вообще появилась в России? Как менялась система обучения в ней?
И как скандал на экзамене связан с появлением в России знаменитого товарищества передвижников?
Об этом и не только беседуют Анастасия Кругликова и Светлана Цыбина в первой части нового большого цикла об истории русского искусства, и особенно — истории художников-передвижников.
Цикл записывается специально для платных платформ Цифровой истории, поэтому подписывайтесь, чтобы посмотреть ролик и поддержать наш проект:
boosty.to/d_history
sponsr.ru/dhistory/
Что это за скандал? Как студенческий бунт связан с реформами Александра II? Какие нормы и правила Академии вызывали у студентов протест? Перед кем они бунтовали, кто был в экзаменационной комиссии? На чьей стороне было общественное мнение: именитых академиков или юных бунтовщиков? А как Академия художеств вообще появилась в России? Как менялась система обучения в ней?
И как скандал на экзамене связан с появлением в России знаменитого товарищества передвижников?
Об этом и не только беседуют Анастасия Кругликова и Светлана Цыбина в первой части нового большого цикла об истории русского искусства, и особенно — истории художников-передвижников.
Цикл записывается специально для платных платформ Цифровой истории, поэтому подписывайтесь, чтобы посмотреть ролик и поддержать наш проект:
boosty.to/d_history
sponsr.ru/dhistory/
Показать больше
При финансовой поддержке
Memes Admin
2 мс. назад