2 годы назад
B 1923-м году восьмилетний мальчик Никита пошел с классом в театр на детский спектакль. Рядом сидела жутко вертлявая девчонка. B антракте познакомились. Девочка церемонно представилась: "Эдита" и, недолго думая, пригласила нового знакомого на день рождения. Когда Никита, внук камергера и сын надворного советника, дома стал просить денег на подарок какой-то малолетней вертихвостке, родители были против: как можно идти в гости в незнакомый дом? Это неприлично! Ho все же разрешили.
B гостях было еще много детей и взрослых, разных дядек и тетек. Понравился папа девочки, который показывал фокусы, стоял на голове, играл на скрипке, рояле и каком-то чудном саксофоне. Другой потряс тем, что мог любую фразу мгновенно прочитать задом наперед. Ho лучше всех был молодой дядька, который разрешил ездить на себе верхом, и все играли в конницу. Остальные, в общем, ничего интересного собой не представляли. Дети даже не хотели сидеть c ними за праздничным столом, потому что было скучно.
Зато среди детей обнаружился знакомый – мальчик Алик. В гостях у него Никита уже был и нечаянно разбил там большую красивую вазу. Когда на дзынь-ля-ля пришел папа Алика, Никита от конфуза разрыдался, а папа, покряхтев, сказал что-то вроде: "Да ладно, не плачь. Bce равно была она старая, двухсотлетняя".
Так вот, Никита – это будущий советский композитор Никита Богословский.
Папа девочки – Леонид Утесов.
Тот, что умел переворачивать фразы – выдающийся музыкант, пианист и преподаватель Владимир Софроницкий.
Выносливый скакун, перекатавший всю детскую, – Владимир Горовиц, будущий знаменитый на весь мир американский пианист. Через два года он уедет за границу и вернется в Россию только в 86-м году.
Алик – будущий актер Александр Менакер, отец Андрея Миронова.
A скучные дядьки за столом, кроме перечисленных, – Михаил Зощенко, Исаак Бабель, Владимир Маяковский...
Автор Татьяна Мэй
На фотоснимке: Леонид Утесов, Елена Ленская-Утесова с дочерью Дитой. Одесса, 1917 год.
B гостях было еще много детей и взрослых, разных дядек и тетек. Понравился папа девочки, который показывал фокусы, стоял на голове, играл на скрипке, рояле и каком-то чудном саксофоне. Другой потряс тем, что мог любую фразу мгновенно прочитать задом наперед. Ho лучше всех был молодой дядька, который разрешил ездить на себе верхом, и все играли в конницу. Остальные, в общем, ничего интересного собой не представляли. Дети даже не хотели сидеть c ними за праздничным столом, потому что было скучно.
Зато среди детей обнаружился знакомый – мальчик Алик. В гостях у него Никита уже был и нечаянно разбил там большую красивую вазу. Когда на дзынь-ля-ля пришел папа Алика, Никита от конфуза разрыдался, а папа, покряхтев, сказал что-то вроде: "Да ладно, не плачь. Bce равно была она старая, двухсотлетняя".
Так вот, Никита – это будущий советский композитор Никита Богословский.
Папа девочки – Леонид Утесов.
Тот, что умел переворачивать фразы – выдающийся музыкант, пианист и преподаватель Владимир Софроницкий.
Выносливый скакун, перекатавший всю детскую, – Владимир Горовиц, будущий знаменитый на весь мир американский пианист. Через два года он уедет за границу и вернется в Россию только в 86-м году.
Алик – будущий актер Александр Менакер, отец Андрея Миронова.
A скучные дядьки за столом, кроме перечисленных, – Михаил Зощенко, Исаак Бабель, Владимир Маяковский...
Автор Татьяна Мэй
На фотоснимке: Леонид Утесов, Елена Ленская-Утесова с дочерью Дитой. Одесса, 1917 год.
Показать больше
2 годы назад
Критики советского времени эту картину не жаловали. Перов был трибуном низов общества, а здесь «униженные и оскорбленные» – помещицы, дворянки! , а унижает их представитель «простого народа» , пролетарий! История картины такова. Будучи в многолетней поездке в Италии, Перов писал в Россию: "Осмеливаюсь покорнейше просить возвратиться мне в 1864 г. в Россию. Посвятить себя на изучение страны чужой я нахожу менее полезным, чем изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества. Имею в виду несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием. Возвращусь в Россию, надеюсь написать зимою 1865 картину". Именно «Дворника» и написал Перов сразу после возвращения. Здесь показана трагедия русского дворянства, когда многие его представители, оказались в результате реформ Александра II без средств к существованию, не умев наладить хозяйство в условиях капиталистической конкуренции, и были вынуждены просить пристанища у своих же вчерашних холопов. Доходные дома, во дворе которого происходит сцена, особенно распространились в это время. Хозяин такого дома отправлял посетителей «к дворнику» . Сам безграмотный дворник и вывесил название своей сторожки, как его слышал - «КОДВОРНИКУ» . Обедневшие барыни (старшая – небогатая помещица, или вдова чиновника, оставшаяся почти без средств, младшая – ее дочь) , вынужденные снимать жилье в бедном районе. Квартиры - можно догадаться, какие. Они хотят снять квартиру, а дворник показывает, куда им надлежит идти. Показывает вверх, на верхние этажи – там комнаты были самые дешевые и ужасные. На этажах выше второго жили более бедные слои, а на пятом - совсем уже бедняки ("В конурке пятого жилья" - А. С. Пушкин, "Езерский". Вспомним «Преступление и наказание» – комнаты Раскольникова, Мармеладовых.. . Барыня собирается квартиру снимать, и, похоже, наидешевейшую. Поэтому общается с барыней не владелец дома, а дворник (которому хозяин поручил разбираться с малоденежными съёмщиками) , он показывает на верхний этаж, в котором будет "отдана", то есть передана для проживания квартира. Дворник пьян и груб - его побеспокоили! На лице его явное презрение, подчёркиваемое жестом. Он орет на женщин, не в силах продрать с похмелья или спросонья глаза. Лица барыни мы не видим, а выражение лица дочери - удивление и смирение перед бедностью и неудобствами. Цинично, не смущаясь женщин, дворник то ли почесывается, то ли поддерживает сползающие штаны. Поэтому молодая девушка (дочь) стыдливо и печально отворачивается, а мать вынуждена вести переговоры с этим грубым и пьяным «пролетарием»
“Дворник отдающий квартиру барыне»
1878г.
“Дворник отдающий квартиру барыне»
1878г.
Показать больше
2 годы назад
Ш.Гафуров «Яблоки 1945–го»
Картина посвящена ташкентскому кузнецу Шамахмудову, усыновившему в годы войны 14 сирот.
Согласно статистике, в годы Великой Отечественной войны в Узбекистан было эвакуировано 400 тысяч детей, из них половина были сиротами.
У Шамахмудовых не было собственных детей. В момент, когда они начали забирать эвакуированных сирот, Шаахмету было 53 года, а его супруге 40. Они начали приходить на железнодорожный вокзал, куда прибывали поезда из охваченных войной районов, и в распределительном пункте забирать одного ребенка за другим.
За один только 1943 год пожилой кузнец Шамахмудов стал отцом четверых детей. Дети у него все разных национальностей и разных фамилий: Рая Мальцева — белоруска, Малика Исламова — татарка, Володя Урусов — русский.
В истории усыновления был один поистине чудесный случай, когда Шамахмудовы забрали в распредпункте безнадёжного 5–месячного младенца, и у Бахри, которая не имела собственных детей, появилось грудное молоко и она смогла выходить малыша. Шамахмудов сам дал ему имя — Негмат, что значит «дар». Он стал четвёртым сыном кузнеца.
Когда вести о большой семье кузнеца Шамахмудова были опубликованы в центральных газетах, Шаахмед однажды получил письмо и денежный перевод на несколько сот рублей от воюющего на фронте старшего лейтенанта Левицкого, который во время войны потерял собственных детей и обещал посылать такую же сумму ежемесячно, пока будет жив. Поскольку кузнец не привык просить деньги на содержание детей, но обидеть порядочного человека отказом не хотел, он взял на воспитание еще одного мальчика – украинца Сашу Брынина, у которого появились два приемных отца: узбекский кузнец и русский лейтенант.
Всего среди усыновленных детей были русские (Володя, Хабиба и Шухрат), молдаванка (Холида), евреи (Юлдаш, Эргаш), латыш, казашка (Халима), татары (Рафик, Рахматулла), чуваш (Самуг), украинец (Хамидулла), узбеки (Коравой, Негмат, Муаззам, Хакима, Улугбек).
Картина посвящена ташкентскому кузнецу Шамахмудову, усыновившему в годы войны 14 сирот.
Согласно статистике, в годы Великой Отечественной войны в Узбекистан было эвакуировано 400 тысяч детей, из них половина были сиротами.
У Шамахмудовых не было собственных детей. В момент, когда они начали забирать эвакуированных сирот, Шаахмету было 53 года, а его супруге 40. Они начали приходить на железнодорожный вокзал, куда прибывали поезда из охваченных войной районов, и в распределительном пункте забирать одного ребенка за другим.
За один только 1943 год пожилой кузнец Шамахмудов стал отцом четверых детей. Дети у него все разных национальностей и разных фамилий: Рая Мальцева — белоруска, Малика Исламова — татарка, Володя Урусов — русский.
В истории усыновления был один поистине чудесный случай, когда Шамахмудовы забрали в распредпункте безнадёжного 5–месячного младенца, и у Бахри, которая не имела собственных детей, появилось грудное молоко и она смогла выходить малыша. Шамахмудов сам дал ему имя — Негмат, что значит «дар». Он стал четвёртым сыном кузнеца.
Когда вести о большой семье кузнеца Шамахмудова были опубликованы в центральных газетах, Шаахмед однажды получил письмо и денежный перевод на несколько сот рублей от воюющего на фронте старшего лейтенанта Левицкого, который во время войны потерял собственных детей и обещал посылать такую же сумму ежемесячно, пока будет жив. Поскольку кузнец не привык просить деньги на содержание детей, но обидеть порядочного человека отказом не хотел, он взял на воспитание еще одного мальчика – украинца Сашу Брынина, у которого появились два приемных отца: узбекский кузнец и русский лейтенант.
Всего среди усыновленных детей были русские (Володя, Хабиба и Шухрат), молдаванка (Холида), евреи (Юлдаш, Эргаш), латыш, казашка (Халима), татары (Рафик, Рахматулла), чуваш (Самуг), украинец (Хамидулла), узбеки (Коравой, Негмат, Муаззам, Хакима, Улугбек).
Показать больше
2 годы назад
Серафима Рянгина. "Жена приехала". 1929.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Серафима Васильевна Рянгина (25 февраля 1891, Петербург, Российская империя — 16 июня 1955, Москва, СССР) — советская художница-живописец, работавшая в направлении соцреализма.
Представьте себе, что эта бедная женщина с маленьким ребёнком и тяжёлыми вещами ехала долго, может без сна, еды, даже воды, смертельно устала до изнеможения. Ей с ребёнком сейчас даже отдохнуть негде. Как вы думаете, какое бы ощущение было у вас на месте этой несчастной жены? Был бы здоровый вид и взгляд на этот "интересный сюжет для соцреализма"?
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Серафима Васильевна Рянгина (25 февраля 1891, Петербург, Российская империя — 16 июня 1955, Москва, СССР) — советская художница-живописец, работавшая в направлении соцреализма.
Представьте себе, что эта бедная женщина с маленьким ребёнком и тяжёлыми вещами ехала долго, может без сна, еды, даже воды, смертельно устала до изнеможения. Ей с ребёнком сейчас даже отдохнуть негде. Как вы думаете, какое бы ощущение было у вас на месте этой несчастной жены? Был бы здоровый вид и взгляд на этот "интересный сюжет для соцреализма"?
Показать больше
2 годы назад
Прогулка в питерском дворе.
На это фарфоровой тарелочке нарисован весь Санкт-Петербург. Художник Елена Скворцовоа смогла его показать в одном своем произведение.
Эта тарелочка очень понравилась нашему админу и он подготовил пост.
Пишите в комментариях понравилось вам или нет. Если нет, то мы прогоним админа, который подготовил для вас этот пост.
На это фарфоровой тарелочке нарисован весь Санкт-Петербург. Художник Елена Скворцовоа смогла его показать в одном своем произведение.
Эта тарелочка очень понравилась нашему админу и он подготовил пост.
Пишите в комментариях понравилось вам или нет. Если нет, то мы прогоним админа, который подготовил для вас этот пост.
Показать больше
2 годы назад
“В 1966 году в Москве произошел забавный случай. Пенсионер Андрей Васильевич Муратов принес во Всесоюзный научно-исследовательский институт консервной промышленности банку, которую получил на фронте, во время Первой мировой войны. На банке была надпись: “Петропавловские консервы. Мясо тушеное. 1916”.
Специалисты НИИ, исследовав мясо, установили: тушеная говядина прекрасно сохранилась и пригодна в пищу. Несмотря на то, что пролежала в банке ровно полвека!
Специалисты НИИ, исследовав мясо, установили: тушеная говядина прекрасно сохранилась и пригодна в пищу. Несмотря на то, что пролежала в банке ровно полвека!
Показать больше
2 годы назад
“Трутни”,
1954 г.
Раиса Зенькова.
На этой картине мы видим трёх женщин, находящихся в одной комнате. Одна из них красит губы, другая разговаривает по телефону, а третья с осуждением и злостью смотрит на первых двух. Давайте попробуем разобраться, что же хотел передать нам этим сюжетом художник.Картина была создана Раисой Зеньковой около 70 лет назад. Согласитесь, обстановка комнаты для тех времён роскошная: здесь и ковры на полу и на стене, и вычурный торшер, и мягкое кресло, и трюмо. Далеко не каждый советский человек в послевоенное время мог позволить себе такую роскошь.Как же так получилось, что героини картины живут в роскоши и позволяют себе спать до обеда ( будильник на трюмо показывает 2 часа дня, а барышни ещё валяются на кроватях в пижамах)?Давайте попробуем ближе разглядеть детали картины, чтобы прояснить ситуацию. В центре задней стены комнаты мы видим большой портрет взрослого мужчины. Хорошо виден его пиджак с наградами и довольно упитанное и высокомерное лицо. Сразу становится понятно, что это человек занимает высокую должность.
Скорее всего, это отец семейства, который является представителем партийном номенклатуры, а, как известно, номенклатура в то время фактически представляла собой класс буржуазии. Высокие чиновники и их семьи имели машины, роскошные дачи, высокие зарплаты, прислугу и прочие привилегии.
О том, что изображённая на полотне семья является представителем советской элиты, говорит ещё, конечно же, наличие домработницы. Она представлена здесь довольно колоритным персонажем, который с осуждением смотрит на жену и дочку партийного чиновника.Совсем ещё не старая женщина (думаю, ей лет 40) ходит на работу и трудится, как и все люди того времени. Поэтому ей неприятно видеть таких же как она представительниц советского государства, которые могут позволить себе валяться по пол дня в кровати и вести праздную жизнь.
Домработница недоумевает, почему социальный разрыв между ней и двумя этими женщинами просто огромен. Она наверняка получает обычную зарплату и после трудового дня пойдёт в свою скромную комнатку в коммуналке. Она лишняя на этом празднике жизни.
Родилась художница Раиса Зенькова в 1912; году в селе Графское Приморской области Дальневосточного края. Информации о ней не так много, но известно, что в выставках художница участвовала уже с 1938 года.
Она не только мастерски владела кистью, но прошла Великую Отечественную войну (1941—1945) как снайпер, удостоившись ордена Славы III степени.
После войны Раиса Дмитриевна окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1949), одновременно была принята в Ленинградский Союз советских художников.
Раиса Дмитриевна автор картин не только на военно-патриотические темы. Ее кисти принадлежат многие портреты, натюрморты, жанровые картины.
1954 г.
Раиса Зенькова.
На этой картине мы видим трёх женщин, находящихся в одной комнате. Одна из них красит губы, другая разговаривает по телефону, а третья с осуждением и злостью смотрит на первых двух. Давайте попробуем разобраться, что же хотел передать нам этим сюжетом художник.Картина была создана Раисой Зеньковой около 70 лет назад. Согласитесь, обстановка комнаты для тех времён роскошная: здесь и ковры на полу и на стене, и вычурный торшер, и мягкое кресло, и трюмо. Далеко не каждый советский человек в послевоенное время мог позволить себе такую роскошь.Как же так получилось, что героини картины живут в роскоши и позволяют себе спать до обеда ( будильник на трюмо показывает 2 часа дня, а барышни ещё валяются на кроватях в пижамах)?Давайте попробуем ближе разглядеть детали картины, чтобы прояснить ситуацию. В центре задней стены комнаты мы видим большой портрет взрослого мужчины. Хорошо виден его пиджак с наградами и довольно упитанное и высокомерное лицо. Сразу становится понятно, что это человек занимает высокую должность.
Скорее всего, это отец семейства, который является представителем партийном номенклатуры, а, как известно, номенклатура в то время фактически представляла собой класс буржуазии. Высокие чиновники и их семьи имели машины, роскошные дачи, высокие зарплаты, прислугу и прочие привилегии.
О том, что изображённая на полотне семья является представителем советской элиты, говорит ещё, конечно же, наличие домработницы. Она представлена здесь довольно колоритным персонажем, который с осуждением смотрит на жену и дочку партийного чиновника.Совсем ещё не старая женщина (думаю, ей лет 40) ходит на работу и трудится, как и все люди того времени. Поэтому ей неприятно видеть таких же как она представительниц советского государства, которые могут позволить себе валяться по пол дня в кровати и вести праздную жизнь.
Домработница недоумевает, почему социальный разрыв между ней и двумя этими женщинами просто огромен. Она наверняка получает обычную зарплату и после трудового дня пойдёт в свою скромную комнатку в коммуналке. Она лишняя на этом празднике жизни.
Родилась художница Раиса Зенькова в 1912; году в селе Графское Приморской области Дальневосточного края. Информации о ней не так много, но известно, что в выставках художница участвовала уже с 1938 года.
Она не только мастерски владела кистью, но прошла Великую Отечественную войну (1941—1945) как снайпер, удостоившись ордена Славы III степени.
После войны Раиса Дмитриевна окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1949), одновременно была принята в Ленинградский Союз советских художников.
Раиса Дмитриевна автор картин не только на военно-патриотические темы. Ее кисти принадлежат многие портреты, натюрморты, жанровые картины.
Показать больше
2 годы назад
В 1941 году в обороне Ленинграда принял участие швед Андерс (Андрей) Густавссон, идейный скандинавский коммунист, принявший советское гражданство. Андерс провёл в городе самую смертоносную зиму 1941-42 гг. Жену Людмилу с детьми успели вывезти. Весной 1942 года эвакуировали и его, ослабшего от цинги доходягу. Подкормился, пошёл мстить. Участвовал в битве за Сталинград. Людмила «сгорела» от болезни в 1944 году — к этому моменту Андерс уже штурмовал Севастополь, вошёл в город с передовыми советскими частями. Брал Вильнюс, Тильзит, Кёнигсберг, получил четыре ранения, войну закончил майором. Всю войну вёл личный, откровенный дневник. В 1948 году женился второй раз на ленинградке Прасковье, воспитательнице в детском садике (тоже блокадница). Родил и вырастил с ней нескольких детей; его сын служил в Советской армии. Сам Андерс после войны работал в ЛГУ лингвистом. Скончался в 1990 году в Ленинграде, похоронен в родной Швеции на церковном кладбище. Жена скончалась в 2009.
Показать больше