История: Россия и мир
ЗОЛУШКА
Режиссер фильма "Золушка" Надежда Кошеверова вспоминала, как в 1944-м, возвращаясь из эвакуации, встретила Янину Жеймо на вокзале.
Та сидела в уголке — такая маленькая, растерянная.
А ведь рост у актрисы — 147 см.
Двумя годами ранее ее супруг, считая Янину погибшей, женился на другой.
Когда выяснилось, что актриса жива, он не стал ничего менять и не отдал ей детей.
Женщина была на грани самоубийства.
На вокзале Надежда Кошеверова взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»
Евгений Шварц написал сценарий специально для Жеймо.
29 мая 1945 года его зачитали и обсудили на худсовете «Ленфильма».
Художник Николай Акимов создал прекрасные эскизы, а также макет королевского замка высотой 100 см.
Замок в картине мы видим благодаря комбинированным съемкам именно этого макета. Экспозицию на экране с помощью доступной тогда технологии потом совместили с актерами. Художник прорабатывал все декорации и костюмы для съемки на цветной немецкой пленке. Но сняли на черно-белую.
Атмосфера Ленинграда 1945-го меньше всего подходила для сцен балов и эпизодов с нарочитой роскошью. Декорации и костюмы шили всем миром. Платья — из занавесок и скатертей, антикварную мебель приносили из дома. Часть платьев были трофейными — привезли из оперного театра в Берлине. Сложным стал подбор костюмов для Золушки и феи.
В 1946-м Фаина Раневская снималась в ленте «Весна» в Праге, откуда привезла лампу в виде луны, украшенную бисером. Абажур от нее и стал головным убором феи.
Янина Жеймо сильно похудела за годы войны. Ее направили в санаторий, поставив задачу набрать 5 кило. Актриса не хотела и даже горько иронизировала по поводу стройности из-за военного голода.
Многих смущал возраст Янины — 37 лет.
Василий Меркурьев, сыгравший отца, в жизни был старше актрисы всего на 5 лет. Пробы прошли и другие претендентки на роль Золушки, но режиссеры отстояли свою протеже. Лишь подобрали 34-летнего Алексея Консовского на роль принца, чтобы пара смотрелась гармонично.
Фею сыграла Варвара Мясникова, ранее известная по роли Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев» (1934 год). 11-летнего Игоря Клименкова, ставшего пажом, нашли в Ленинградском Доме пионеров. Мальчишка прошел пробы с 25 тысячами других претендентов.
Он вспоминал: «Янина Жеймо вела себя как обычная девчонка, в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила. С ней было легко и просто, я был по-детски влюблен…»
Сложно представить другого актера в роли короля, которого сыграл Эраст Гарин. По воспоминаниям очевидцев, иногда он появлялся в гримерной слегка подшофе, не находил какой-нибудь части своего костюма и начинал ругаться. «Эраст, ты — хам, ты видишь, здесь ребенок», — возмущалась Фаина Раневская, указывая на мальчика-пажа, и шлепала Гарина по физиономии. Конечно же по-доброму.
Фаина Георгиевна, сыгравшая мачеху, тоже была исхудавшей и не походила на сытого домашнего тирана. В кадре ей клеили нос, а за щеки набивали вату. Многие хлесткие реплики Фаина Раневская придумывала сама. Со сценаристом возникали регулярные споры. Она импровизировала: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде! Стану королевской свахой, поссорюсь с соседями, тогда и территорий прибавим!»
Интерьеры бального зала и других помещений выстроили осенью на «Ленфильме». Павильоны не отапливались, актеры в шикарных нарядах укутывались в телогрейки, тулупы, сбрасывая их по команде: «Мотор!».
Завистников у авторов ленты хватало. Писали доносы.
Еще на этапе подготовки дважды хотели закрыть производство из-за неблагонадежности всей съемочной группы. Сорежиссер Михаил Шапиро женат на родственнице Троцкого Жанне Гаузнер. Актер Василий Меркурьев женат на дочери уничтоженного Мейерхольда, усыновил трех детей репрессированного брата и двух осиротевших ребят после расстрела их родителей. Художник Акимов — ученик белоэмигранта Анненкова. Алексей Консовский — из семьи врагов народа, расстреляны отец и брат. И так далее по всему списку.
После съемок в Риге 24 сентября 1946-го состоялся худсовет, где просматривали отснятое.
Режиссер Ян Фрид метил в авторы костюмированных исторических комедий. В режиссерах «Золушки» видел прямых конкурентов и выступил со словами: «Дегенеративен Гарин, который никак не вызывает симпатии, неприятен принц — рахитик с разжиженными мозгами».
Эраста Гарина не раз вызывал к себе директор «Ленфильма» и заявлял: «Вы играете ненастоящего короля! Глава государства не может так себя вести!» Несмотря на препоны, картину впервые показали в 1947-м в Доме кино в Ленинграде.
Премьера была действительно мировой.
28 ноября 1947 года ленту демонстрировали в Финляндии, 23 декабря — в Австрии, 24 марта 1948-го — во Франции, 13 ноября 1949-го — в Швеции, 24 марта 1951-го — в Японии.
.....когда спустя много лет спустя Надежду Кошеверову спросили, почему она больше не снимает сказки, то она ответила: Посмотрите в глаза Золушки!
В них сказка!
А в глазах нынешних молодых актрис - рубли, как в кассовом аппарате.
Автор Ольга Перес (с)
:
Показать больше
1 год назад

Ответов пока нет!

Похоже, что к этой публикации еще нет комментариев. Чтобы ответить на эту публикацию от История: Россия и мир , нажмите внизу под ней

Читайте также:
Знакомства в ВК
2 годы назад
Приветик, меня зовут Диана, я сельская девушка, которой нужна помощь по огороду и найти мужчину
Знакомства в ВК
2 годы назад
Если я сама тебе напишу ты обещаешь со мной пойти на встречу, пройти прогуляться или просто выпить кофе а там уже как получиться?
Знакомства в ВК
2 годы назад
Привет меня зовут Маша, я одинокая девушка которая хочет найти свою любовь
Знакомства в ВК
2 годы назад
У меня нет мужчины, я полностью свободна от отношений. Хочу найти свою любовь
Знакомства в ВК
2 годы назад
Хочу понравится мужчине, чтобы жениться предложил, а то совсем я одна.
История: Россия и мир
1 год назад
«Ростислав Янович, ну давайте же наконец и я про вас напишу». Плятт в мольбе воздел руки: «За что?! У нас ведь такие прекрасные отношения, что я вам плохого сделал?» Написал, опубликовали.

Принес Плятту свежий номер. И пошел спектакль! Он достал фрак, надел новые полуботинки, вздрючил на удобный для этого нос огромные очки и водрузился в кресло. Читал долго и торжественно. Один раз смахнул слезу, два раза прижимал меня к груди. Через какое-то время задумчиво сказал: «А я у вас не такой уж и дурачок!»

Плятт был, конечно, та еще штучка! Господи, как я его обожал! Звонит: «Я понимаю, что вы выдающийся журналист современности, но нельзя же так забрасывать старика. Заглянули бы. — И далее следовала неизменная очаровательная фраза: — Уж ведро-то кофе всегда найдется!»

Побросав все дела, я мчался к нему по старинному бульвару. Вот сейчас откроется дверь, и огромный мужчина прогудит в нос: «Ведро кофе совсем остыло…»
Он терпеть не мог славословия. Но, когда ему предложили вместо юбилея «антиюбилей», пришел в восторг. И грянуло! Целый вечер в Доме актера бесчинствовали над Пляттом молоденькие мерзавцы. А уж Шуре Ширвиндту и Мише Державину надо было, по меньшей мере, ноги оторвать. Я, естественно, не посмею пересказывать трехчасовое «надругательство» над всеобщим любимцем. Но хулиганское «плят буду!» осталось на века. А в первом ряду сидел Ростислав Янович и, изнемогая от хохота, терял последние признаки приличного поведения.
Самоирония в нем была не лукавым средством самозащиты, а мудрым отношением к собственной скромной, в чем он не сомневался, персоне. Вот я и послал ему в «антиюбилей» телеграмму: «От Плятта до смешного — один шаг!».
«Человек, лишенный чувства юмора, — опасный человек», — так говорил очень «безопасный» в этом смысле Плятт. Можно себе представить, сколько наслаждения получил Ростислав Янович, исполняя на сцене роль Бернарда Шоу. А сам «прототип», Бернард Шоу, заявил, что Шоу-Плятт ему нравится неизмеримо больше настоящего Шоу.

Мы все больше говорим о чувстве юмора, об иронии в творчестве Плятта. А его трагичнейшая роль старика Купера в дуэте с Раневской в спектакле «Дальше тишина»? Это же одна из актерских вершин нашего театра. Исстрадался я на этой «вершине» и плакал, и мне не было стыдно перед сидящими в соседних креслах. Они тоже плакали. Такой нам был осветляющий душу катарсис от Плятта. С этим спектаклем связан памятный факт. «Черт меня понес куда-то в темноту кулис», — жаловался потом Ростислав Янович. Там он повредил себе руку. Но ничего никому не сказал, доиграл спектакль и лишь после его окончания обратился к врачу. Оказалось: перелом. Три недели ходил в гипсе. Актер — трудная профессия.
Средь присущего ему благородства я отметил бы преданность, надежность. Вдруг с утра пораньше надевал самые парадные одеяния, вплоть до галстука-бабочки, и брал в руки значительную по размерам трость. Это он спешил, например, в Моссовет произвести там впечатление и раздобыть артисту или гардеробщице театра жилье. Он от этого не отлынивал, даже когда уже еле ходил, — надо помочь человеку.

Помню, он рассердился на одно влиятельное лицо, позволившее себе «бесчеловечное отношение к человеку». Плятт поразился: «Как он может так жить!»
Я как-то спросил: «От какой роли вы получили наибольшее удовольствие?» Он расхохотался: «Конечно же от роли самого себя!» Плятт — его лучшая роль, и исполнил он ее безукоризненно. Но посмотрите, кого он «играл» — умного, доброго, чрезвычайно человека. Славно сказал про Ростислава Яновича обожавший его Евгений Александрович Евстигнеев: «Я всегда считал, что хороший актер должен быть хорошим человеком». Это верно — должен.
Уже после кончины Ростислава Яновича вышла прекрасная книга воспоминаний о нем — «Без эпилога». Эту книгу Людмила Семеновна, вдова Ростислава Яновича, подарила мне с дарственной надписью: «В память о нашем с вами общем друге». …
Бреду по Тверскому бульвару, шуршит желтая листва. И где-то совсем уже остыло «ведро кофе», нет его нигде.

© Эдуард Графов
Показать больше
История: Россия и мир
1 год назад
У актёра театра и кино Бориса Щербакова очень интересное и творческое увлечение - резьба по дереву. А какие у него золотые руки! Пословица «Талантливый человек - талантлив во всем» точно про него. Будущий актер рос в набожной семье, бабушка каждое воскресенье водила внука в церковь — все это отложило отпечаток на его творчестве, которое пронизано религиозными символами и историческими мотивам. В общежитии школы-студии МХАТ Борис получил первые уроки чеканки у художников-постановщиков, создававших декорации для театра. В те годы чеканка была особенно популярна — работы в этой технике были практически в каждой советской семье. Когда у Бориса родился первенец, он по настоянию жены сменил шумное хобби на другое увлечение — резьбу по дереву. Вырезая, актер получает колоссальное удовольствие, отдыхает, успокаивается.
Вот что говорит сам именитый артист: «Я уже много лет занимаюсь резьбой по липе. Несколько лет назад я сделал деревянный киот для Казанского образа Богородицы. Этот труд даёт такое умиротворение...Любое свободное время, которое у меня появляется, провожу в мастерской. Я сам её по¬строил, полностью оборудовал. Закупил огромное количество специальных инструментов и стамесок. Очень люблю делать миниатюры из дерева. Темы работ всегда выбираю библейские, например, «Святая Троица», «Святые Борис и Глеб», «Снятие с Креста» «Тайная вечеря». Над одной миниатюрой я трудился целых 5 лет. Но обычно у меня уходит меньше времени — около пары месяцев. Многие предметы интерьера нашего дачного дома сделаны мной. Это cтулья, cтол, буфет, скамья. То, что сделано своими руками - гораздо дороже. Другое отношение к вещи, ты ее бережешь, лелеешь и холишь. Буфет – это моя гордость». Он сделал его сам от начала до конца, "от рисунка на бумаге, до воплощения в дереве". Дверцы и "кокошник" буфета украшены резьбой.
Загородный дом народного артиста России, актера театра и кино Бориса Щербакова напоминает старинную деревянную усадьбу. Дом сложен не из модного нынче клееного бруса, а из оцилиндрованного бревна, окошки украшены наличниками, а внутри оставлены натуральные бревенчатые стены. Тема деревянной старинной усадьбы продолжается в интерьере гостиной: мебель в чехлах, трюмо, столы и стулья "под старину", на полу домотканые половики. "Когда я сюда приезжаю, я сразу вспоминаю детство", - делится Щербаков. Каждое лето в юности он проводил у своей тетки в деревне, в Псковской области. Там была простая деревянная рубленая изба, натуральное хозяйство. Поэтому собственный деревянный дом для Щербакова - это, в первую очередь, напоминание о том прекрасном времени. К тому же, бревенчатый дом дарит совершенно другие ощущения, - считает актер. "Мы рождаемся и живем в камне, стекле, бетоне. А здесь дышится по-другому, аура другая", - отмечает он. "Если есть свободное время, мы приезжаем сюда. Здесь тишина и спокойствие, а самое главное – здесь любимое хобби", - объясняет Борис Щербаков.
Показать больше
История: Россия и мир
1 год назад
Синские столбы. Река Синяя. Якутия, Россия.

Подобной красоты нет нигде!!!
Аж сердце замирает!
А представьте, что стоишь и видишь это могучее великолепие во отчую!
Дух захватывает!
История: Россия и мир
1 год назад
Я давным-давно смотрела фильм.

Короткий очень, японский, по-моему. Там юноша отличный промысел изобрел - он кидал камни в машины на автостраде. Ночью, когда они ехали на бешеной скорости. И машина попадала в аварию, а этот подросток обшаривал салоны с умирающими водителями и брал себе айфоны, всякое барахло и деньги. Многих погубил. И родители потом скрыли его от правосудия, спрятали в монастыре, у старичка. Который сказал, что правосудие все-таки будет. И для этого надо ночью постоять на пустыре - и все. Это и есть правосудие.
Развязный юнец рассмеялся и пошел ночью на пустырь. Плевое дело! И из темноты и пустоты полетели камни. Ровно столько же, сколько он бросил. И убили его. Такой простой фильм, немудреный. Сколько бросил камней - столько и прилетело. С какой силой бросил - с такой и прилетело. С каким умыслом кидал - с таким и прилетело. Никто никого не наказывает. Просто в жизни это происходит помедленнее, не сразу, по частям.
И Плутарх горько сетовал - почему правда торжествует так поздно, а божьи мельницы мелют так медленно? Злодей уже позабыл о своих поступках! И думает, что ему случайно прилетело... Так никто и не собирается злодеев перевоспитывать. И вообще - людей. Просто все брошенные в кого-то камни летят обратно. А сколько им лететь - мы не знаем. Иногда моментально они прилетают, иногда - много времени проходит. Но камешек тот же самый. И это не буддийская мудрость, об этом еще Плутарх и Еврипид писали. И слова их перевел Лонгфелло спустя тысячи лет - про божьи мельницы:
Медлят жернова Господни,
Да мелка идет мука;
Велико Его терпение,
Но тверда Его рука...
Так что бросаться камнями не надо. И плевать в колодец или в других людей. И словами бросаться не надо. Вдруг придется стоять ночью на пустыре...
© А.В.Кирьянова
Показать больше
История: Россия и мир
1 год назад
День рождения — грустный праздник

Дневник Корнея Чуковского — яркая иллюстрация того, что с каждым новым годом день рождения превращается из весёлого праздника в ещё один повод задуматься о том, зачем мы вообще живём.
1919: «Моё рождение. Я думал, что страшно быть 37-летним мужчиной,— а это ничего».
1923: «Вот мне и 41 год. Как мало. Когда мне наступило 19 лет — всего 22 года назад — я написал: “Неужели мне уже 19 лет?..” Теперь же напишу: “Неужели мне ещё 42-й год?”».
1925: «Спасибо, что прожил ещё год».
1928: «Мне 46 лет. Этим сказано всё».
1940: «Сегодня мне исполнилось 59 лет. Никогда не думал, что доживу до такого возраста».
1950: «Мне 68 лет сегодня. Ощущение жертвы, которую тянут верёвками на виселицу. Сегодня я оделся особенно тщательно, долго умывался, причесывался — туалет перед казнью. 68 лет! Помню тот день, когда Репину исполнилось 68 лет,— каким смертником казался он мне».
1952: «Мне LXX лет. На душе спокойно, как в могиле».
1953: «Вот наступил день моего рождения. Дряхлый, хилый, но счастливый — предсмертно счастливый — изобильно позавтракал».
1955: «Ну вот, Корней, тебе и 73 года! До сих пор я писал дневник для того неведомого мне Корнея Чуковского, каким я буду в более поздние годы. Теперь более поздних лет для меня уже нет. Для кого же я пишу это?».
1958: «Мне 76 лет. Как банально и бесполезно! Никогда я не считал себя талантливым и глубоко презирал свои писания, но теперь, оглядываясь, вижу, что что-то шевелилось во мне человеческое — но ничего, ничего я не сделал со своими потенциями».
1961: «День рождения: 79 лет. Встретил этот предсмертный год без всякого ужаса, что удивляет меня самого. Очень интересно отношение старика к вещам; они уже не его собственность. Всех карандашей мне не истратить, туфлей не доносить. Всё это чужое. Пальто пригодится Гуле, детские книжки Андрею, телевизор гораздо больше Люшин, чем мой. Женя подарил мне вечное перо. Скоро оно вернётся к нему. И все это знают. И все делают вид, что я такой же человек, как они».
1965: «Мне 83 года. Вчера был доктор велел никого не принимать. Если придут поздравители, всех примут внизу — и угостят, а ко мне наверх — никого! Вчера была Леночка Лозовская, вылепила под моим окном бабу, вот и всё моё развлечение: глядеть на неё из окна».
1967: «В каждой телеграмме — за каждым пожеланием долголетия скрывается: “Знаем, что ты скоро помрёшь”».
После этого Корней Чуковский прожил ещё два года, но больше к теме дня рождения не возвращался. Разве что отметил иронично в начале очередного нового года: «Идущие на смерть приветствуют тебя!»
Показать больше