В классической литературе и периодике XIX столетия часто можно встретить такие необычные и непривычные для нас названия цветов одежды, как «пюсовый», «дикий», «масака»… Какие же оттенки обозначали эти и другие названия? Какова их этимология?
«Масака» (встречаются также написания «мусака», «массака») - одно из целого ряда названий оттенков красного. В первой половине XIX века так называли темно-красный цвет с синим отливом. Один из модных красно-фиолетовых оттенков назывался «бордоское вино», красно-лиловый цвет носил название «адское пламя», светло-красный – «куропаткин глаз», огненно-красный – «накаратовый» («жаркий»).
Оттенки коричневого цвета делились на светлые и темные. К темной гамме относился оттенок «сженного хлеба» («поджаренного хлеба»), «жженого кофе», «лесных каштанов». Также названия оттенков заимствовали из повседневной жизни. С XVIII столетия среди жителей Москвы и Петербурга достаточно часто встречались выходцы из Африки. Поэтому не стоит удивляться, что один из коричневых оттенков получил название «голова негра». Рыжеватый оттенок имели цвета «лорд Байрон», «орельдурсовый». Последнее название – калька с французского «цвет медвежьего ушка».
Название «пюсовый» произошло от французского слова «pucе», т.е. «блоха», и обозначало один из оттенков темно-коричневого цвета. Существовало даже несколько разновидностей пюсового, например, «мечтательная блоха», «блоха, упавшая в обморок», «раздавленная блоха»… Темно-коричневый цвет обозначали также такие названия: «парижская грязь» («бу-де-пари»), «гусиный помет» («мердуа») и т.д.
Поражает и разнообразие названий оттенков серого. Часть их сохранилась в языке, но большинство ушло из употребления безвозвратно. Итак, серый цвет имел следующие оттенки: «розовый пепел» (нежно-серый), «гридеперлевый» (от фр. gris de perle, т.е. жемчужный), маренго (темно-серый), цвет «влюбленной жабы» (зеленовато-серый), «дикий», «смурый» (крестьянское название темно-серого).
Также велико было разнообразие оттенков розового. В литературе можно встретить такое забавное название, как «бедро испуганной нимфы» (фр. Cuisse de nimphe emue). Появилось оно еще в XVIII веке, в то время, когда в искусстве были распространены античные мотивы. В одном из изданий 1829 года этот оттенок толкуется как «неоспоримо розовый». Помимо «бедра испуганной нимфы», можно найти такие названия как «гортензия» (нежный розовый), «иудино дерево» (цвет «розового дерева»), «парнасская роза» (розовый с фиолетовым отливом), «Помпадур» (яркий и густой розовый).
Значительно меньше существовало оттенков синего. Из тканей этого цвета нередко шили траурные костюмы, и, возможно, поэтому в модных журналах название предпочитали сохранять в иноязычном звучании и написании. Названия синего редко русифицировались («электрик», т.е. ярко-синий – одно из немногих таких слов), в журналах предпочитали сохранять французское написание (bleu Mexico, blue mouche, Leman и т.д.).
С голубым цветом, в отличие от «траурного» синего, никаких предубеждений связано не было. Существовал оттенок «жандарм» (по аналогии с форменной одеждой полицейских чинов).
В конце XIX столетия появился такой оттенок как «танго», связанный, конечно же, с распространением известного танца. Цвет просуществовал в быту вплоть до 30-х годов XX века.
Юлия Плотникова по материалам книги Р.М. Кирсановой "Сценический костюм и театральная публика в России XIX века" М., изд. "Артист. Режиссер. Театр", 1997
«Масака» (встречаются также написания «мусака», «массака») - одно из целого ряда названий оттенков красного. В первой половине XIX века так называли темно-красный цвет с синим отливом. Один из модных красно-фиолетовых оттенков назывался «бордоское вино», красно-лиловый цвет носил название «адское пламя», светло-красный – «куропаткин глаз», огненно-красный – «накаратовый» («жаркий»).
Оттенки коричневого цвета делились на светлые и темные. К темной гамме относился оттенок «сженного хлеба» («поджаренного хлеба»), «жженого кофе», «лесных каштанов». Также названия оттенков заимствовали из повседневной жизни. С XVIII столетия среди жителей Москвы и Петербурга достаточно часто встречались выходцы из Африки. Поэтому не стоит удивляться, что один из коричневых оттенков получил название «голова негра». Рыжеватый оттенок имели цвета «лорд Байрон», «орельдурсовый». Последнее название – калька с французского «цвет медвежьего ушка».
Название «пюсовый» произошло от французского слова «pucе», т.е. «блоха», и обозначало один из оттенков темно-коричневого цвета. Существовало даже несколько разновидностей пюсового, например, «мечтательная блоха», «блоха, упавшая в обморок», «раздавленная блоха»… Темно-коричневый цвет обозначали также такие названия: «парижская грязь» («бу-де-пари»), «гусиный помет» («мердуа») и т.д.
Поражает и разнообразие названий оттенков серого. Часть их сохранилась в языке, но большинство ушло из употребления безвозвратно. Итак, серый цвет имел следующие оттенки: «розовый пепел» (нежно-серый), «гридеперлевый» (от фр. gris de perle, т.е. жемчужный), маренго (темно-серый), цвет «влюбленной жабы» (зеленовато-серый), «дикий», «смурый» (крестьянское название темно-серого).
Также велико было разнообразие оттенков розового. В литературе можно встретить такое забавное название, как «бедро испуганной нимфы» (фр. Cuisse de nimphe emue). Появилось оно еще в XVIII веке, в то время, когда в искусстве были распространены античные мотивы. В одном из изданий 1829 года этот оттенок толкуется как «неоспоримо розовый». Помимо «бедра испуганной нимфы», можно найти такие названия как «гортензия» (нежный розовый), «иудино дерево» (цвет «розового дерева»), «парнасская роза» (розовый с фиолетовым отливом), «Помпадур» (яркий и густой розовый).
Значительно меньше существовало оттенков синего. Из тканей этого цвета нередко шили траурные костюмы, и, возможно, поэтому в модных журналах название предпочитали сохранять в иноязычном звучании и написании. Названия синего редко русифицировались («электрик», т.е. ярко-синий – одно из немногих таких слов), в журналах предпочитали сохранять французское написание (bleu Mexico, blue mouche, Leman и т.д.).
С голубым цветом, в отличие от «траурного» синего, никаких предубеждений связано не было. Существовал оттенок «жандарм» (по аналогии с форменной одеждой полицейских чинов).
В конце XIX столетия появился такой оттенок как «танго», связанный, конечно же, с распространением известного танца. Цвет просуществовал в быту вплоть до 30-х годов XX века.
Юлия Плотникова по материалам книги Р.М. Кирсановой "Сценический костюм и театральная публика в России XIX века" М., изд. "Артист. Режиссер. Театр", 1997
Показать больше
2 годы назад
2 годы назад
2 годы назад
Если я сама тебе напишу ты обещаешь со мной пойти на встречу, пройти прогуляться или просто выпить кофе а там уже как получиться?
2 годы назад
2 годы назад
2 годы назад
«Classic Moves»
Американский Vogue, октябрь 1993 года
Модель: Татьяна Патиц
Фотограф: Памела Хэнсон
Редактор: Брана Вульф
Причёски: Томас Маккивер
Макияж: Мэри Гринвелл
Американский Vogue, октябрь 1993 года
Модель: Татьяна Патиц
Фотограф: Памела Хэнсон
Редактор: Брана Вульф
Причёски: Томас Маккивер
Макияж: Мэри Гринвелл
2 годы назад