1 год назад
2 годы назад
2 годы назад
Если я сама тебе напишу ты обещаешь со мной пойти на встречу, пройти прогуляться или просто выпить кофе а там уже как получиться?
2 годы назад
2 годы назад
1 год назад
1 год назад
❗РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО. ПАМЯТИ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДЗЕРЖИНСКОГО
3 декабря 1886 года родился выдающийся революционер, большевик, ближайший помощник и первый заместитель Феликса Дзержинского, Почётный работник ВЧК-ГПУ под №2 ЯКОВ ХРИСТОФОРОВИЧ ПЕТЕРС.
Родился в Бринкенской волости Газенпотского уезда (позднее Никрацский сельсовет Кулдигского района Латвийской ССР) в семье батрака. С восьми лет должен был искать себе пропитание и пас скот у соседних хуторян, а с четырнадцати стал работать по найму у соседнего помещика вместе с батраками.
В 1904 году переехал в Либаву, где в возрасте 17 лет вступил в Латвийскую социал-демократическую рабочую партию, которая вскоре влилась в Ленинскую партию РСДРП.
Во время Первой русской революции 1905 — 1907 годов Яков вёл агитацию среди крестьян и батраков. В марте 1907 года был арестован. Обвинялся в покушении на жизнь директора завода во время забастовки, но в конце 1908 года был оправдан Рижским военным судом.
В 1909 году эмигрировал в Гамбург, а оттуда спустя год переехал в Лондон. Фёдор Ротштейн, помогавший обустраиваться оказывавшимся в Лондоне русским коммунистам, вспоминал, что ему пришлось «повозиться» с Я.Х. Петерсом, который, бежав от преследования царского правительства, был без копейки денег, не знал ни слова по-английски. Впрочем Яков довольно быстро освоился, стал членом лондонской группы Социал-демократии Латышского края (СДЛК), Британской социалистической партии и латышского Коммунистического клуба.
В конце 1910 года был арестован английской полицией за связь с латышскими анархистами, организовавшими убийство лондонских полицейских. Однако и в этот раз Я.Х. Петерса освободили за недостатком доказательств. Стоит отметить, что на суде в мае 1911 года присутствовал сам министр внутренних дел сэр Уинстон Черчилль, который, обращаясь к своей кузине Клэр, сказал:
— Ты, детка, примитивно влюбилась в одного из этих юных жеребцов! Что ж, пусть твой лохматый «Карл Moop» и не виновен на этот раз... значит, ещё будет виновен. Таких, как он, и могила не исправит.
Интересно, что после освобождения Яков действительно некоторое время встречался с Клэр, однако позже женился на дочери британского банкира Мэйси Фримэн. В 1914 году у них родилась дочь Мэй.
При этом Яков Петерс ни на день не переставал заниматься политической, революционной деятельностью, всеми силами помогая партии большевиков. В частности, во время Первой Мировой войны, ещё находясь в Лондоне, вместе с будущим наркомом иностранных дел РФСФР Г.В. Чичериным создал Комитет помощи русским политкаторжанам и ссыльнопоселенцам. Официальной задачей комитета были сбор и пересылка денег революционерам, находившимся в российских тюрьмах, но по факту комитет постепенно превратился в политический орган, ведущий систематическую агитацию против царского правительств.
Сразу же после Февральской Революции Яков Петерс возвращается в Россию. Лето 1917-го — прифронтовая полоса, митинги, собрания латышских стрелков... 650 выступлений за 70 дней. Я.Х. Петерс — член ЦК СДЛК и представитель СДЛК в ЦК РСДРП(б).
21 августа немцы взяли Ригу. «Латвии нужна Европа, но Европе мы не нужны. Я твердо решил быть с Россией». Эти слова сказаны Яковом Петерсом американскому журналисту Джону Риду в 1917 году.
В октябрьские дни 1917 года Яков Христофорович Петерс — один из непосредственных организаторов Вооружённого восстания в Петрограде. Член городского военно-революционного комитета, делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, член ВЦИК.
Спустя полтора месяца после провозглашения власти Советов была создана ВЧК. Вот что писал в те дни Я.Х. Петерс:
«7 декабря 1917 года на заседании Совнаркома, где встал вопрос о борьбе с контрреволюцией, были желающие возглавить Комиссию. Но Ленин назвал Дзержинского... «пролетарским якобинцем». Феликс Эдмундович после заседания грустно заметил, что если он теперь Робеспьер, то Петерс — Сен-Жюст, по-видимому. Но нам обоим не до смеха... Вчера были на Гороховой. Дом бывшего градоначальника — пустой, с выбитыми окнами. Нас двадцать три человека, включая машинисток и курьеров. Вся «канцелярия» — в тощей папке Дзержинского; вся «касса» — у меня в кармане кожаной куртки. С чего начать?»
«Пляской жизни и смерти» называл те дни председатель Чрезвычайной комиссии Ф.Э. Дзержинский. Помимо революционной стихии, нельзя забывать о волне бандитизма, захлестнувшей тогда Россию, о бесчисленных ночных убийствах и грабежах на улицах Петрограда и Москвы. Кто-то должен был с этим покончить.
Красные Робеспьеры и Сен-Жюсты были безжалостны к своим политическим противникам, но и сами пощады не ждали. «Первый призыв» ВЧК действительно верил: он сумеет так выстроить свою работу, что «принцип справедливости и закона», как надежный фундамент, никогда и никем не будет поколеблен.
И у них получилось. Невероятно, но тогда, на рубеже 1917 — 1918 годов, в заледенелом доме, в пламени войны и мятежей, в паутине заговоров, посреди разрухи и развала зарождалась одна из самых активных и искусных спецслужб XX века!
С декабря 1917 по март 1919 Я.Х. Петерс — первый заместитель председателя ВЧК, фактически — правая рука Ф.Э. Дзержинского. Чуть больше года — небольшой для истории срок, но трудно перечислить все даже существенные операции, которыми занимался в это время Яков Христофорович.
Раскрытие заговора Локкарта, ликвидация левоэсеровского мятежа 1918 года, расследование убийства германского посла Мирбаха, дело террористки Фанни Каплан, ликвидация антибольшевистской банды Савинкова — вот лишь малая часть его заслуг в те месяцы.
27 марта 1919 года Я.Х. Петерс был послан в Петроград, где был назначен начальником внутренней обороны, а потом комендантом укреплённого района.
В 1920 — 1922 годах Яков Христофорович — член Туркестанского бюро ЦК РКП(б), полномочный представитель ВЧК в Туркестане и начальник Ташкентской ЧК. Руководит операциями против антибольшевистских формирований Дутова, Анненкова, Энвер-паши. И одновременно подбирает и формирует первую советскую резидентуру для переброски в страны Антанты.
В феврале 1922 года Я.Х. Петерс был отозван в Москву и назначен членом Коллегии и начальником созданного 2 июня 1922 года Восточного отдела ГПУ. Новый отдел объединял работу чекистов на Кавказе, в Туркестанской, Башкирской, Татарской и Крымской автономных республиках, Бухарской и Хорезмской народных республиках. Отделу вменялась разработка материалов закордонной части ИНО ГПУ-ОГПУ из стран Востока, исполнение оперативных задач восточного отдела было обязательным для ИНО.
Работая в Восточном отделе, Я.Х. Петерс в 1925 году был одновременно и главным инспектором погранвойск ОГПУ. К 10-летию ВЧК в декабре 1927 года он был награждён Орденом Красного Знамени.
В 1929 году Я.Х. Петерса освобождают от обязанностей члена Коллегии и начальника Восточного отдела ОГПУ. Его чекистский этап биографии на этом формально завершился, хотя он продолжал работать в контрольных органах.
В 1930 — 1934 годах — председатель Московской контрольной комиссии ВКП(б). С 1934 — член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), член Бюро комиссии партийного контроля.
________________________________________________________________________________
Как известно, в октябре 1936 года по рекомендации Сталина наркомом внутренних дел Советского Союза назначают Н. Ежова и в стране разворачиваются массовые репрессии. Едва ли найдётся сфера народного хозяйства СССР, руководители которой не стали жертвами так называемой «чистки» конца 1930-х годов. Достаточно сказать, что из 139 избранных в 1934 году на XVII съезде членов и кандидатов в члены ЦК партии 98 человек (более 2/3) к 1941 году были расстреляны!
Но особенно жестоко репрессии прошлись по командному составу Красной Армии и органов госбезопасности. Советская пропаганда продолжала называть Ф.Э. Дзержинского образцом честности, порядочности, принципиальности и преданности делу Революции. Однако почти все ближайшие соратники «железного Феликса» были уничтожены. Среди них — Глеб Бокий, Мартын Лацис, Ян Берзин, Михаил Кедров и многие другие.
Я.Х. Петерса арестовали 27 ноября 1937 года. Согласно официальной биографии после пяти месяцев пыток и издевательств в застенках НКВД его за «контрреволюционные преступления» приговорили к смертной казни и расстреляли 25 апреля 1938 года.
Однако в последние годы ряд исследователей утверждает, что Сталин всё-таки пощадил Я.Х. Петерса и он погиб уже во время Великой Отечественной войны, осенью 1942.
Одно из подтверждений тому — дочь Якова Петерса, Мэй (она приехала в СССР в 1928 году), работавшая в английском посольстве, рассказывала, что в августе 1941 «один товарищ, не назвавший себя», через жену сотрудника посольства просил передать такую фразу: «Ваш отец жив и продолжает работать».
_____________________________________________________________________________
Так или иначе, 3 мая 1956 года Военная Коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело Я.Х. Петерса. Яков Христофорович был полностью реабилитирован и восстановлен в Коммунистической партии.
Позже по доброй советской традиции в честь него стали называть улицы. Даже в далёком сибирском Якутске ныне есть улица Петерса.
А ещё он стал героем культовых советских историко-приключенческих фильмов: «Заговор послов», «Шестое июля», «Бой на перекрёстке»... Ну и конечно, нельзя пропустить фильм Сергея Тарасова 1972 года, который так и называется: «Петерс». О блестящей операции ВЧК по разгрому левоэсеровского мятежа и банд Савинкова.
Если не смотрели, обязательно найдите время!
3 декабря 1886 года родился выдающийся революционер, большевик, ближайший помощник и первый заместитель Феликса Дзержинского, Почётный работник ВЧК-ГПУ под №2 ЯКОВ ХРИСТОФОРОВИЧ ПЕТЕРС.
Родился в Бринкенской волости Газенпотского уезда (позднее Никрацский сельсовет Кулдигского района Латвийской ССР) в семье батрака. С восьми лет должен был искать себе пропитание и пас скот у соседних хуторян, а с четырнадцати стал работать по найму у соседнего помещика вместе с батраками.
В 1904 году переехал в Либаву, где в возрасте 17 лет вступил в Латвийскую социал-демократическую рабочую партию, которая вскоре влилась в Ленинскую партию РСДРП.
Во время Первой русской революции 1905 — 1907 годов Яков вёл агитацию среди крестьян и батраков. В марте 1907 года был арестован. Обвинялся в покушении на жизнь директора завода во время забастовки, но в конце 1908 года был оправдан Рижским военным судом.
В 1909 году эмигрировал в Гамбург, а оттуда спустя год переехал в Лондон. Фёдор Ротштейн, помогавший обустраиваться оказывавшимся в Лондоне русским коммунистам, вспоминал, что ему пришлось «повозиться» с Я.Х. Петерсом, который, бежав от преследования царского правительства, был без копейки денег, не знал ни слова по-английски. Впрочем Яков довольно быстро освоился, стал членом лондонской группы Социал-демократии Латышского края (СДЛК), Британской социалистической партии и латышского Коммунистического клуба.
В конце 1910 года был арестован английской полицией за связь с латышскими анархистами, организовавшими убийство лондонских полицейских. Однако и в этот раз Я.Х. Петерса освободили за недостатком доказательств. Стоит отметить, что на суде в мае 1911 года присутствовал сам министр внутренних дел сэр Уинстон Черчилль, который, обращаясь к своей кузине Клэр, сказал:
— Ты, детка, примитивно влюбилась в одного из этих юных жеребцов! Что ж, пусть твой лохматый «Карл Moop» и не виновен на этот раз... значит, ещё будет виновен. Таких, как он, и могила не исправит.
Интересно, что после освобождения Яков действительно некоторое время встречался с Клэр, однако позже женился на дочери британского банкира Мэйси Фримэн. В 1914 году у них родилась дочь Мэй.
При этом Яков Петерс ни на день не переставал заниматься политической, революционной деятельностью, всеми силами помогая партии большевиков. В частности, во время Первой Мировой войны, ещё находясь в Лондоне, вместе с будущим наркомом иностранных дел РФСФР Г.В. Чичериным создал Комитет помощи русским политкаторжанам и ссыльнопоселенцам. Официальной задачей комитета были сбор и пересылка денег революционерам, находившимся в российских тюрьмах, но по факту комитет постепенно превратился в политический орган, ведущий систематическую агитацию против царского правительств.
Сразу же после Февральской Революции Яков Петерс возвращается в Россию. Лето 1917-го — прифронтовая полоса, митинги, собрания латышских стрелков... 650 выступлений за 70 дней. Я.Х. Петерс — член ЦК СДЛК и представитель СДЛК в ЦК РСДРП(б).
21 августа немцы взяли Ригу. «Латвии нужна Европа, но Европе мы не нужны. Я твердо решил быть с Россией». Эти слова сказаны Яковом Петерсом американскому журналисту Джону Риду в 1917 году.
В октябрьские дни 1917 года Яков Христофорович Петерс — один из непосредственных организаторов Вооружённого восстания в Петрограде. Член городского военно-революционного комитета, делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, член ВЦИК.
Спустя полтора месяца после провозглашения власти Советов была создана ВЧК. Вот что писал в те дни Я.Х. Петерс:
«7 декабря 1917 года на заседании Совнаркома, где встал вопрос о борьбе с контрреволюцией, были желающие возглавить Комиссию. Но Ленин назвал Дзержинского... «пролетарским якобинцем». Феликс Эдмундович после заседания грустно заметил, что если он теперь Робеспьер, то Петерс — Сен-Жюст, по-видимому. Но нам обоим не до смеха... Вчера были на Гороховой. Дом бывшего градоначальника — пустой, с выбитыми окнами. Нас двадцать три человека, включая машинисток и курьеров. Вся «канцелярия» — в тощей папке Дзержинского; вся «касса» — у меня в кармане кожаной куртки. С чего начать?»
«Пляской жизни и смерти» называл те дни председатель Чрезвычайной комиссии Ф.Э. Дзержинский. Помимо революционной стихии, нельзя забывать о волне бандитизма, захлестнувшей тогда Россию, о бесчисленных ночных убийствах и грабежах на улицах Петрограда и Москвы. Кто-то должен был с этим покончить.
Красные Робеспьеры и Сен-Жюсты были безжалостны к своим политическим противникам, но и сами пощады не ждали. «Первый призыв» ВЧК действительно верил: он сумеет так выстроить свою работу, что «принцип справедливости и закона», как надежный фундамент, никогда и никем не будет поколеблен.
И у них получилось. Невероятно, но тогда, на рубеже 1917 — 1918 годов, в заледенелом доме, в пламени войны и мятежей, в паутине заговоров, посреди разрухи и развала зарождалась одна из самых активных и искусных спецслужб XX века!
С декабря 1917 по март 1919 Я.Х. Петерс — первый заместитель председателя ВЧК, фактически — правая рука Ф.Э. Дзержинского. Чуть больше года — небольшой для истории срок, но трудно перечислить все даже существенные операции, которыми занимался в это время Яков Христофорович.
Раскрытие заговора Локкарта, ликвидация левоэсеровского мятежа 1918 года, расследование убийства германского посла Мирбаха, дело террористки Фанни Каплан, ликвидация антибольшевистской банды Савинкова — вот лишь малая часть его заслуг в те месяцы.
27 марта 1919 года Я.Х. Петерс был послан в Петроград, где был назначен начальником внутренней обороны, а потом комендантом укреплённого района.
В 1920 — 1922 годах Яков Христофорович — член Туркестанского бюро ЦК РКП(б), полномочный представитель ВЧК в Туркестане и начальник Ташкентской ЧК. Руководит операциями против антибольшевистских формирований Дутова, Анненкова, Энвер-паши. И одновременно подбирает и формирует первую советскую резидентуру для переброски в страны Антанты.
В феврале 1922 года Я.Х. Петерс был отозван в Москву и назначен членом Коллегии и начальником созданного 2 июня 1922 года Восточного отдела ГПУ. Новый отдел объединял работу чекистов на Кавказе, в Туркестанской, Башкирской, Татарской и Крымской автономных республиках, Бухарской и Хорезмской народных республиках. Отделу вменялась разработка материалов закордонной части ИНО ГПУ-ОГПУ из стран Востока, исполнение оперативных задач восточного отдела было обязательным для ИНО.
Работая в Восточном отделе, Я.Х. Петерс в 1925 году был одновременно и главным инспектором погранвойск ОГПУ. К 10-летию ВЧК в декабре 1927 года он был награждён Орденом Красного Знамени.
В 1929 году Я.Х. Петерса освобождают от обязанностей члена Коллегии и начальника Восточного отдела ОГПУ. Его чекистский этап биографии на этом формально завершился, хотя он продолжал работать в контрольных органах.
В 1930 — 1934 годах — председатель Московской контрольной комиссии ВКП(б). С 1934 — член Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), член Бюро комиссии партийного контроля.
________________________________________________________________________________
Как известно, в октябре 1936 года по рекомендации Сталина наркомом внутренних дел Советского Союза назначают Н. Ежова и в стране разворачиваются массовые репрессии. Едва ли найдётся сфера народного хозяйства СССР, руководители которой не стали жертвами так называемой «чистки» конца 1930-х годов. Достаточно сказать, что из 139 избранных в 1934 году на XVII съезде членов и кандидатов в члены ЦК партии 98 человек (более 2/3) к 1941 году были расстреляны!
Но особенно жестоко репрессии прошлись по командному составу Красной Армии и органов госбезопасности. Советская пропаганда продолжала называть Ф.Э. Дзержинского образцом честности, порядочности, принципиальности и преданности делу Революции. Однако почти все ближайшие соратники «железного Феликса» были уничтожены. Среди них — Глеб Бокий, Мартын Лацис, Ян Берзин, Михаил Кедров и многие другие.
Я.Х. Петерса арестовали 27 ноября 1937 года. Согласно официальной биографии после пяти месяцев пыток и издевательств в застенках НКВД его за «контрреволюционные преступления» приговорили к смертной казни и расстреляли 25 апреля 1938 года.
Однако в последние годы ряд исследователей утверждает, что Сталин всё-таки пощадил Я.Х. Петерса и он погиб уже во время Великой Отечественной войны, осенью 1942.
Одно из подтверждений тому — дочь Якова Петерса, Мэй (она приехала в СССР в 1928 году), работавшая в английском посольстве, рассказывала, что в августе 1941 «один товарищ, не назвавший себя», через жену сотрудника посольства просил передать такую фразу: «Ваш отец жив и продолжает работать».
_____________________________________________________________________________
Так или иначе, 3 мая 1956 года Военная Коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело Я.Х. Петерса. Яков Христофорович был полностью реабилитирован и восстановлен в Коммунистической партии.
Позже по доброй советской традиции в честь него стали называть улицы. Даже в далёком сибирском Якутске ныне есть улица Петерса.
А ещё он стал героем культовых советских историко-приключенческих фильмов: «Заговор послов», «Шестое июля», «Бой на перекрёстке»... Ну и конечно, нельзя пропустить фильм Сергея Тарасова 1972 года, который так и называется: «Петерс». О блестящей операции ВЧК по разгрому левоэсеровского мятежа и банд Савинкова.
Если не смотрели, обязательно найдите время!
Показать больше