Вот что я бы хотела, чтобы мой сын усвоил к своим 10 годам:
1. Уважай других
И мужчин, и женщин. Директриса твоей школы и бездомный мужчина у метро одинаково заслуживают уважения. Ты уже делаешь это, инстинктивно. Пожалуйста, никогда не изменяй этому принципу.
2. Шалости и физическая активность – это здорово и весело
Шалить – нормально. Знаю, что шикаю на тебе чаще, чем следовало бы, потому что сама предпочитаю тишину, но я работаю над этим. Физическая активность и даже некоторое буйство – это совершенно нормально. Но есть и границы – физическое насилие, – это НЕ нормально. Крайне важно понять, где проходит граница.
3. Нет значит нет. и точка
Неважно, кто говорит «нет» и в каком контексте.
4. Не скрывай свою чувствительность
Ты все переживаешь невероятно глубоко – ход времени, воспоминания, любовь, потери. Не дай миру убедить тебя приглушить свои чувства. Ты можешь быть сильным и при этом чувствительным человеком. На самом деле богатая палитра чувств делает тебя сильнее. Это верно и для мальчиков, и для девочек.
5. Ты не можешь сделать другого человека счастливым – ни меня, ни папу, ни сестру
Никого. И это не твоя обязанность. Я знаю это, мы все это знаем, и я надеюсь, что ты всегда будешь это помнить. Ты отвечаешь за себя и за свое отношение к окружающим, которое, конечно, может влиять на их настроение. Но не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье. Меня делает счастливой знание того, что ты преуспеваешь, преодолеваешь трудности, ощущаешь энтузиазм, радуешься жизни и живешь осознанно.
6. Обращай внимание на собственную жизнь
В каждом обыденном моменте дня можно заметить столько деталей. Недавно перед сном ты сказал мне: «Мы ненавидим то, что хотим вернуть». Я спросила, что ты имеешь в виду, и ты ответил: «В детском саду у нас был тихий час, и я его не любил, а сейчас в школе я был бы не против каждый день иметь время для отдыха». Но через несколько секунд ты добавил: «Ну, хотя бы я обратил на это внимание. Думаю, это хорошо». Это правда хорошо. Я еще не научилась останавливать время, но я знаю, что когда мы обращаем пристальное внимание на все происходящее, даже повседневность, то в награду получаем дни, полные жизни, и богатые воспоминания.
7. Найди то, что тебя страстно увлекает
Неважно, что это будет, но я не хочу слышать от тебя слов «мне скучно». Никогда. Вокруг тебя столько всего интересного, что можно исследовать, узнавать и испытывать. Я поддержу любое твое увлечение, будь то хоккей, или программирование, или игра на скрипке – или даже все это сразу! Но ты должен найти что-то, во что захочешь уйти с головой.
8. Хуже избалованности/неблагодарности не может быть ничего
Я строгая мать, хотя зачастую мне тяжело наказывать или ругать. Но вот на что я непременно отреагирую моментально (и без всякого сожаления) – это даже малейшие проявления избалованности или неблагодарности. У тебя они бывают редко, и не похоже, чтобы ты был таким от природы, но, пожалуйста, всегда помни, насколько нам невероятно повезло. Жить, как мы живем каждый день, – огромная привилегия. Маленькие воскресные сюрпризы, волонтерство, помощь бездомным, записки с благодарностями – с помощью подобных вещей я пыталась показать тебе, какая огромная удача – жить так, как наша семья. Я думаю, что это лучшая прививка против избалованности и неблагодарности.
9. Даже если ты не начнешь чего-то делать, ты все равно можешь быть не прав
Я всегда помню одно высказывание Мартина Лютера Кинга: «Молчание наших друзей ранит намного больше, чем слова наших врагов». Главарь банды (или зачинщик чего-то) виноват, но виноваты и все, кто пошел за ним. Имей смелость противостоять популярным детям, когда обстоятельства сложатся так, что они будут делать что-то плохое. Пока такого не случалось, но я знаю, что когда-нибудь это произойдет.
10. Я люблю тебя, несмотря ни на что
Ошибки – часть жизни. Чтобы научиться чему-то, нужно отпустить прошлое и начать заново. Это я точно показала на своем примере, может, даже слишком очевидно: тебя растит мама, которая не боится показывать свои слабости, не боится потерпеть неудачу, извиниться и начать заново. Я всегда буду любить тебя, даже если я не буду любить твое поведение. Надеюсь, ты будешь жить с пониманием, что нужно учиться на своих ошибках, а осознав их – уметь начинать все заново.
1. Уважай других
И мужчин, и женщин. Директриса твоей школы и бездомный мужчина у метро одинаково заслуживают уважения. Ты уже делаешь это, инстинктивно. Пожалуйста, никогда не изменяй этому принципу.
2. Шалости и физическая активность – это здорово и весело
Шалить – нормально. Знаю, что шикаю на тебе чаще, чем следовало бы, потому что сама предпочитаю тишину, но я работаю над этим. Физическая активность и даже некоторое буйство – это совершенно нормально. Но есть и границы – физическое насилие, – это НЕ нормально. Крайне важно понять, где проходит граница.
3. Нет значит нет. и точка
Неважно, кто говорит «нет» и в каком контексте.
4. Не скрывай свою чувствительность
Ты все переживаешь невероятно глубоко – ход времени, воспоминания, любовь, потери. Не дай миру убедить тебя приглушить свои чувства. Ты можешь быть сильным и при этом чувствительным человеком. На самом деле богатая палитра чувств делает тебя сильнее. Это верно и для мальчиков, и для девочек.
5. Ты не можешь сделать другого человека счастливым – ни меня, ни папу, ни сестру
Никого. И это не твоя обязанность. Я знаю это, мы все это знаем, и я надеюсь, что ты всегда будешь это помнить. Ты отвечаешь за себя и за свое отношение к окружающим, которое, конечно, может влиять на их настроение. Но не позволяй никому заставить тебя ощущать ответственность за его или ее счастье. Меня делает счастливой знание того, что ты преуспеваешь, преодолеваешь трудности, ощущаешь энтузиазм, радуешься жизни и живешь осознанно.
6. Обращай внимание на собственную жизнь
В каждом обыденном моменте дня можно заметить столько деталей. Недавно перед сном ты сказал мне: «Мы ненавидим то, что хотим вернуть». Я спросила, что ты имеешь в виду, и ты ответил: «В детском саду у нас был тихий час, и я его не любил, а сейчас в школе я был бы не против каждый день иметь время для отдыха». Но через несколько секунд ты добавил: «Ну, хотя бы я обратил на это внимание. Думаю, это хорошо». Это правда хорошо. Я еще не научилась останавливать время, но я знаю, что когда мы обращаем пристальное внимание на все происходящее, даже повседневность, то в награду получаем дни, полные жизни, и богатые воспоминания.
7. Найди то, что тебя страстно увлекает
Неважно, что это будет, но я не хочу слышать от тебя слов «мне скучно». Никогда. Вокруг тебя столько всего интересного, что можно исследовать, узнавать и испытывать. Я поддержу любое твое увлечение, будь то хоккей, или программирование, или игра на скрипке – или даже все это сразу! Но ты должен найти что-то, во что захочешь уйти с головой.
8. Хуже избалованности/неблагодарности не может быть ничего
Я строгая мать, хотя зачастую мне тяжело наказывать или ругать. Но вот на что я непременно отреагирую моментально (и без всякого сожаления) – это даже малейшие проявления избалованности или неблагодарности. У тебя они бывают редко, и не похоже, чтобы ты был таким от природы, но, пожалуйста, всегда помни, насколько нам невероятно повезло. Жить, как мы живем каждый день, – огромная привилегия. Маленькие воскресные сюрпризы, волонтерство, помощь бездомным, записки с благодарностями – с помощью подобных вещей я пыталась показать тебе, какая огромная удача – жить так, как наша семья. Я думаю, что это лучшая прививка против избалованности и неблагодарности.
9. Даже если ты не начнешь чего-то делать, ты все равно можешь быть не прав
Я всегда помню одно высказывание Мартина Лютера Кинга: «Молчание наших друзей ранит намного больше, чем слова наших врагов». Главарь банды (или зачинщик чего-то) виноват, но виноваты и все, кто пошел за ним. Имей смелость противостоять популярным детям, когда обстоятельства сложатся так, что они будут делать что-то плохое. Пока такого не случалось, но я знаю, что когда-нибудь это произойдет.
10. Я люблю тебя, несмотря ни на что
Ошибки – часть жизни. Чтобы научиться чему-то, нужно отпустить прошлое и начать заново. Это я точно показала на своем примере, может, даже слишком очевидно: тебя растит мама, которая не боится показывать свои слабости, не боится потерпеть неудачу, извиниться и начать заново. Я всегда буду любить тебя, даже если я не буду любить твое поведение. Надеюсь, ты будешь жить с пониманием, что нужно учиться на своих ошибках, а осознав их – уметь начинать все заново.
Показать больше
2 годы назад
2 годы назад
2 годы назад
Если я сама тебе напишу ты обещаешь со мной пойти на встречу, пройти прогуляться или просто выпить кофе а там уже как получиться?
2 годы назад
2 годы назад
2 годы назад
"Чудесное слово «папа». Гораздо лучше жёсткого, колючего – «отец». «Папа» – это домашнее. Как любимая пижама. Как покой. Как чашка горячего чаю с лимоном после ледяного косого ливня. «Папа!» – и тебя уже ничего не тревожит. «Папа!» – и тебе уже ничего не надо решать – всё решат за тебя. Каждому ребенку нужен папа. Папа. А не слово."
Татьяна Соломатина
Татьяна Соломатина
Показать больше
2 годы назад
"Когда у меня появились дети, то я поняла, сколько чувств не испытывала раньше. Люди, у которых нет детей, не подозревают, что они испытывают только базовый набор. Любовь, гнев, радость, отчаяние и так далее. Повара говорят, что помидоры - натуральные усилители вкуса. Дети - они как помидоры, самые сильные усилители чувств. Ты понимаешь, что такое безусловная любовь, любовь без условий, когда ты любишь не потому что, а ТАК.
Но в то же время ты познаёшь все оттенки гнева и отчаяния. Ты узнаешь, что такое абсолютная радость и полная безысходность. Ты становишься добрее, намного добрее. Очень уязвимым. Теперь, когда ты слушаешь новости и там говорят "в результате теракта погиб один ребенок", то быстро переключаешь. Лишь бы не слышать, лишь бы не знать. Раньше в теракте мог погибнуть весь мир и это было бы тебе всё равно. Сейчас невозможно представить себе никакое страдание никакого ребенка. Ни войну, ни болезнь, ни детский дом"
Алеся Казанцева
Но в то же время ты познаёшь все оттенки гнева и отчаяния. Ты узнаешь, что такое абсолютная радость и полная безысходность. Ты становишься добрее, намного добрее. Очень уязвимым. Теперь, когда ты слушаешь новости и там говорят "в результате теракта погиб один ребенок", то быстро переключаешь. Лишь бы не слышать, лишь бы не знать. Раньше в теракте мог погибнуть весь мир и это было бы тебе всё равно. Сейчас невозможно представить себе никакое страдание никакого ребенка. Ни войну, ни болезнь, ни детский дом"
Алеся Казанцева
Показать больше
2 годы назад
2 годы назад
"НЕ НАКАЗАТЬ, А НАУЧИТЬ"
Когда Насте было примерно 3,5 года, её накрыл возрастной кризис. Она перестала слушаться воспитателей, бабушку и старшую сестру. Оговаривалась, все делала наоборот и становилась совершенно безбашенной.
Дело дошло до того, что однажды, переходя улицу, она вырвалась у меня из рук и чуть не попала под машину. Ей, видите ли, захотелось поиграть в "догонялки". На проезжей части.
Я тогда чудом успел её выхватить из-под машины. В последний момент.
И тогда мне стало понятно, что появилась проблема: "воспитание границ дозволенного у ребенка".
И что этот «праздник непослушания» надо срочно прекращать.
А какие здесь были варианты?
Бить ребенка? Ну уж нет!
Избиение я сразу исключил. Поскольку моей задачей было НЕ НАКАЗАТЬ, А НАУЧИТЬ ребенка.
Мне нужно было сделать так, чтобы не я заставлял ее соблюдать правила поведения, а Настя сама захотела бы их выполнять.
Как препод, я знаю, что ведущая деятельность ребенка в 3-5 лет –это игра.
А в игре главное – это эмоциональные образы. И мне нужны были образы "правильные". Которые смогли бы сформировать у ребенка новые алгоритмы поведения.
Поэтому я составил план работы. И начал его поэтапно осуществлять.
ВО-ПЕРВЫХ, я нашел старинный советский мультик «Можно и нельзя». В котором два маленьких волшебника помогают малышу не попасть в сложные ситуации.
Понять границы дозволенного.
ВО-ВТОРЫХ, мы несколько раз посмотрели этот мультик с Настей. И мультик ей очень понравился.
Особенно два маленьких волшебника.
Но ребенок смотрит мультики эмоционально, без осмысления. И только после пересказа он начинает понимать сюжет. Поэтому, пересказ – это наше все!
Поэтому я попросил Настю объяснить, почему нельзя было играть со спичками, бегать по дороге и т.д.
В-ТРЕТЬИХ. Сразу после мультика мы начали с Настей играть в «Можно» и «Нельзя». С ее куклами и зверями. Где Настя выступала в роли сразу двух волшебников и критиковала неправильные поведения героев сказки. За которых играл я.
Эти неправильные герои лезли всюду, куда нельзя. А Настя их предостерегала, убеждала, ставила в угол и делала внушения. С моими подсказками, разумеется.
Такой метод в педагогике называется «СМЕНОЙ ПОЗИЦИИ». Когда ребенок смотрит на себя со стороны. И не его воспитывают в этот момент, а он. С позиции взрослого. И здесь есть и игра, и воспитание одновременно.
А играли мы очень эмоционально. Мне приходилось и насупить несогласно брови, и хныкать и т.д. Что мне дается тяжело. Как и многим мужикам.
Но эмоции в 3-4 года – это главный канал донесения информации до ребенка. Безэмоциональных взрослых ребенок не понимает, а порой и пугается.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, в подобные игры мы играли с Настей каждый вечер, примерно недели две. Так мы нарабатывали новые алгоритмы поведения. После чего подошли к пункту 5. К закреплению изученного
В-ПЯТЫХ. Во время наших прогулок, я начал обращать внимание Насти на то, чего она раньше не замечала. Например:
– Вон видишь мусор валяется? Почему?
– Потому, что кто-то нехороший его бросил.
– Пойдем, подберем его?
– Пойдем!
Или:
– Вон видишь мальчишка полез вверх головой? Чем это может грозить?
– Тем, что он свалится и разобьет голову.
– Давай ему об этом скажем?
– Давай!
При этом я старался избегать запугивания. Проблемы надо решать, а не заменять одну другой.
В-ШЕСТЫХ, я попросил и бабушку, и среднюю дочку – всех, с кем общалась Настя, придерживаться такой же политики. При формировании новых алгоритмов поведения крайне важно, чтобы окружающие придерживались одних и тех же требований.
ЧТО В ИТОГЕ?
Положительные результаты начали сказываться уже к концу недели. Но о стойком алгоритме нового поведения на уровне привычки можно было говорить месяца через 3.
Это мой опыт. Может, кому-то он и пригодится.
Yury Sotnikov,
Когда Насте было примерно 3,5 года, её накрыл возрастной кризис. Она перестала слушаться воспитателей, бабушку и старшую сестру. Оговаривалась, все делала наоборот и становилась совершенно безбашенной.
Дело дошло до того, что однажды, переходя улицу, она вырвалась у меня из рук и чуть не попала под машину. Ей, видите ли, захотелось поиграть в "догонялки". На проезжей части.
Я тогда чудом успел её выхватить из-под машины. В последний момент.
И тогда мне стало понятно, что появилась проблема: "воспитание границ дозволенного у ребенка".
И что этот «праздник непослушания» надо срочно прекращать.
А какие здесь были варианты?
Бить ребенка? Ну уж нет!
Избиение я сразу исключил. Поскольку моей задачей было НЕ НАКАЗАТЬ, А НАУЧИТЬ ребенка.
Мне нужно было сделать так, чтобы не я заставлял ее соблюдать правила поведения, а Настя сама захотела бы их выполнять.
Как препод, я знаю, что ведущая деятельность ребенка в 3-5 лет –это игра.
А в игре главное – это эмоциональные образы. И мне нужны были образы "правильные". Которые смогли бы сформировать у ребенка новые алгоритмы поведения.
Поэтому я составил план работы. И начал его поэтапно осуществлять.
ВО-ПЕРВЫХ, я нашел старинный советский мультик «Можно и нельзя». В котором два маленьких волшебника помогают малышу не попасть в сложные ситуации.
Понять границы дозволенного.
ВО-ВТОРЫХ, мы несколько раз посмотрели этот мультик с Настей. И мультик ей очень понравился.
Особенно два маленьких волшебника.
Но ребенок смотрит мультики эмоционально, без осмысления. И только после пересказа он начинает понимать сюжет. Поэтому, пересказ – это наше все!
Поэтому я попросил Настю объяснить, почему нельзя было играть со спичками, бегать по дороге и т.д.
В-ТРЕТЬИХ. Сразу после мультика мы начали с Настей играть в «Можно» и «Нельзя». С ее куклами и зверями. Где Настя выступала в роли сразу двух волшебников и критиковала неправильные поведения героев сказки. За которых играл я.
Эти неправильные герои лезли всюду, куда нельзя. А Настя их предостерегала, убеждала, ставила в угол и делала внушения. С моими подсказками, разумеется.
Такой метод в педагогике называется «СМЕНОЙ ПОЗИЦИИ». Когда ребенок смотрит на себя со стороны. И не его воспитывают в этот момент, а он. С позиции взрослого. И здесь есть и игра, и воспитание одновременно.
А играли мы очень эмоционально. Мне приходилось и насупить несогласно брови, и хныкать и т.д. Что мне дается тяжело. Как и многим мужикам.
Но эмоции в 3-4 года – это главный канал донесения информации до ребенка. Безэмоциональных взрослых ребенок не понимает, а порой и пугается.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, в подобные игры мы играли с Настей каждый вечер, примерно недели две. Так мы нарабатывали новые алгоритмы поведения. После чего подошли к пункту 5. К закреплению изученного
В-ПЯТЫХ. Во время наших прогулок, я начал обращать внимание Насти на то, чего она раньше не замечала. Например:
– Вон видишь мусор валяется? Почему?
– Потому, что кто-то нехороший его бросил.
– Пойдем, подберем его?
– Пойдем!
Или:
– Вон видишь мальчишка полез вверх головой? Чем это может грозить?
– Тем, что он свалится и разобьет голову.
– Давай ему об этом скажем?
– Давай!
При этом я старался избегать запугивания. Проблемы надо решать, а не заменять одну другой.
В-ШЕСТЫХ, я попросил и бабушку, и среднюю дочку – всех, с кем общалась Настя, придерживаться такой же политики. При формировании новых алгоритмов поведения крайне важно, чтобы окружающие придерживались одних и тех же требований.
ЧТО В ИТОГЕ?
Положительные результаты начали сказываться уже к концу недели. Но о стойком алгоритме нового поведения на уровне привычки можно было говорить месяца через 3.
Это мой опыт. Может, кому-то он и пригодится.
Yury Sotnikov,
Показать больше
При финансовой поддержке
Memes Admin
8 дн. назад