2 годы назад
ЧЕЛОВЕК. Георгий Вицин...
Жил на свете Человек. Одни называли его святым, другие отшельником и чудаком, третьи просто крутили пальцем у виска… Каждое утро к подъезду его дома на Арбате прилетала большая стая голубей. И бежали навстречу бездомные собаки, радостно виляя хвостиками, и бомжи, коими богата была Москва в 90-е, поджидали в сторонке, стараясь не остаться незамеченными очень скромным и неприметным пожилым человеком в потертой куртке, кепке, почти надвинутой на глаза… Не любил, когда его узнавали! И для каждого находилось у него не только доброе слово, но и угощение: птицам - пшено, собакам - колбаска и косточки, бомжам - хлеб, сосиски, мелкие деньги… Впрочем, люди ценили не столько дары, сколько искреннюю заботу знаменитого артиста о тех, кто пал на самое «дно» в силу жизненных обстоятельств: Ибо побеседовать о жизни, пожать руку великому человеку, вновь почувствовать себя уважаемыми – дорогого стоит… »Идите с миром», - отвечал им на слова благодарности. Сам же шел кормить бомжей четвероногих - бывших «друзей человека», от которых массово избавлялись россияне, ставшие внезапно нищими после грабительских экономических реформ 90-х. Сколько породистых и метисов, лохматых и короткошерстых, маленьких и больших, было обречено на холодную и голодную смерть, если, конечно, "повезет" им избежать лап живодеров! И он выбрал для себя миссию – помогать этим несчастным, брошенным созданиям, хотя сам едва сводил концы с концами: жил на мизерную пенсию в маленькой квартирке, с кухней в четыре квадратных метра, куда и друзей было неловко пригласить… Черно-белый телевизор, не работающий душ и кран холодной воды, вместо занавесок на окнах – мешки из-под сахара… комнаты, нуждающиеся в ремонте… и больная, лежачая жена.
Жил на свете Человек. Одни называли его святым, другие отшельником и чудаком, третьи просто крутили пальцем у виска… Каждое утро к подъезду его дома на Арбате прилетала большая стая голубей. И бежали навстречу бездомные собаки, радостно виляя хвостиками, и бомжи, коими богата была Москва в 90-е, поджидали в сторонке, стараясь не остаться незамеченными очень скромным и неприметным пожилым человеком в потертой куртке, кепке, почти надвинутой на глаза… Не любил, когда его узнавали! И для каждого находилось у него не только доброе слово, но и угощение: птицам - пшено, собакам - колбаска и косточки, бомжам - хлеб, сосиски, мелкие деньги… Впрочем, люди ценили не столько дары, сколько искреннюю заботу знаменитого артиста о тех, кто пал на самое «дно» в силу жизненных обстоятельств: Ибо побеседовать о жизни, пожать руку великому человеку, вновь почувствовать себя уважаемыми – дорогого стоит… »Идите с миром», - отвечал им на слова благодарности. Сам же шел кормить бомжей четвероногих - бывших «друзей человека», от которых массово избавлялись россияне, ставшие внезапно нищими после грабительских экономических реформ 90-х. Сколько породистых и метисов, лохматых и короткошерстых, маленьких и больших, было обречено на холодную и голодную смерть, если, конечно, "повезет" им избежать лап живодеров! И он выбрал для себя миссию – помогать этим несчастным, брошенным созданиям, хотя сам едва сводил концы с концами: жил на мизерную пенсию в маленькой квартирке, с кухней в четыре квадратных метра, куда и друзей было неловко пригласить… Черно-белый телевизор, не работающий душ и кран холодной воды, вместо занавесок на окнах – мешки из-под сахара… комнаты, нуждающиеся в ремонте… и больная, лежачая жена.
Показать больше
2 годы назад
9 августа 2023 года исполняется 81 год со дня премьеры Симфонии №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в блокадном Ленинграде. Своё произведение композитор начал писать в первые недели Великой Отечественной войны.
Шостакович стал активным участником обороны города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом добровольной противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. И параллельно создавал одно из самых своих важнейших произведений, в котором предрек нашу Великую Победу.
«В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника — дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться», – вспоминал композитор.
По его словам, «Ленинградскую» симфонию он создал очень быстро. Действительно, Дмитрий Дмитриевич сочинил ее всего за пять месяцев — работа продолжалась с июля по декабрь 1941 года.
«Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке», – отмечал композитор.
Выступая 16 сентября 1941 года на ленинградском радио Шостакович рассказал, что накануне утром он закончил партитуру второй части нового симфонического сочинения.
Первые три части произведения были написаны в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации.
В середине октября 1941 года Шостакович вместе с двумя малолетними детьми и женой был эвакуирован в Куйбышев. 5 марта 1942 года на сцене местного Театра оперы и балета, состоялась премьера Седьмой симфонии. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.
Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде выступил главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг.
В июле 1942 года специальным рейсом двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов доставил вместе с медикаментами четыре объемистые нотные тетради партитуры в осаждённый оккупантами город, буквально пролетев над вражескими позициями.
Однако первые репетиции начались еще задолго до этого. После страшной зимы 1941-го в оркестре осталось лишь 9 человек (по воспоминаниям флейтистки того блокадного состава коллектива Галины Лелюхиной), а для исполнения симфонии, как выяснилось, требовалось более ста. При этом, блокадники были с различными заболеваниями, им было тяжело ходить, а от голода духовым партиям и играть на своих инструментах.
Музыкантов пришлось искать как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой. Так, тромбониста забрали из пулеметной роты, валторниста — из зенитного полка. Также из госпиталя сбежал альтист, а флейтиста привезли на санках, поскольку у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь.
Показательна история 24-летнего фронтового ударника Жаудата Айдарова. В один из дней он вдруг не пришел на репетицию, чего не терпел строгий Элиасберг. Дирижер стал выяснять, куда пропал Айдаров. Ему сообщили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую. Репетиции шли в Доме радио, где в подвале был морг, как и в любой крупной организации блокадного Ленинграда. Элиасберг отыскал музыканта. Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой!».
Именно Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова».
День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно. Дело в том, что по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград в этот день. Немцы даже напечатали пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но героическое сопротивление жителей города и красноармейцев помешали осуществиться этим планам захватчиков.
9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии, где зажгли все люстры, состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова непрерывно подавлять огонь противника.
Во время исполнения симфонии шла ее прямая трансляция по радио и громкоговорителям городской сети. Симфонию слышали не только ленинградцы, но и осаждавшие город немецкие войска.
После войны два бывших солдата Вермахта, воевавших под Ленинградом, нашли Карла Ильича. Они признались дирижеру: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».
«Ленинградская» симфония действительно стала одним из главных духовных символов борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Писатель Алексей Николаевич Толстой был одним из первых слушателей этого масштабного сочинения.
«На угрозу фашизма — обесчеловечить человека — Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой…», – написал он.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, а также музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.
В 1957 году история исполнения симфонии в блокадном Ленинграде была экранизирована в фильме «Ленинградская симфония».
Шостакович стал активным участником обороны города: работал на строительстве противотанковых укреплений, был бойцом добровольной противопожарной команды, по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. И параллельно создавал одно из самых своих важнейших произведений, в котором предрек нашу Великую Победу.
«В это время я выполнял две обязанности: композитора и пожарника — дежурил на крыше консерватории. И таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться», – вспоминал композитор.
По его словам, «Ленинградскую» симфонию он создал очень быстро. Действительно, Дмитрий Дмитриевич сочинил ее всего за пять месяцев — работа продолжалась с июля по декабрь 1941 года.
«Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке», – отмечал композитор.
Выступая 16 сентября 1941 года на ленинградском радио Шостакович рассказал, что накануне утром он закончил партитуру второй части нового симфонического сочинения.
Первые три части произведения были написаны в доме Бенуа в Ленинграде, а финал симфонии композитор создал уже в эвакуации.
В середине октября 1941 года Шостакович вместе с двумя малолетними детьми и женой был эвакуирован в Куйбышев. 5 марта 1942 года на сцене местного Театра оперы и балета, состоялась премьера Седьмой симфонии. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда.
Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде выступил главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Ильич Элиасберг.
В июле 1942 года специальным рейсом двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов доставил вместе с медикаментами четыре объемистые нотные тетради партитуры в осаждённый оккупантами город, буквально пролетев над вражескими позициями.
Однако первые репетиции начались еще задолго до этого. После страшной зимы 1941-го в оркестре осталось лишь 9 человек (по воспоминаниям флейтистки того блокадного состава коллектива Галины Лелюхиной), а для исполнения симфонии, как выяснилось, требовалось более ста. При этом, блокадники были с различными заболеваниями, им было тяжело ходить, а от голода духовым партиям и играть на своих инструментах.
Музыкантов пришлось искать как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой. Так, тромбониста забрали из пулеметной роты, валторниста — из зенитного полка. Также из госпиталя сбежал альтист, а флейтиста привезли на санках, поскольку у него отнялись ноги. Трубач пришел в валенках: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь.
Показательна история 24-летнего фронтового ударника Жаудата Айдарова. В один из дней он вдруг не пришел на репетицию, чего не терпел строгий Элиасберг. Дирижер стал выяснять, куда пропал Айдаров. Ему сообщили, что тот сегодня умер и его отнесли в мертвецкую. Репетиции шли в Доме радио, где в подвале был морг, как и в любой крупной организации блокадного Ленинграда. Элиасберг отыскал музыканта. Вдруг он заметил, что пальцы того слегка шевельнулись и закричал: «Да он же живой!».
Именно Айдаров выбивал барабанную дробь в знаменитой «теме нашествия», которую позже писатель Алексей Толстой назвал «пляской ученых крыс под дудку крысолова».
День исполнения симфонии 9 августа был выбран не случайно. Дело в том, что по приказу Гитлера фашистские войска должны были вступить в Ленинград в этот день. Немцы даже напечатали пригласительные билеты на банкет в ресторане гостиницы «Астория». Но героическое сопротивление жителей города и красноармейцев помешали осуществиться этим планам захватчиков.
9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии, где зажгли все люстры, состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова непрерывно подавлять огонь противника.
Во время исполнения симфонии шла ее прямая трансляция по радио и громкоговорителям городской сети. Симфонию слышали не только ленинградцы, но и осаждавшие город немецкие войска.
После войны два бывших солдата Вермахта, воевавших под Ленинградом, нашли Карла Ильича. Они признались дирижеру: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».
«Ленинградская» симфония действительно стала одним из главных духовных символов борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Писатель Алексей Николаевич Толстой был одним из первых слушателей этого масштабного сочинения.
«На угрозу фашизма — обесчеловечить человека — Шостакович ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой…», – написал он.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича является одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, а также музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.
В 1957 году история исполнения симфонии в блокадном Ленинграде была экранизирована в фильме «Ленинградская симфония».
Показать больше
2 годы назад