Символы и детали: раковина наутилуса на картинах голландцев.
Как отмечали проницательные исследователи искусство может нам что-то рассказать, но только если его воспринимать серьёзно и серийно. Детали, регулярно возникающие в живописи, почти никогда не случайны. И обычно это знаки для чтения, а отнюдь не то, что под руку попало, т.е. элементы (привычного тогда) быта или черты традиции/школы изображения.
Среди таковых вот ещё одна деталь, которую однажды заметив, вдруг начинаешь видеть в картинах одного периода слишком часто. Это кубок или чаша из морской раковины, а если быть точным из моллюска вида Наутилус помпилиус или кораблик обыкновенный.
Взглянем ещё раз на эти чаши и кубки, как бы невзначай стоящие на столах среди прочей «мертвой природы».
Во-первых, крупные, полированные раковины наутилуса занимают ум своей изящной и очень правильной формой. После трактата Луки Пачоли о божественной пропорции многие ученые умы загипнотизированы «золотым сечением» и числом Фи (оно же «золотое число») – и как раз подобные раковины своими пропорциями удивительно вписались в математизированную эстетику.
Во-вторых, само название указывает на корабль, который уже более явно намекает на жизненный путь, полный опасностей (где только вера и разум – надёжные компасы), а также на образ спасения в лоне Церкви. К тому же благодаря успехам новоевропейских кораблей (каракк, каравелл и затем бригантин), научившихся ходить даже при встречном ветре, корабль также становится символом ума. Ну и само собой это источник дохода.
В-третьих, обратим внимание и на дополнительные элементы: инкрустацию, гравировку, а также соседние предметы на картинах. Это в значительной степени либо античная морская символика (Нептун с трезубцем, морские чудища), либо намёки на экзотику (фрукты, китайский фарфор, кораллы, восточные узоры). Ну и понятно, что обычно отсылки именно к Китаю: торговля с Китаем и Японией была очень важна для Нидерландов, к тому же вероятно сами чаши из наутилусов стали вновь актуальны в Европе, потому что продолжали использоваться при китайском дворе. Это уже не роскошь аристократии или папства, это роскошь образованного человека (знающего или якобы знающего античность), который относительно честно заработал капитал.
Как отмечали проницательные исследователи искусство может нам что-то рассказать, но только если его воспринимать серьёзно и серийно. Детали, регулярно возникающие в живописи, почти никогда не случайны. И обычно это знаки для чтения, а отнюдь не то, что под руку попало, т.е. элементы (привычного тогда) быта или черты традиции/школы изображения.
Среди таковых вот ещё одна деталь, которую однажды заметив, вдруг начинаешь видеть в картинах одного периода слишком часто. Это кубок или чаша из морской раковины, а если быть точным из моллюска вида Наутилус помпилиус или кораблик обыкновенный.
Взглянем ещё раз на эти чаши и кубки, как бы невзначай стоящие на столах среди прочей «мертвой природы».
Во-первых, крупные, полированные раковины наутилуса занимают ум своей изящной и очень правильной формой. После трактата Луки Пачоли о божественной пропорции многие ученые умы загипнотизированы «золотым сечением» и числом Фи (оно же «золотое число») – и как раз подобные раковины своими пропорциями удивительно вписались в математизированную эстетику.
Во-вторых, само название указывает на корабль, который уже более явно намекает на жизненный путь, полный опасностей (где только вера и разум – надёжные компасы), а также на образ спасения в лоне Церкви. К тому же благодаря успехам новоевропейских кораблей (каракк, каравелл и затем бригантин), научившихся ходить даже при встречном ветре, корабль также становится символом ума. Ну и само собой это источник дохода.
В-третьих, обратим внимание и на дополнительные элементы: инкрустацию, гравировку, а также соседние предметы на картинах. Это в значительной степени либо античная морская символика (Нептун с трезубцем, морские чудища), либо намёки на экзотику (фрукты, китайский фарфор, кораллы, восточные узоры). Ну и понятно, что обычно отсылки именно к Китаю: торговля с Китаем и Японией была очень важна для Нидерландов, к тому же вероятно сами чаши из наутилусов стали вновь актуальны в Европе, потому что продолжали использоваться при китайском дворе. Это уже не роскошь аристократии или папства, это роскошь образованного человека (знающего или якобы знающего античность), который относительно честно заработал капитал.
Показать больше
1 год назад
1 год назад
1 год назад
Если я сама тебе напишу ты обещаешь со мной пойти на встречу, пройти прогуляться или просто выпить кофе а там уже как получиться?
1 год назад
1 год назад
1 год назад
Скоро начнется курс "Осенняя пора! Очей очарование!"
Мы взяли этот референс - фотография Павловского парка. Это удивительное и очень красивое место. Сама фотография выглядит ярко, однако на курсе вместе с Амритой мы будем использовать нежные цвета, добавим сказки, создадим свой удивительный мир!
Не пропускайте возможность полета фантазии и написания уникальной, сказочной картины, это не будет копирование один в один, мы с вами добавим свои элементы и создадим свой мир! Картина будет детально прописана и отобразит ваше внутреннее состояние, красоту вашей души!
Пишите Амрите Шелковниковой
Мы взяли этот референс - фотография Павловского парка. Это удивительное и очень красивое место. Сама фотография выглядит ярко, однако на курсе вместе с Амритой мы будем использовать нежные цвета, добавим сказки, создадим свой удивительный мир!
Не пропускайте возможность полета фантазии и написания уникальной, сказочной картины, это не будет копирование один в один, мы с вами добавим свои элементы и создадим свой мир! Картина будет детально прописана и отобразит ваше внутреннее состояние, красоту вашей души!
Пишите Амрите Шелковниковой
Показать больше
1 год назад
"...Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой..." Б. Пастернак
Художник Петер Мёрк Мёнстед.
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой..." Б. Пастернак
Художник Петер Мёрк Мёнстед.
1 год назад
Приглашаю на курс живописи!
Это Павловский парк (Санкт-Петербург, Пушкинский район, Павловск, Павловский парк). Мы с вами будем писать пейзаж на основе этого удивительного места!
Приглашаю вас на этот красивый курс, который стоит совсем недорого (1000р), а даст он вам не только прекрасный результат, но и разовьет новые художественные навыки, так как преподаватель Амрита Шелковникова как профессиональный художник с 25-летним стажем расскажет и покажет вам секреты живописи пейзажей!
Торопитесь, начало уже совсем скоро! Пишите Амрите Шелковниковой
Это Павловский парк (Санкт-Петербург, Пушкинский район, Павловск, Павловский парк). Мы с вами будем писать пейзаж на основе этого удивительного места!
Приглашаю вас на этот красивый курс, который стоит совсем недорого (1000р), а даст он вам не только прекрасный результат, но и разовьет новые художественные навыки, так как преподаватель Амрита Шелковникова как профессиональный художник с 25-летним стажем расскажет и покажет вам секреты живописи пейзажей!
Торопитесь, начало уже совсем скоро! Пишите Амрите Шелковниковой
Показать больше
1 год назад
Приглашаю на курс живописи!
Мы с вами будем писать пейзаж на основе этого удивительного места! Это Павловский парк (Санкт-Петербург).
Приглашаю вас на этот красивый курс, который даст он вам не только прекрасный результат, но и разовьет новые художественные навыки, так как преподаватель Амрита Шелковникова как профессиональный художник с 25-летним стажем расскажет и покажет вам секреты живописи пейзажей!
Торопитесь, начало уже совсем скоро! Пишите Амрите Шелковниковой
Мы с вами будем писать пейзаж на основе этого удивительного места! Это Павловский парк (Санкт-Петербург).
Приглашаю вас на этот красивый курс, который даст он вам не только прекрасный результат, но и разовьет новые художественные навыки, так как преподаватель Амрита Шелковникова как профессиональный художник с 25-летним стажем расскажет и покажет вам секреты живописи пейзажей!
Торопитесь, начало уже совсем скоро! Пишите Амрите Шелковниковой
Показать больше
1 год назад
«Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства?
Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.
Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.
«Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.
Рублев создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…
В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый.
Не секрет, что Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского, который был связан с исихастской традицией. А в русском исихазме вообще особый акцент на милости Божией.
Иногда можно услышать, что будто бы Андрей Рублев просто перенял поздневизантийский стиль писания икон, который мог прийти на Русь через юго-западные границы. Но, всерьез изучая работы Рублева, мы приходим к однозначному выводу: даже если какое-то византийское влияние и было, он переработал, «переплавил» его до неузнаваемости в свою самобытную манеру.
Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.
Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.
«Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.
Рублев создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…
В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый.
Не секрет, что Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского, который был связан с исихастской традицией. А в русском исихазме вообще особый акцент на милости Божией.
Иногда можно услышать, что будто бы Андрей Рублев просто перенял поздневизантийский стиль писания икон, который мог прийти на Русь через юго-западные границы. Но, всерьез изучая работы Рублева, мы приходим к однозначному выводу: даже если какое-то византийское влияние и было, он переработал, «переплавил» его до неузнаваемости в свою самобытную манеру.
Показать больше